Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12848/2016

Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Супругу истицы, проходившему военную службу по контракту, было предоставлено служебное жилое помещение, в котором истица зарегистрирована и проживает постоянно; ссылается на то, что город был исключен из перечня военных городков, а квартира относится к государственному жилищному фонду и может быть передана ей в собственность бесплатно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2016 г. по делу N 33-12848/2016


Судья Корниенко А.Н.
А-099Г

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Макурина В.М.,
судей: Сударьковой Е.В., Быстровой М.Г.,
при секретаре: В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по исковому заявлению Ф. <данные изъяты> к Министерству обороны РФ в лице ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения", ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГКУ "Центррегионжилье" - Г.,
на заочное решение Канского городского суда Красноярского края от 15 января 2016 года, которым постановлено:
"Признать за Ф.О. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - трехкомнатную квартиру, общей площадью 67,4 кв. м, жилой площадью 40,8 кв. м, расположенную на первом этаже в доме по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Ф.О. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Свои требования мотивировала тем, что в 2001 году ее супруг Ф.Г. получил трехкомнатную квартиру по адресу: <данные изъяты>, на условиях социального найма, как военнослужащий войсковой части N 03259 на семью из четырех человек. После получения квартиры Ф-вы вселились в квартиру, и прописались в ней постоянно. В 2001 году на указанную квартиру был выдан ордер N 21 от 14.08.2001 года. В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают истец Ф.О., а также ее сын Ф.П., <данные изъяты> года рождения. Наниматель квартиры Ф.Г. умер <данные изъяты> года. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р г. Канск - 12 (то есть четвертый военный городок) исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации. Занимаемая ею квартира относится к государственному жилищному фонду и может быть передана ей в собственность бесплатно на основании ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 15411-1 "О приватизации жилого фонда в РФ". Ответчики не согласовали между собой порядок передачи принадлежащего им государственного имущества из государственной в муниципальную собственность, что не позволяет ей использовать право на приватизацию жилого помещения. В связи с чем, просила суд признать за ней право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации, поскольку ее сын отказался от участия в приватизации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что из материалов дела не усматривается заключения договора социального найма с Ф.Г., поскольку спорное жилье имеет статус служебного и приватизации не подлежит.
В судебное заседание участники процесса не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение участниками процесса процессуальной обязанности по извещению суда об уважительности причин отсутствия позволяет сделать вывод об отсутствии таковых, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу п. 1 ч. 1 и 2 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения). При этом в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 пп. "а" п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 (далее - Правила).
Согласно положению п. 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Вместе с тем для правильного разрешения заявленного спора надлежит учитывать положения ст. 296 ГК РФ, предусматривающей, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 (редакция от 27 января 2012 года) "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что право пользования Ф.Г., проходившим военную службу по контракту в войсковой части 03259, его супруги Ф.О., дочери Ф.Е., <данные изъяты> года рождения и сына Ф.П., <данные изъяты> года рождения, в отношении отдельной трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, закреплено служебным ордером N 21 от 14.08.2001 года, выданного квартирно-эксплуатационной частью Иннокентьевского района Сибирского военного округа Минобороны России.
<данные изъяты> г. Ф.Г. умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии <...> от 29.01.2008 г.
Согласно справке ООО "ГУЖФ" от 01.12.2015 г. N 73 Ф.О., Ф.П., Ф.Е. с 14.11.2001 г. имеют постоянную регистрацию по месту расположения вышеуказанной квартиры.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р г. Канск исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ответа администрации г. Канска N 571/Ко от 22.06.2012 г. на запрос по коллективному обращению граждан о заключении договора социального найма, жилищный фонд 4 военного городка в г. Канске в муниципальную собственность не передавался, является собственностью МО РФ, то есть государственным жилым фондом.
Из справки МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Канска" администрации г. Канска от 25.11.2015 г. следует, что договор передачи жилого помещения в собственность граждан по адресу: <данные изъяты>, на 24.11.2015 г. не заключался.
В соответствии с информацией предоставленной МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Канска" администрации г. Канска от 01.12.2015 г., квартира расположенная по адресу: <данные изъяты> в реестр муниципальной собственности г. Канска не числится.
Согласно Уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 15.09.2014 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения относительно зарегистрированных прав на квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 года четвертый военный городок г. Канска (г. Канск-12) исключен из числа закрытых военных городков, истица фактически проживает в данном жилом помещении с 14.08.2001 года, то в силу ст. 12 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" следует признать за Ф.О. право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации. Удовлетворение заявления не нарушает права иных лиц, ответчики уклоняются от заключения договора приватизации и в другом порядке, кроме судебного, истец лишена возможности осуществить свое право на приватизацию.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Ф.Г., было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
По нормам ранее действовавшего законодательства (ст. 28 - 31, 33, 42, 43 ЖК РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований ЖК РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Спорное жилое помещение предоставлено Ф.Г. в качестве служебного для временного проживания в период прохождения службы в войсковой части.
В силу ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
На основании ст. 104 ЖК РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно ст. 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Служебный ордер и решение о предоставлении Ф.Г. спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений ч. 2 ст. 92 ЖК РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пп. "м" п. 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований истицы, поскольку занимаемое ею жилое помещение до настоящего времени имеет статус служебного, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Заочное решение Канского городского суда Красноярского края от 15 января 2016 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ф. <данные изъяты> к Министерству обороны РФ в лице ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения", ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать в полном объеме.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)