Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает на то, что в связи с отсутствием у него закрепленного жилого помещения он был принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гильманова Т.А.
Докладчик: Проценко Е.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Проценко Е.П.,
судей Акининой Е.В., Сорокина А.В.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Проценко Е.П. гражданское дело по апелляционной жалобе главы Мариинского муниципального района К.
на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2016 года,
по иску П.Ю. к администрации Мариинского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
установила:
П.Ю. обратился в суд с иском к администрации Мариинского муниципального района, в котором просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 квадратных метров на территории муниципального образования "Мариинское городское поселение" Кемеровской области. Взыскать с администрации Мариинского муниципального района в его пользу судебные расходы в размере ... рублей.
Требования мотивированы тем, что решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 14.06.1996 г. его родители - П.Е. и П.И. были лишены родительских прав в отношении него и его сестры Аллы.
На основании распоряжения Администрации города Мариинска Кемеровской области от 28.06.1996 г. N ... он был передан под опеку своей тете Б. ... г. его отец П.Ю. умер.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Собственного жилого помещения у его родителей не имелось, а потому на период нахождения его под опекой за ним жилое помещение не закреплялось.
В связи с отсутствием у него закрепленного жилого помещения, 30.12.2002 года он был принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно справке жилищного отдела администрации Мариинского муниципального района от 01.03.2016 г. N ... по состоянию на 01.03.2016 года его регистрационный номер в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - номер его очереди ....
В июне 2011 года он окончил среднее профессиональное образование в ГОУСПО "Мариинский лесотехнический техникум". В ноябре 2012 года окончил военную службу по призыву. Собственного жилого помещения не имеет, вынужден проживать в съемной квартире, в настоящее время временно проживает по адресу: ....
23.03.2016 года обратился в администрацию Мариинского муниципального района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения вне очереди. Однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено, на его письменное обращение администрация сообщила, что жилое помещение будет предоставлено в порядке очередности, номер его очереди - ....
Кроме того, в связи с обращением в суд он понес судебные расходы: оплатил государственную пошлину в размере ... рублей, оплатил услуги адвоката за составление искового заявления в размере ... руб.
В судебном заседании истец П.Ю. поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района Д., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2016 года постановлено:
Исковые требования П.Ю. удовлетворить.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить П.Ю. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 квадратных метров на территории муниципального образования "Мариинское городское поселение" Кемеровской области.
Взыскать с администрации Мариинского муниципального района в пользу П.Ю. судебные расходы в сумме ... рублей (л.д. 41 - 47).
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Мариинского муниципального района просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
Суд не принял во внимание положения ч. 1 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2013 N 134-ОЗ "об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суд не принял во внимание, что П.Ю. с 2013 г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, номер очереди - ....
Считает, внеочередное предоставление жилого помещения истцу нарушит права и законные интересы детей-сирот, находящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и включенных в такой список ранее истца.
В настоящее время в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет. Суд не указал в резолютивной части решения, за счет каких субвенций выделяемых из бюджета Кемеровской области ответчик обязан предоставить жилое помещение истцу (л.д. 49 - 50).
На апелляционную жалобу истцом П.Ю. принесены возражения (л.д. 54 - 56).
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в соответствие с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, относительно доводов жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в законную силу 1 января 2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1, п. п. 1, 2, 3, 9 ст. 3, п. 1 ст. 7 и п. 1 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 г. N 134-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящим Законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее также в соответствующих положениях настоящего Закона - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей).
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), представляет собой совокупность сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Список формируется органом исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющим управление в сфере образования, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району).
В случае наделения Законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот список формируется соответствующим органом местного самоуправления городского округа или муниципального района. При этом в целях осуществления контроля за исполнением указанного государственного полномочия орган исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющий управление в сфере образования, ведет единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району).
В соответствии с Федеральным законом в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет.
Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты рождения детей-сирот.
На основании ст. 7 данного Закона, вступающей в силу с 01.01.2014 г., норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
В силу ст. 5 указанного Закона гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в пункте 5 статьи 3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.
Согласно п. п. 1 - 4 ст. 11 данного Закона настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 1 мая 2013 года в список в порядке очередности в соответствии с пунктами 3 и 9 статьи 3 настоящего Закона со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании Федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") и настоящим Законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, родителями истца П.Ю., ... г.р. являются П.Е., П.И. (л.д. 9).
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 14.06.1996 г. П.Е. и П.И. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе истца П.Ю., ... г.р. (л.д. 10 - 11).
На основании Распоряжения N ... от 28.06.1996 г. администрации г. Мариинска над несовершеннолетним П.Ю. назначена опекуном Б. (л.д. 12).
... г. умер отец истца П.Е. (л.д. 14).
Таким образом, П.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно сведениям администрации Мариинского муниципального района, П.Ю. с 30.12.2002 г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди ... (л.д. 20), первичным местом выявления П.Ю. является: ... (л.д. 34).
Также судом первой инстанции установлено, что в июне 2011 г. П.Ю. окончил ГОУСПО "Мариинский лесотехнический техникум" (л.д. 15), в период с 08.11.2011 г. по 09.11.2012 г. проходил срочную военную службу (л.д. 16 - 17).
21.03.2016 г. истец обратился с заявлением в администрацию Мариинского муниципального района о нарушении его жилищных прав, в связи с не предоставлением ему жилого помещения вне очереди (л.д. 18).
Из ответа администрации Мариинского муниципального района от 01.04.2016 г. следует, что жилое помещение истцу будет предоставлено в порядке очередности, установленной списком, из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения 9 л.д. 19).
До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
Так как П.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получения жилья по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях", жилого помещения в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещении по договору социального найма не является, судом обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Доводы о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу в порядке очередности, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения нарушит права и законные интересы детей-сирот, находящихся в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и включены в такой список ранее истца, несостоятельны, противоречат положениям предусмотренным Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ. Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, в данном случае по достижении П.Ю. 18 лет. Аналогичная позиция нашла отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2014 г. N 88-АПГ13-8.
Обязанность по предоставлению жилого помещения возложена судом именно на администрацию Мариинского муниципального района, соответственно жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств муниципального бюджета, поскольку субвенции, предоставляемые на жилые помещения детям сиротам, зачисляются в счет средств муниципального бюджета, а затем расходуются на приобретение жилых помещений. Кроме того, как правильно указал суд, само по себе отсутствие финансирования, не является основанием к отказу в удовлетворении законных требований истца.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Иных оснований, влекущих отмену решения суда в обжалуемой части, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12203/2016
Требование: О предоставлении жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает на то, что в связи с отсутствием у него закрепленного жилого помещения он был принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. по делу N 33-12203/2016
Судья: Гильманова Т.А.
Докладчик: Проценко Е.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Проценко Е.П.,
судей Акининой Е.В., Сорокина А.В.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Проценко Е.П. гражданское дело по апелляционной жалобе главы Мариинского муниципального района К.
на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2016 года,
по иску П.Ю. к администрации Мариинского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
установила:
П.Ю. обратился в суд с иском к администрации Мариинского муниципального района, в котором просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 квадратных метров на территории муниципального образования "Мариинское городское поселение" Кемеровской области. Взыскать с администрации Мариинского муниципального района в его пользу судебные расходы в размере ... рублей.
Требования мотивированы тем, что решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 14.06.1996 г. его родители - П.Е. и П.И. были лишены родительских прав в отношении него и его сестры Аллы.
На основании распоряжения Администрации города Мариинска Кемеровской области от 28.06.1996 г. N ... он был передан под опеку своей тете Б. ... г. его отец П.Ю. умер.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Собственного жилого помещения у его родителей не имелось, а потому на период нахождения его под опекой за ним жилое помещение не закреплялось.
В связи с отсутствием у него закрепленного жилого помещения, 30.12.2002 года он был принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно справке жилищного отдела администрации Мариинского муниципального района от 01.03.2016 г. N ... по состоянию на 01.03.2016 года его регистрационный номер в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - номер его очереди ....
В июне 2011 года он окончил среднее профессиональное образование в ГОУСПО "Мариинский лесотехнический техникум". В ноябре 2012 года окончил военную службу по призыву. Собственного жилого помещения не имеет, вынужден проживать в съемной квартире, в настоящее время временно проживает по адресу: ....
23.03.2016 года обратился в администрацию Мариинского муниципального района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения вне очереди. Однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено, на его письменное обращение администрация сообщила, что жилое помещение будет предоставлено в порядке очередности, номер его очереди - ....
Кроме того, в связи с обращением в суд он понес судебные расходы: оплатил государственную пошлину в размере ... рублей, оплатил услуги адвоката за составление искового заявления в размере ... руб.
В судебном заседании истец П.Ю. поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района Д., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2016 года постановлено:
Исковые требования П.Ю. удовлетворить.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить П.Ю. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 квадратных метров на территории муниципального образования "Мариинское городское поселение" Кемеровской области.
Взыскать с администрации Мариинского муниципального района в пользу П.Ю. судебные расходы в сумме ... рублей (л.д. 41 - 47).
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Мариинского муниципального района просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
Суд не принял во внимание положения ч. 1 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2013 N 134-ОЗ "об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суд не принял во внимание, что П.Ю. с 2013 г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, номер очереди - ....
Считает, внеочередное предоставление жилого помещения истцу нарушит права и законные интересы детей-сирот, находящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и включенных в такой список ранее истца.
В настоящее время в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет. Суд не указал в резолютивной части решения, за счет каких субвенций выделяемых из бюджета Кемеровской области ответчик обязан предоставить жилое помещение истцу (л.д. 49 - 50).
На апелляционную жалобу истцом П.Ю. принесены возражения (л.д. 54 - 56).
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в соответствие с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, относительно доводов жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в законную силу 1 января 2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1, п. п. 1, 2, 3, 9 ст. 3, п. 1 ст. 7 и п. 1 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 г. N 134-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящим Законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее также в соответствующих положениях настоящего Закона - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей).
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), представляет собой совокупность сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Список формируется органом исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющим управление в сфере образования, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району).
В случае наделения Законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот список формируется соответствующим органом местного самоуправления городского округа или муниципального района. При этом в целях осуществления контроля за исполнением указанного государственного полномочия орган исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющий управление в сфере образования, ведет единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району).
В соответствии с Федеральным законом в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет.
Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты рождения детей-сирот.
На основании ст. 7 данного Закона, вступающей в силу с 01.01.2014 г., норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
В силу ст. 5 указанного Закона гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в пункте 5 статьи 3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.
Согласно п. п. 1 - 4 ст. 11 данного Закона настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 1 мая 2013 года в список в порядке очередности в соответствии с пунктами 3 и 9 статьи 3 настоящего Закона со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании Федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") и настоящим Законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, родителями истца П.Ю., ... г.р. являются П.Е., П.И. (л.д. 9).
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 14.06.1996 г. П.Е. и П.И. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе истца П.Ю., ... г.р. (л.д. 10 - 11).
На основании Распоряжения N ... от 28.06.1996 г. администрации г. Мариинска над несовершеннолетним П.Ю. назначена опекуном Б. (л.д. 12).
... г. умер отец истца П.Е. (л.д. 14).
Таким образом, П.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно сведениям администрации Мариинского муниципального района, П.Ю. с 30.12.2002 г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди ... (л.д. 20), первичным местом выявления П.Ю. является: ... (л.д. 34).
Также судом первой инстанции установлено, что в июне 2011 г. П.Ю. окончил ГОУСПО "Мариинский лесотехнический техникум" (л.д. 15), в период с 08.11.2011 г. по 09.11.2012 г. проходил срочную военную службу (л.д. 16 - 17).
21.03.2016 г. истец обратился с заявлением в администрацию Мариинского муниципального района о нарушении его жилищных прав, в связи с не предоставлением ему жилого помещения вне очереди (л.д. 18).
Из ответа администрации Мариинского муниципального района от 01.04.2016 г. следует, что жилое помещение истцу будет предоставлено в порядке очередности, установленной списком, из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения 9 л.д. 19).
До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
Так как П.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получения жилья по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях", жилого помещения в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещении по договору социального найма не является, судом обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Доводы о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу в порядке очередности, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения нарушит права и законные интересы детей-сирот, находящихся в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и включены в такой список ранее истца, несостоятельны, противоречат положениям предусмотренным Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ. Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, в данном случае по достижении П.Ю. 18 лет. Аналогичная позиция нашла отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2014 г. N 88-АПГ13-8.
Обязанность по предоставлению жилого помещения возложена судом именно на администрацию Мариинского муниципального района, соответственно жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств муниципального бюджета, поскольку субвенции, предоставляемые на жилые помещения детям сиротам, зачисляются в счет средств муниципального бюджета, а затем расходуются на приобретение жилых помещений. Кроме того, как правильно указал суд, само по себе отсутствие финансирования, не является основанием к отказу в удовлетворении законных требований истца.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Иных оснований, влекущих отмену решения суда в обжалуемой части, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)