Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кузьмин Д.С.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.
судей Ивановой Ю.В., Белоногого А.В.
при секретаре З.Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 апреля 2016 года гражданское дело N 2-2508/15 по апелляционной жалобе Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2015 года по иску К.А.М. к Федеральному Государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения истца - К.А.М., судебная коллегия
К.А.М. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <...>.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать начальника управления Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации указанное решение отменить и восстановить К.А.М. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2015 года требования К.А.М. удовлетворены.
Постановленным решением признано незаконным решение Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" N <...> от <дата> о снятии К.А.М. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным.
На Федеральное Государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" возложена обязанность восстановить К.А.М. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с даты первоначальной постановки на учет.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Ответчик - Федеральное Государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованное лицо - Федеральное Государственное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия" Министерства обороны Российской Федерации своих представителей на рассмотрение дела не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом, сведения об уважительности причин своей неявки не представили, учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившегося истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решения суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что майор запаса К.А.М. являлся <...>
На основании приказа начальника <...> N <...> от <дата> истец был уволен с военной службы, в связи с <...>, с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам из-за отсутствия жилого помещения.
Последующим приказом N <...> от <дата> К.А.М. исключен из списков личного состав.
Решением Федерального Государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации N <...> от <дата> К.А.М. отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих право нахождения на таком учете и в связи с окончанием им военной службы.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, было признано незаконным указанное решение Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от <дата>. На заинтересованное лицо возложена обязанность повторно рассмотреть заявление К.А.М. о постановке его на учет нуждающихся в порядке, установленном действующим законодательством.
Решением Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N <...> от <дата> К.А.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Однако решением Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N <...> от <дата> К.А.М. был снят с регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В обоснование данного решения указано на то, что К.А.М. в период с <дата> по <дата> состоял на регистрационном учете и проживал по адресу: <адрес>, совместно с членами своей семьи: <...> К.А.В., <...> К.А.А., <...> К.В.Л., <...> К.Х. Был обеспечен жилым помещением свыше учетной нормы на <...>.
После расторжения брака <дата> истец снялся с регистрационного учета, постоянно зарегистрировался по адресу: <адрес>, тем самым намеренно прекратив пользование жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, чем намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Таким образом, К.А.М. не имел оснований для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, так как пятилетний срок после намеренного ухудшения им своих жилищных условий, по состоянию на <дата>, не прошел.
Полагая данное решение незаконным, К.А.М. ссылался на то, что с его стороны действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий, совершено не было, в связи с чем оснований для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях не имелось.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что в исследуемой ситуации, отсутствуют данные, позволяющие сделать достоверный вывод о том, что весь комплекс произошедших событий, был спланирован и реализован К.А.М. в целях быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку такой вывод не основан на представленных при разрешении спора доказательствах, что привело к неправильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
Так, согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются определенным категориям лиц (малоимущие, инвалиды, ветераны) нуждающимся в жилых помещениях.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности (пункт 2), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации выяснение факта совершения гражданами с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях действий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, имеет юридическое значение лишь при решении вопроса о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилья по договору социального найма.
Положения части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагают учитывать при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Указанные положения учтены в пункте 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Данным пунктом Инструкции установлено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Из материалов дела следует, что в период с <дата> по <дата> К.А.М., совместно со <...>, был зарегистрирован в отдельной трехкомнатной квартире общей площадью <...> кв. м, находящейся по адресу: <адрес>. Истец от участия в приватизации указанной квартиры отказался в пользу <...>.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводами ответчика, изложенными при рассмотрении дела в суде первой инстанции, что, снявшись <дата> с регистрационного учета по указанному адресу, К.А.М. совершил действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий.
Таким образом, поскольку на дату исключения К.А.М. из списков личного состава, прошло менее пяти лет с момента ухудшения жилищных условий, то на дату принятия решения жилищной комиссией войсковой части у истца не могло возникнуть право быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, следовательно, и права быть принятым на такой учет.
При этом судебная коллегия учитывает, из решения Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по гражданскому делу N <...> не следует, что при рассмотрении спора судом исследовался вопрос о наличии у К.А.М. оснований для постановки его на учет нуждающихся.
В целях восстановления нарушенного права истца суд счел необходимым возложить на заинтересованное лицо, Федеральное Государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, обязанность повторно рассмотреть заявление К.А.М.
Из решения Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> не следует, что на ответчика по делу возложена обязанность принять К.А.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичные нормы содержит также пункт 6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое истцом решение о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, является законным, поскольку на момент постановки К.А.М. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации правовые основания для принятия его на такой учет отсутствовали, следовательно, на Министерство обороны не может быть возложена обязанность по предоставлению К.А.М. жилого помещения, путем удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции неправильно определил юридически значимые обстоятельства дела, поэтому обжалуемое решение суда не может быть признано отвечающим требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2015 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Отказать в удовлетворении требований К.А.М. к Федеральному Государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения от <дата> N <...> о снятии К.А.М. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также обязании поставить на такой учет.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.04.2016 N 33-5972/2016 ПО ДЕЛУ N 2-2508/2015
Требование: Об оспаривании решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, обязании восстановить на соответствующем учете.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2016 г. N 33-5972/2016
Судья: Кузьмин Д.С.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.
судей Ивановой Ю.В., Белоногого А.В.
при секретаре З.Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 апреля 2016 года гражданское дело N 2-2508/15 по апелляционной жалобе Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2015 года по иску К.А.М. к Федеральному Государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения истца - К.А.М., судебная коллегия
установила:
К.А.М. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <...>.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать начальника управления Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации указанное решение отменить и восстановить К.А.М. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2015 года требования К.А.М. удовлетворены.
Постановленным решением признано незаконным решение Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" N <...> от <дата> о снятии К.А.М. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным.
На Федеральное Государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" возложена обязанность восстановить К.А.М. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с даты первоначальной постановки на учет.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Ответчик - Федеральное Государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованное лицо - Федеральное Государственное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия" Министерства обороны Российской Федерации своих представителей на рассмотрение дела не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом, сведения об уважительности причин своей неявки не представили, учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившегося истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решения суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что майор запаса К.А.М. являлся <...>
На основании приказа начальника <...> N <...> от <дата> истец был уволен с военной службы, в связи с <...>, с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам из-за отсутствия жилого помещения.
Последующим приказом N <...> от <дата> К.А.М. исключен из списков личного состав.
Решением Федерального Государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации N <...> от <дата> К.А.М. отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих право нахождения на таком учете и в связи с окончанием им военной службы.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, было признано незаконным указанное решение Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от <дата>. На заинтересованное лицо возложена обязанность повторно рассмотреть заявление К.А.М. о постановке его на учет нуждающихся в порядке, установленном действующим законодательством.
Решением Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N <...> от <дата> К.А.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Однако решением Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N <...> от <дата> К.А.М. был снят с регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В обоснование данного решения указано на то, что К.А.М. в период с <дата> по <дата> состоял на регистрационном учете и проживал по адресу: <адрес>, совместно с членами своей семьи: <...> К.А.В., <...> К.А.А., <...> К.В.Л., <...> К.Х. Был обеспечен жилым помещением свыше учетной нормы на <...>.
После расторжения брака <дата> истец снялся с регистрационного учета, постоянно зарегистрировался по адресу: <адрес>, тем самым намеренно прекратив пользование жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, чем намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Таким образом, К.А.М. не имел оснований для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, так как пятилетний срок после намеренного ухудшения им своих жилищных условий, по состоянию на <дата>, не прошел.
Полагая данное решение незаконным, К.А.М. ссылался на то, что с его стороны действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий, совершено не было, в связи с чем оснований для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях не имелось.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что в исследуемой ситуации, отсутствуют данные, позволяющие сделать достоверный вывод о том, что весь комплекс произошедших событий, был спланирован и реализован К.А.М. в целях быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку такой вывод не основан на представленных при разрешении спора доказательствах, что привело к неправильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
Так, согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются определенным категориям лиц (малоимущие, инвалиды, ветераны) нуждающимся в жилых помещениях.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности (пункт 2), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации выяснение факта совершения гражданами с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях действий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, имеет юридическое значение лишь при решении вопроса о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилья по договору социального найма.
Положения части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагают учитывать при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Указанные положения учтены в пункте 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Данным пунктом Инструкции установлено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Из материалов дела следует, что в период с <дата> по <дата> К.А.М., совместно со <...>, был зарегистрирован в отдельной трехкомнатной квартире общей площадью <...> кв. м, находящейся по адресу: <адрес>. Истец от участия в приватизации указанной квартиры отказался в пользу <...>.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводами ответчика, изложенными при рассмотрении дела в суде первой инстанции, что, снявшись <дата> с регистрационного учета по указанному адресу, К.А.М. совершил действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий.
Таким образом, поскольку на дату исключения К.А.М. из списков личного состава, прошло менее пяти лет с момента ухудшения жилищных условий, то на дату принятия решения жилищной комиссией войсковой части у истца не могло возникнуть право быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, следовательно, и права быть принятым на такой учет.
При этом судебная коллегия учитывает, из решения Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по гражданскому делу N <...> не следует, что при рассмотрении спора судом исследовался вопрос о наличии у К.А.М. оснований для постановки его на учет нуждающихся.
В целях восстановления нарушенного права истца суд счел необходимым возложить на заинтересованное лицо, Федеральное Государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, обязанность повторно рассмотреть заявление К.А.М.
Из решения Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> не следует, что на ответчика по делу возложена обязанность принять К.А.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичные нормы содержит также пункт 6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое истцом решение о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, является законным, поскольку на момент постановки К.А.М. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации правовые основания для принятия его на такой учет отсутствовали, следовательно, на Министерство обороны не может быть возложена обязанность по предоставлению К.А.М. жилого помещения, путем удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции неправильно определил юридически значимые обстоятельства дела, поэтому обжалуемое решение суда не может быть признано отвечающим требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2015 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Отказать в удовлетворении требований К.А.М. к Федеральному Государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения от <дата> N <...> о снятии К.А.М. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также обязании поставить на такой учет.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)