Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. До настоящего момента истец постоянного жилья не имеет, никаких прав на жилое помещение не приобрел, жилое помещение в соответствии с действующим законодательством не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Баташева М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Филиппова А.Е.
судей Кушнаренко Н.В., Сеник Ж.Ю.
с участием прокурора Ефременко Т.Н.
при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах Б.А. к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, Департамент координации и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, МКУ "Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону", об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 июня 2016 года. Заслушав доклад судьи Кушнаренко Н.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Б.А. с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, Департамент координации и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, МКУ "Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону", об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Б.А. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения комиссии администрации Советского района г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 26.03.2015 г.
Б.А. с составом семьи 1 человек включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
До настоящего времени благоустроенное жилое помещение истцу не представлено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Б.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 июня 2016 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Б.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на состав семьи 1 человек в соответствии с нормой предоставления.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Ростова-на-Дону обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить судебное постановление, установить срок для исполнения решения суда - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Апеллянт не отрицает право истца на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, вместе с этим, ссылается на то, что Администрацией г. Ростова-на-Дону не могут быть реализованы государственные полномочия по обеспечению Б.А. жильем в порядке реализации закона Ростовской области от 20 июня 2006 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ввиду отсутствия соответствующего финансирования из бюджета Ростовской области для этих целей, которое осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Автор жалобы полагает, что установление срока для исполнения решения в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суда будет направлено на реализацию нормативных актов и их надлежащее исполнение.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Министерства территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, Департамента координации и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, МКУ "Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону", извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается уведомлениями в деле.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Администрации г. Ростова-на-Дону по доверенности, представителя Департамента координации и перспективного развития г. Ростова-на-Дону по доверенности, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного постановления.
Судом установлено, что Б.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" относится к лицам, оставшимся без попечения родителей.
Согласно решению Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05.02.1994 г. мать ФИО6 и отец ФИО12. лишены родительских прав.
На основании решения комиссии администрации Советского района г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО11 с составом семьи 1 человек включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Б.А. исполнилось 18 лет и в настоящий момент он подлежит обеспечению жилым помещением.
До настоящего момента Б.А. постоянного жилья не имеет, никаких прав на жилое помещение не приобрел, жилое помещение Б.А. в соответствии с действующим законодательством не предоставлено.
Следовательно, у Б.А., как нуждающегося в жилом помещении, возникло в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено, что явилось основанием для обращения в суд.
Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции руководствовался положениями Конституции РФ, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом РО от 22.06.2006 N 449-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", исходил из того, что жилищные права Б.А. нарушены, поскольку он до настоящего времени не обеспечен соответствующим жильем - благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, в связи с чем пришел к правомерному выводу о возложении на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанности по предоставлению Б.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Указанные выводы подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апеллянта об отсутствии централизованного финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Указания в жалобе на предоставление срока исполнения решения суда 1 года не может быть признано судебной коллегией обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".
В силу пункта 8.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области N 539 от 25.06.2012, администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма специализированного жилого помещения гражданам указанной категории.
Положения перечисленных норм не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. Кроме того предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Принимая во внимание, что Администрацией не представлено доказательств, указывающих на то, что по истечении именно 1 года у Администрации г. Ростова-на-Дону появиться реальная возможность исполнить решение суда, вышеуказанный довод апелляционной жалобы нельзя признать обоснованным.
Отсутствие в законодательстве положений о сроке, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Поскольку в остальной части вынесенное судом решение сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 июня 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 24.08.2016 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-14703/2016
Требование: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. До настоящего момента истец постоянного жилья не имеет, никаких прав на жилое помещение не приобрел, жилое помещение в соответствии с действующим законодательством не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2016 г. по делу N 33-14703/2016
Судья Баташева М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Филиппова А.Е.
судей Кушнаренко Н.В., Сеник Ж.Ю.
с участием прокурора Ефременко Т.Н.
при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах Б.А. к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, Департамент координации и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, МКУ "Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону", об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 июня 2016 года. Заслушав доклад судьи Кушнаренко Н.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Б.А. с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, Департамент координации и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, МКУ "Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону", об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Б.А. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения комиссии администрации Советского района г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 26.03.2015 г.
Б.А. с составом семьи 1 человек включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
До настоящего времени благоустроенное жилое помещение истцу не представлено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Б.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 июня 2016 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Б.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на состав семьи 1 человек в соответствии с нормой предоставления.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Ростова-на-Дону обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить судебное постановление, установить срок для исполнения решения суда - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Апеллянт не отрицает право истца на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, вместе с этим, ссылается на то, что Администрацией г. Ростова-на-Дону не могут быть реализованы государственные полномочия по обеспечению Б.А. жильем в порядке реализации закона Ростовской области от 20 июня 2006 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ввиду отсутствия соответствующего финансирования из бюджета Ростовской области для этих целей, которое осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Автор жалобы полагает, что установление срока для исполнения решения в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суда будет направлено на реализацию нормативных актов и их надлежащее исполнение.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Министерства территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, Департамента координации и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, МКУ "Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону", извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается уведомлениями в деле.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Администрации г. Ростова-на-Дону по доверенности, представителя Департамента координации и перспективного развития г. Ростова-на-Дону по доверенности, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного постановления.
Судом установлено, что Б.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" относится к лицам, оставшимся без попечения родителей.
Согласно решению Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05.02.1994 г. мать ФИО6 и отец ФИО12. лишены родительских прав.
На основании решения комиссии администрации Советского района г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО11 с составом семьи 1 человек включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Б.А. исполнилось 18 лет и в настоящий момент он подлежит обеспечению жилым помещением.
До настоящего момента Б.А. постоянного жилья не имеет, никаких прав на жилое помещение не приобрел, жилое помещение Б.А. в соответствии с действующим законодательством не предоставлено.
Следовательно, у Б.А., как нуждающегося в жилом помещении, возникло в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено, что явилось основанием для обращения в суд.
Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции руководствовался положениями Конституции РФ, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом РО от 22.06.2006 N 449-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", исходил из того, что жилищные права Б.А. нарушены, поскольку он до настоящего времени не обеспечен соответствующим жильем - благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, в связи с чем пришел к правомерному выводу о возложении на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанности по предоставлению Б.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Указанные выводы подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апеллянта об отсутствии централизованного финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Указания в жалобе на предоставление срока исполнения решения суда 1 года не может быть признано судебной коллегией обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".
В силу пункта 8.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области N 539 от 25.06.2012, администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма специализированного жилого помещения гражданам указанной категории.
Положения перечисленных норм не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. Кроме того предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Принимая во внимание, что Администрацией не представлено доказательств, указывающих на то, что по истечении именно 1 года у Администрации г. Ростова-на-Дону появиться реальная возможность исполнить решение суда, вышеуказанный довод апелляционной жалобы нельзя признать обоснованным.
Отсутствие в законодательстве положений о сроке, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Поскольку в остальной части вынесенное судом решение сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 июня 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 24.08.2016 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)