Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Аносовой Н.В.,
судей Баркановой Я.В., Горбик В.М.
при ведении протокола судебного заседания Тюриной Д.Н.
при участии в судебном заседании:
от истца: Винцевич Т.В. (по доверенности от 22.01.2016)
от ответчика: Нуйкина К.П. (по доверенности от 20.05.2016)
рассмотрев ходатайство Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия о возобновлении производства по рассмотрению апелляционной жалобы (регистрационный номер 13АП-13834/2015) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.04.2015 г. по делу N А26-10141/2014 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к Обществу с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес"
о взыскании 378 315 руб. 14 коп.
и по иску Общества с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
об уменьшении арендной платы за 2012 г., 2013 г.,
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 378 315 руб. 14 коп., из них 359 282 руб. - задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 г. за 2012, 2013 годы и 19 033 руб. 14 коп. - пени.
В последующем размер пени увеличен до 50 005,06 руб. в связи с увеличением периода просрочки по состоянию на 31.12.2014 (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество обратилось со встречным иском об уменьшении арендной платы за 2012 и 2013 годы по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 до 766 152 рублей. В последующем Обществом уточнило ежегодный размер арендной платы на 2012, 2013 годы - 866 016,17 руб. (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия отказано. В удовлетворении встречного иска общества с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просят обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что основанием для отмены судебного акта является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, решение принято при неправильном применении норм материального права.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 г. производство по настоящему делу приостановлено до разрешения дела N А26-7523/2014.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 г. производство по настоящему делу возобновлено.
До судебного заседания от Министерства поступило письменное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации кассационной жалобы Министерства по делу N А26-7523/2014.
До судебного заседания от Общества поступило письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что в настоящее время Министерством по делу N А26-7523/2014 подана кассационная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации, в связи с чем обстоятельства, установленные в деле N А26-7523/2014, будут иметь существенное значение при рассмотрении настоящего спора и имеется риск принятия противоречащих друг другу судебных актов.
Определением суда от 21.01.2016 г. производство по настоящему делу приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации дела N А26-7523/2014.
Определением суда от 16.05.2016 г. производство по настоящему делу возобновлено, судебное заседание назначено на 16.06.2016 г.
В судебном заседании 16.06.2016 г. представитель истца явившийся в судебное заседание апелляционного суда, доводы изложенные в своей апелляционной жалобе поддержал в полном объеме, просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционного суда с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным, принятом при правильном применении норм права, просит жалобу оставить без удовлетворения.
16.06.2016 г. в судебном заседании объявлен перерыв до 23.06.2016 г. до 09 час. 50 мин. После перерыва стороны в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон после перерыва, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия заявлено об уменьшении исковых требований, о взыскании задолженности по арендной плате за 2012 год в размере 117 068 рублей, о взыскании задолженности по арендной плате за 2013 год - 43 339 рублей, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об изменении решения Арбитражного суда Республики Карелия от 20.04.2015 г. в части отказа в удовлетворении искового заявления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.12.2007 г. между Государственным комитетом Республики Карелия (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка площадью 18 342 кв. м, расположенного на территории Кивиойского Салминского участковых лесничеств Питкярантского лесничества.
Дополнительным соглашением от 20.06.2012 г. в договор внесены изменения, в том числе стороны определили арендодателем Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, арендатором - ООО "Поросозеро-лес" (правопреемник ООО "Карелфинлес"), договору присвоен номер 120-з (том 1, л.д. 20).
При заключении договора стороны согласовали методику расчета, размер и порядок внесения арендной платы. Пунктом 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,51. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Согласно пункту 2.4 договора размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Срок действия договора установлен сторонами с 22.03.2006 г. по 31.12.2029 г. (пункт 7.1 договора аренды).
Согласно пункту 3.4.2 договора аренды ООО "Поросозеро-лес" обязано вносить арендную плату в порядке и сроки, установленные пунктом 2.2 договора в соответствии с приложением N 4.
Из приложения к договору N 4 на 2012 год (не подписанного Обществом) следует, что расчет арендной платы за 2012 год произведен арендодателем в соответствии с пунктом 2 договора аренды по средним ставкам за 1 кмб, сложившимся на 01.01.2012 г. с учетом коэффициента индексации, установленного Федеральным законом от 30.11.2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 - 2014 годов".
По итогам года арендная плата на заявленный по лесным декларациям, в установленном законом порядке, объем использования лесов рассчитывается и взимается, исходя из минимальных ставок за 1 кбм за текущий год. При недоиспользовании установленного договором годового объема использования лесов, арендная плата за недоиспользованную часть рассчитывается, исходя из средней ставки арендной платы, сложившейся в текущем году по хозяйствам и вносится до 31 декабря того года на основании извещения.
Согласно приложению N 4 за 2012 год к Договору аренды, уточненного расчета арендной платы за 2012 года размер задолженности составил: в части минимальных ставок платы за древесину - 83 395 руб., в части превышающей минимальные ставки за древесину - 33 673 руб.
Из приложения к договору N 4 на 2013 год (не подписанного Обществом) следует, что расчет арендной платы за 2013 год произведен арендодателем в соответствии с пунктом 2 договора аренды по средним ставкам за 1 кмб, сложившимся на 01.01.2013 г. с учетом коэффициента индексации, установленного Федеральным законом от 03.12.2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015 годов".
Согласно приложению N 4 за 2013 год к Договору аренды, уточненного расчета арендной платы за 2013 год размер задолженности составил: в части минимальных ставок платы за древесину - 29 347 руб., в части превышающей минимальные ставки за древесину - 13 992 руб.
Ссылаясь на то, что плата, начисленная с применением конкурсного коэффициента, не была внесена Обществом, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что заключенный сторонами договор аренды лесного участка от 18.12.2007 заключен в порядке переоформления договора на аренду участков лесного фонда от 14.02.2006, заключенного по результатам лесного конкурса N 98 от 02.12.2005. Согласно протоколу N 98 от 02.12.2005 заседания комиссии по проведению лесных конкурсов из пяти участников торгов победителем конкурса на право заключения договора аренды сроком до 31.12.2029 признано ООО "Карелфинлес", принявшее обязательство о внесении арендной платы с применением конкурсного коэффициента 1,51 в течение всего срока аренды - по 31.12.2029 г. (том 4, л.д. 25-35).
Условие о его применении закреплено в пункте 3.1 договора на аренду участка лесного фонда от 14.02.2006 г. (том 4, л.д. 9-24).
После введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации и принятия Постановления N 310, в связи с изменением методики расчета арендных платежей методика расчета арендной платы была изменена. Арендные платежи должны начисляться арендодателем, исходя из регулируемых цен.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер арендной платы, превышающий минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением N 310 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и противоречит части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Указав на то, что арендная плата, начисленная с применением конкурсного коэффициента, взысканию не подлежит, суд отказал в удовлетворении иска Министерства.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением от 22.05.2007 г. N 310.
В абзаце 3 пункта 18 Постановления от 17.11.2011 г. N 73 разъяснено следующее. Согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 02.12.2005 г. проведен конкурс по передаче в аренду участков лесного фонда по Республике Карелия.
На момент проведения лесного конкурса, по результатам которого между сторонами был заключен договор аренды, действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс 1997 года).
Согласно статье 34 Лесного кодекса 1997 года и пункту 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (в редакции, действовавшей в указанный период, далее - Положение об аренде), участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
На основании протокола от 02.12.2005 г. N 98 о результатах лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда победителем лесного конкурса было признано ООО "Карелфинлес". Указанным протоколом определены условия передачи участка лесного фонда в аренду и размер повышающего коэффициента 1,51 к установленным ставкам лесных податей для расчета арендной платы (том 4, л.д. 32).
Спорный коэффициент был определен по результатам конкурса, что соответствовало статье 34 Лесного кодекса 1997 года и Положению об аренде.
Статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) 01.01.2007 введен в действие новый Лесной кодекс.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009 г. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Данный порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 г. N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012 г.
В силу пункта 3 Порядка заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением от 22.05.2007 г. N 310, пунктом 11 Порядка.
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса (в редакции на 01.07.2007) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Как следует из приведенных норм права, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997, в соответствие с новым Лесным кодексом.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Таким образом, при переоформлении договора в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условие о названном коэффициенте было правомерно воспроизведено в договоре аренды от 18.12.2007 г., поскольку оно определено на торгах в результате предложения, сделанного правопредшественником Общества в рассматриваемых правоотношениях.
В пункте 18 Постановления от 17.11.2011 г. N 73 указано, что размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер этой платы определяется по результатам проведения торгов.
В силу изложенного спорный коэффициент является элементом платы, установленным по результатам конкурса, пункт 2.1 договора аренды от 18.12.2007 г., в котором приведен данный коэффициент для расчета арендной платы, соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 3 - 10 Порядка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации Общество обязано своевременно и полностью уплачивать арендную плату, предусмотренную договором.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Министерства по природопользованию экологии Республики Карелия.
За ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору истец также обоснованно заявил о взыскании неустойки в сумме 50 005 руб. 06 коп., в соответствии с пунктом 4.3 договора согласно представленному расчету, который судом проверен и признан правильным.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статьи 330, 331 Гражданского кодекса РФ).
Требование истца о взыскании неустойки в сумме 50 005 руб. 06 коп. является законным, обоснованным, и соответствующим условиям договора, заключенного сторонами, а также подтвержденным имеющимися в деле документами.
Таким образом, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства внесения Обществом арендной платы в установленном порядке и размере заявленные Министерством по природопользованию экологии Республики Карелия исковые требования о взыскании размера арендной платы и неустойки соответствует закону и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 апреля 2015 по делу N А26-10141/2014 изменить.
Исковые требования Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия удовлетворить.
Взыскать с ООО "Поросозеро-лес" в пользу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия задолженность в размере 160 407 рублей и пени в размере 50 005 руб. 06 копеек.
Взыскать с ООО "Поросозеро-лес" в доход федерального бюджета 7 208 рублей 24 копейки государственную пошлину за рассмотрение иска.
Взыскать с ООО "Поросозеро-лес" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы.
Решение в части отказа ООО "Поросозеро-лес" оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2016 N 13АП-13834/2015 ПО ДЕЛУ N А26-10141/2014
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2016 г. N 13АП-13834/2015
Дело N А26-10141/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Аносовой Н.В.,
судей Баркановой Я.В., Горбик В.М.
при ведении протокола судебного заседания Тюриной Д.Н.
при участии в судебном заседании:
от истца: Винцевич Т.В. (по доверенности от 22.01.2016)
от ответчика: Нуйкина К.П. (по доверенности от 20.05.2016)
рассмотрев ходатайство Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия о возобновлении производства по рассмотрению апелляционной жалобы (регистрационный номер 13АП-13834/2015) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.04.2015 г. по делу N А26-10141/2014 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к Обществу с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес"
о взыскании 378 315 руб. 14 коп.
и по иску Общества с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
об уменьшении арендной платы за 2012 г., 2013 г.,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 378 315 руб. 14 коп., из них 359 282 руб. - задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 г. за 2012, 2013 годы и 19 033 руб. 14 коп. - пени.
В последующем размер пени увеличен до 50 005,06 руб. в связи с увеличением периода просрочки по состоянию на 31.12.2014 (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество обратилось со встречным иском об уменьшении арендной платы за 2012 и 2013 годы по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 до 766 152 рублей. В последующем Обществом уточнило ежегодный размер арендной платы на 2012, 2013 годы - 866 016,17 руб. (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия отказано. В удовлетворении встречного иска общества с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просят обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что основанием для отмены судебного акта является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, решение принято при неправильном применении норм материального права.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 г. производство по настоящему делу приостановлено до разрешения дела N А26-7523/2014.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 г. производство по настоящему делу возобновлено.
До судебного заседания от Министерства поступило письменное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации кассационной жалобы Министерства по делу N А26-7523/2014.
До судебного заседания от Общества поступило письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что в настоящее время Министерством по делу N А26-7523/2014 подана кассационная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации, в связи с чем обстоятельства, установленные в деле N А26-7523/2014, будут иметь существенное значение при рассмотрении настоящего спора и имеется риск принятия противоречащих друг другу судебных актов.
Определением суда от 21.01.2016 г. производство по настоящему делу приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации дела N А26-7523/2014.
Определением суда от 16.05.2016 г. производство по настоящему делу возобновлено, судебное заседание назначено на 16.06.2016 г.
В судебном заседании 16.06.2016 г. представитель истца явившийся в судебное заседание апелляционного суда, доводы изложенные в своей апелляционной жалобе поддержал в полном объеме, просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционного суда с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным, принятом при правильном применении норм права, просит жалобу оставить без удовлетворения.
16.06.2016 г. в судебном заседании объявлен перерыв до 23.06.2016 г. до 09 час. 50 мин. После перерыва стороны в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон после перерыва, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия заявлено об уменьшении исковых требований, о взыскании задолженности по арендной плате за 2012 год в размере 117 068 рублей, о взыскании задолженности по арендной плате за 2013 год - 43 339 рублей, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об изменении решения Арбитражного суда Республики Карелия от 20.04.2015 г. в части отказа в удовлетворении искового заявления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.12.2007 г. между Государственным комитетом Республики Карелия (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка площадью 18 342 кв. м, расположенного на территории Кивиойского Салминского участковых лесничеств Питкярантского лесничества.
Дополнительным соглашением от 20.06.2012 г. в договор внесены изменения, в том числе стороны определили арендодателем Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, арендатором - ООО "Поросозеро-лес" (правопреемник ООО "Карелфинлес"), договору присвоен номер 120-з (том 1, л.д. 20).
При заключении договора стороны согласовали методику расчета, размер и порядок внесения арендной платы. Пунктом 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,51. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Согласно пункту 2.4 договора размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Срок действия договора установлен сторонами с 22.03.2006 г. по 31.12.2029 г. (пункт 7.1 договора аренды).
Согласно пункту 3.4.2 договора аренды ООО "Поросозеро-лес" обязано вносить арендную плату в порядке и сроки, установленные пунктом 2.2 договора в соответствии с приложением N 4.
Из приложения к договору N 4 на 2012 год (не подписанного Обществом) следует, что расчет арендной платы за 2012 год произведен арендодателем в соответствии с пунктом 2 договора аренды по средним ставкам за 1 кмб, сложившимся на 01.01.2012 г. с учетом коэффициента индексации, установленного Федеральным законом от 30.11.2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 - 2014 годов".
По итогам года арендная плата на заявленный по лесным декларациям, в установленном законом порядке, объем использования лесов рассчитывается и взимается, исходя из минимальных ставок за 1 кбм за текущий год. При недоиспользовании установленного договором годового объема использования лесов, арендная плата за недоиспользованную часть рассчитывается, исходя из средней ставки арендной платы, сложившейся в текущем году по хозяйствам и вносится до 31 декабря того года на основании извещения.
Согласно приложению N 4 за 2012 год к Договору аренды, уточненного расчета арендной платы за 2012 года размер задолженности составил: в части минимальных ставок платы за древесину - 83 395 руб., в части превышающей минимальные ставки за древесину - 33 673 руб.
Из приложения к договору N 4 на 2013 год (не подписанного Обществом) следует, что расчет арендной платы за 2013 год произведен арендодателем в соответствии с пунктом 2 договора аренды по средним ставкам за 1 кмб, сложившимся на 01.01.2013 г. с учетом коэффициента индексации, установленного Федеральным законом от 03.12.2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015 годов".
Согласно приложению N 4 за 2013 год к Договору аренды, уточненного расчета арендной платы за 2013 год размер задолженности составил: в части минимальных ставок платы за древесину - 29 347 руб., в части превышающей минимальные ставки за древесину - 13 992 руб.
Ссылаясь на то, что плата, начисленная с применением конкурсного коэффициента, не была внесена Обществом, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что заключенный сторонами договор аренды лесного участка от 18.12.2007 заключен в порядке переоформления договора на аренду участков лесного фонда от 14.02.2006, заключенного по результатам лесного конкурса N 98 от 02.12.2005. Согласно протоколу N 98 от 02.12.2005 заседания комиссии по проведению лесных конкурсов из пяти участников торгов победителем конкурса на право заключения договора аренды сроком до 31.12.2029 признано ООО "Карелфинлес", принявшее обязательство о внесении арендной платы с применением конкурсного коэффициента 1,51 в течение всего срока аренды - по 31.12.2029 г. (том 4, л.д. 25-35).
Условие о его применении закреплено в пункте 3.1 договора на аренду участка лесного фонда от 14.02.2006 г. (том 4, л.д. 9-24).
После введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации и принятия Постановления N 310, в связи с изменением методики расчета арендных платежей методика расчета арендной платы была изменена. Арендные платежи должны начисляться арендодателем, исходя из регулируемых цен.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер арендной платы, превышающий минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением N 310 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и противоречит части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Указав на то, что арендная плата, начисленная с применением конкурсного коэффициента, взысканию не подлежит, суд отказал в удовлетворении иска Министерства.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением от 22.05.2007 г. N 310.
В абзаце 3 пункта 18 Постановления от 17.11.2011 г. N 73 разъяснено следующее. Согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 02.12.2005 г. проведен конкурс по передаче в аренду участков лесного фонда по Республике Карелия.
На момент проведения лесного конкурса, по результатам которого между сторонами был заключен договор аренды, действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс 1997 года).
Согласно статье 34 Лесного кодекса 1997 года и пункту 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (в редакции, действовавшей в указанный период, далее - Положение об аренде), участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
На основании протокола от 02.12.2005 г. N 98 о результатах лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда победителем лесного конкурса было признано ООО "Карелфинлес". Указанным протоколом определены условия передачи участка лесного фонда в аренду и размер повышающего коэффициента 1,51 к установленным ставкам лесных податей для расчета арендной платы (том 4, л.д. 32).
Спорный коэффициент был определен по результатам конкурса, что соответствовало статье 34 Лесного кодекса 1997 года и Положению об аренде.
Статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) 01.01.2007 введен в действие новый Лесной кодекс.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009 г. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Данный порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 г. N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012 г.
В силу пункта 3 Порядка заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением от 22.05.2007 г. N 310, пунктом 11 Порядка.
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса (в редакции на 01.07.2007) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Как следует из приведенных норм права, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997, в соответствие с новым Лесным кодексом.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Таким образом, при переоформлении договора в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условие о названном коэффициенте было правомерно воспроизведено в договоре аренды от 18.12.2007 г., поскольку оно определено на торгах в результате предложения, сделанного правопредшественником Общества в рассматриваемых правоотношениях.
В пункте 18 Постановления от 17.11.2011 г. N 73 указано, что размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер этой платы определяется по результатам проведения торгов.
В силу изложенного спорный коэффициент является элементом платы, установленным по результатам конкурса, пункт 2.1 договора аренды от 18.12.2007 г., в котором приведен данный коэффициент для расчета арендной платы, соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 3 - 10 Порядка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации Общество обязано своевременно и полностью уплачивать арендную плату, предусмотренную договором.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Министерства по природопользованию экологии Республики Карелия.
За ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору истец также обоснованно заявил о взыскании неустойки в сумме 50 005 руб. 06 коп., в соответствии с пунктом 4.3 договора согласно представленному расчету, который судом проверен и признан правильным.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статьи 330, 331 Гражданского кодекса РФ).
Требование истца о взыскании неустойки в сумме 50 005 руб. 06 коп. является законным, обоснованным, и соответствующим условиям договора, заключенного сторонами, а также подтвержденным имеющимися в деле документами.
Таким образом, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства внесения Обществом арендной платы в установленном порядке и размере заявленные Министерством по природопользованию экологии Республики Карелия исковые требования о взыскании размера арендной платы и неустойки соответствует закону и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 апреля 2015 по делу N А26-10141/2014 изменить.
Исковые требования Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия удовлетворить.
Взыскать с ООО "Поросозеро-лес" в пользу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия задолженность в размере 160 407 рублей и пени в размере 50 005 руб. 06 копеек.
Взыскать с ООО "Поросозеро-лес" в доход федерального бюджета 7 208 рублей 24 копейки государственную пошлину за рассмотрение иска.
Взыскать с ООО "Поросозеро-лес" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы.
Решение в части отказа ООО "Поросозеро-лес" оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.АНОСОВА
Н.В.АНОСОВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
В.М.ГОРБИК
Я.В.БАРКАНОВА
В.М.ГОРБИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)