Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2017 N 02АП-8258/2017 ПО ДЕЛУ N А28-5714/2017

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. по делу N А28-5714/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Жуковой Е.А., действующей на основании доверенности от 16.02.2017 N 17,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 11.09.2017 по делу N А28-5714/2017, принятое судом в составе судьи Кулдышева О.Л.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Богородское" (ИНН: 4345306942, ОГРН: 1114345017192) к министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 28.10.2008 N 31-24,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Богородское" (далее - ООО "Богородское", истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к министерству лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Министерство, заявитель) о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 28.10.2008 N 31-24.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 11.09.2017 уточненные исковые требования удовлетворены: в договор аренды внесены изменения в абзац 1 пункта 5 договора: "Размер арендной платы по договору аренды с 17.01.2017 года составляет 567279 рублей в год", а также в приложения N 2, 3, 4, 6 к договору.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить в части установления срока внесения арендной платы по договору аренды с 17.01.2017 в 567279 рублей в год и принять в этой части новый судебный акт, которым абзац первый пункта 5 договора аренды от 28.10.2008 N 31-24 изложить в следующей редакции: "размер арендной платы по договору аренды в 2017 году составляет 567279,00 рубля в год с момента вступления решения суда по делу N А28-5714/2017 в законную силу"; также заявителем предложена редакция приложении N 4 к договору аренды.
Министерство указывает, что арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора аренды лесного участка после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации; без внесения изменений в договор аренды лесного участка от 28.10.2008 N 31-24, получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов не представляется возможным. Поскольку внесение изменений в договор аренды в данном случае означает также и изменение размера арендной платы, который подлежит определению в соответствии с новыми объемами изъятия лесов, количественными и качественными характеристиками лесных ресурсов, Министерство считает, что абзац первый пункта 5 договора аренды от 28.10.2008 N 31-24 следует изложить в следующей редакции: "размер арендной платы по договору аренды в 2017 году составляет 567279,00 рубля в год с момента вступления решения суда по делу N А28-5714/2017 в законную силу".
Истец в соответствии с отзывом на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, 28.10.2008 между департаментом лесного хозяйства Кировской области (с 29.06.2015 - Министерство) и ООО "Лебяжье-Агро" заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, N 31-24 (далее - договор аренды), согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок площадью 1248 га, местоположение: Кировская область, Лебяжский район, Уржумское лесничество, Лебяжское участковое лесничество, кварталы 88-93, 96-98, 101, 102, 107, 109, 110 1-11; условный номер 43-43-01/324/2008-382, учетная запись в государственном лесном реестре N 31.17-2009-06.
Границы лесного участка определены на схеме расположения лесного участка согласно приложению N 1. Характеристика лесного участка приводится в приложении N 2 (пункт 3 договора аренды).
Лесной участок передан Арендатору на основании акта приема-передачи.
Срок действия договора устанавливается с даты его государственной регистрации по 31.12.2055 (пункт 20 договора аренды).
С 14.08.2015 по договору о передаче прав N 07/5-А-2015 арендатором по договору аренды является ООО "Богородское".
Арендная плата в соответствии с пунктами 5, 6 договора аренды лесного участка устанавливается в размере 933800 рублей в год. Арендатор вносит арендную плату от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
Обращаясь в суд с требованием об изменении условий договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 28.10.2008 N 31-24, истец указывает на существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, ссылаясь на материалы таксации.
Полагая, что существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка влечет за собой изменение условий договора, в том числе в части размера арендной платы, Общество обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В рассматриваемом споре факт передачи лесного участка от арендодателя арендатору подтверждается передаточным актом и не оспаривается сторонами.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Размер арендной платы по договору лесного участка в силу норм действующего специального законодательства и пункта 7 договора аренды зависит, в том числе, от количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
С момента заключения договора аренды от 28.10.2008 N 31-24 на лесном участке произошло существенное изменение количественных и качественных его характеристик, что подтверждается Приказом Министерства от 17.01.2017 N 14 "О введении в действие материалов таксации лесов".
Министерство в апелляционной жалобе считает, что без внесения изменений в договор аренды, получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов не представляется возможным; арендатор до получения положительного заключения на изменения в проект освоения лесов не вправе производить рубку в объемах, указанных в решении суда, при этом изменение размера арендной платы возможно с момента вступления решения суда по делу N А28-5714/2017 в законную силу.
Вместе с тем установленные судом обстоятельства, связанные с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка после заключения договора аренды, являются основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 28.10.2008 N 31-24 в силу прямого указания части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) содержалось специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса. Таким образом, было исключено применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора (в том числе в случае изменения объема и характеристик лесных ресурсов, подлежащих заготовке на переданном в аренду лесном участке).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации, создает наряду с другими законоположениями необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Из материалов по настоящему делу следует, что в 2016 году в отношении лесного участка, предоставленного в аренду Обществу, была проведена таксация.
Исходя из подпункта 5 пункта 1 статьи 68, пункта 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация является одним из мероприятий по лесоустройству и проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, осуществляются, в том числе определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Согласно пунктам 68, 72 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, перед началом и по окончании работ по таксации лесов проводятся лесоустроительные совещания. Лесоустроительные совещания организуются заказчиком работ по таксации лесов, решения, принятые на совещаниях, фиксируются в протоколах лесоустроительных совещаний; материалы таксации лесов вводятся в действие приказом уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в пределах их полномочий.
Пунктом 150 Лесоустроительной инструкции определено, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов; все расчеты, связанные с проектированием объемов показателей мероприятий по уходу за лесом, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов.
В 2016 году на арендуемом ООО "Богородское" лесном участке была проведена таксация лесов, материалы которой были введены в действие приказом Министерства N 14 от 17.01.2017. Проведение в установленном порядке лесоустройства выступило основанием для внесения изменений в проект освоения лесов на арендуемом лесном участке.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции размер и распределение арендной платы на 2017 год приняты с 17.01.2017 по 31.12.2017 правомерно.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что арбитражным судом первой инстанции правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и заявителем апелляционной жалобы, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 11.09.2017 по делу N А28-5714/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Т.М.ПОЛЯШОВА
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.В.ЧЕРНИГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)