Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Граждане ссылаются на то, что в настоящее время проживать в занимаемой ими квартире опасно для жизни, данное жилое помещение непригодно для проживания, при этом от признания дома аварийным и подлежащим сносу орган местного самоуправления уклоняется.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Н.Н. Веретенникова
членов президиума Л.Ю. Мироновой, С.В. Пилипчук,
Н.А. Трофимовой
при секретаре П.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Х.А., Х.Е. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23 июня 2017 года по делу по иску Х.А., Х.Е. к администрации города Хабаровска о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Симаковой М.Е., объяснения представителя ответчика администрации г. Хабаровска С., президиум
установил:
Х.А. и Х.Е. обратились в суд с иском к администрации города Хабаровска о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указали, что являются нанимателями квартиры N 11, общей площадью 27 кв. м, в доме <адрес>. Дом включен в региональную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 годах, из которого граждане подлежали переселению в 2007 году. В настоящее время проживать в квартире опасно для жизни, занимаемое ими жилое помещение не пригодно для проживания, от признания дома аварийным и подлежащим сносу ответчик уклоняется.
При разрешении дела судом первой инстанции установлено, что жилой дом N 5, расположенный <адрес>, 1896 года постройки, двухэтажный, деревянный, по состоянию на 04.07.2007 физический износ составляет - 75%.
Занимаемое истцами жилое помещение - квартира N 11 в этом доме является муниципальной собственностью. В данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства Х.Е., Х.А., Х.Т.
Заключением городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания N 356 от 23.12.2015 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Решением Центрального районного суда гор. Хабаровска от 31.05.2016 заключение городской межведомственной комиссии от 23.12.2015 N 356 признано незаконным в части проведения реконструкции многоквартирного дома. На Администрацию города Хабаровска возложена обязанность повторно рассмотреть на заседании городской межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
На момент рассмотрения настоящего дела судом решение Центрального районного суда гор. Хабаровска от 31.05.2016 исполнено не было.
Согласно отчету ООО "АктивПроект" по обследованию спорного дома, несущие конструкций жилого здания находятся в ограниченно-работоспособном и аварийном состоянии; фундаменты, стены, перекрытия, лестницы, конструкции крыши, несущие конструкции имеют следы разрушения и повреждения, приводящие их к деформациям, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций; общий физический износ здания составляет 73%. Дальнейшая эксплуатация здания не разрешается; необходимо выполнить демонтаж всех конструкций здания с расселением жильцов.
В результате обследования жилого дома специалистами ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии" установлено, что дом не соответствует требованиям п. 9.1 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Согласно справке управления технической инвентаризации от 15.07.2009 N 51/1547 общий процент износа дома на 15.11.2004 составлял 75%.
Из технического паспорта жилого помещения по состоянию на 22.08.2014 следует, что физический износ составляет 75%.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 марта 2017 года исковые требования удовлетворены частично, на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность предоставить Х.А., Х.Е. и члену их семьи Х.Т. жилое помещение по договору социального найма в пределах г. Хабаровска, отвечающее санитарно-техническим нормам и техническим требованиям, общей площадью не менее 27 кв. м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23 июня 2017 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Х.А. и Х.Е. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Хабаровский краевой суд 7 сентября 2017 года, заявители просят отменить принятое по делу апелляционное определение в связи с нарушением норм права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
20 сентября 2017 года материалы гражданского дела истребованы в Хабаровский краевой суд, дело поступило 28 сентября 2017 года.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Хохловой Е.Ю. от 7 ноября 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
Истцы Х.А., Х.Е., третье лицо Х.Т., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем президиум Хабаровского краевого суда, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Выслушав представителя ответчика администрации г. Хабаровска С., возражавшей против отмены апелляционного определения, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы заявителей и возражения ответчика, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Вместе с тем в кассационной жалобе заявителями не указывается о том, что такие нарушения существенного и непреодолимого характера были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматриваются основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К их числу, в частности, относятся, граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (подпункт 3 части 1 данной статьи).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (часть 3).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4).
По результатам рассмотрения заявления органом, осуществляющим принятие на учет, принимается решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.
В силу требований, предусмотренных частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм необходимым условием для предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным по установленным Жилищного кодекса Российской Федерации основаниям и в предусмотренном им порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также признанным малоимущими, является наличие принятого в установленном порядке решения о признании жилых помещений непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Принимая решение об отказе в удовлетворении предъявленного истцами требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, суд апелляционной инстанции правильно руководствовался приведенными выше нормами права и обоснованно указал о том, что истцы и член их семьи Х.Т. на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения не состоят, малоимущими в установленном законодательством порядке не признаны, решение о том, что занимаемое заявителями жилое помещение не подлежит ремонту и реконструкции не принималось. Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что истец Х.Е. является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
При таком положении вывод судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда об отсутствии законных оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
В судебном заседании при рассмотрении кассационной жалобы представитель администрации г. Хабаровска С. подтвердила наличие возможности обеспечения семьи заявителей жилым помещением в маневренном фонде в случае обращении с таким заявлением.
Исходя из положений, предусмотренных статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и устанавливающих пределы рассмотрения дела в кассационном порядке и полномочия суда кассационной инстанции, приведенные заявителями доводы не могут быть признаны основаниями для пересмотра вступившего в законную силу судебного постановления по данному делу по предъявленному иску о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
При рассмотрении настоящего дела в кассационном порядке судом учитывается, что отмена или изменение в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления может привести к нарушению принципа правовой определенности, который требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено без достаточных оснований.
Правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды решенного дела, который закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотру по существу. Отступления от этого принципа оправданы только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Однако в кассационной жалобе заявителей не приведены такие исключительные обстоятельства, которые могли бы быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления, достаточных для отступления от принципа правовой определенности и стабильности судебных актов. В кассационной жалобе заявителей не содержится указания на допущенные судом апелляционной инстанции существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые позволяют отменить вступившее в законную силу судебное постановление и нарушить принцип правовой определенности.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 1 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Хабаровского краевого суда
постановил:
кассационную жалобу Х.А., Х.Е. оставить без удовлетворения, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23 июня 2017 года - без изменения.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 27.11.2017 N 44Г-123/2017
Требование: О предоставлении жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Граждане ссылаются на то, что в настоящее время проживать в занимаемой ими квартире опасно для жизни, данное жилое помещение непригодно для проживания, при этом от признания дома аварийным и подлежащим сносу орган местного самоуправления уклоняется.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2017 г. N 44г-123/2017
Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Н.Н. Веретенникова
членов президиума Л.Ю. Мироновой, С.В. Пилипчук,
Н.А. Трофимовой
при секретаре П.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Х.А., Х.Е. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23 июня 2017 года по делу по иску Х.А., Х.Е. к администрации города Хабаровска о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Симаковой М.Е., объяснения представителя ответчика администрации г. Хабаровска С., президиум
установил:
Х.А. и Х.Е. обратились в суд с иском к администрации города Хабаровска о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указали, что являются нанимателями квартиры N 11, общей площадью 27 кв. м, в доме <адрес>. Дом включен в региональную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 годах, из которого граждане подлежали переселению в 2007 году. В настоящее время проживать в квартире опасно для жизни, занимаемое ими жилое помещение не пригодно для проживания, от признания дома аварийным и подлежащим сносу ответчик уклоняется.
При разрешении дела судом первой инстанции установлено, что жилой дом N 5, расположенный <адрес>, 1896 года постройки, двухэтажный, деревянный, по состоянию на 04.07.2007 физический износ составляет - 75%.
Занимаемое истцами жилое помещение - квартира N 11 в этом доме является муниципальной собственностью. В данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства Х.Е., Х.А., Х.Т.
Заключением городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания N 356 от 23.12.2015 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Решением Центрального районного суда гор. Хабаровска от 31.05.2016 заключение городской межведомственной комиссии от 23.12.2015 N 356 признано незаконным в части проведения реконструкции многоквартирного дома. На Администрацию города Хабаровска возложена обязанность повторно рассмотреть на заседании городской межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
На момент рассмотрения настоящего дела судом решение Центрального районного суда гор. Хабаровска от 31.05.2016 исполнено не было.
Согласно отчету ООО "АктивПроект" по обследованию спорного дома, несущие конструкций жилого здания находятся в ограниченно-работоспособном и аварийном состоянии; фундаменты, стены, перекрытия, лестницы, конструкции крыши, несущие конструкции имеют следы разрушения и повреждения, приводящие их к деформациям, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций; общий физический износ здания составляет 73%. Дальнейшая эксплуатация здания не разрешается; необходимо выполнить демонтаж всех конструкций здания с расселением жильцов.
В результате обследования жилого дома специалистами ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии" установлено, что дом не соответствует требованиям п. 9.1 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Согласно справке управления технической инвентаризации от 15.07.2009 N 51/1547 общий процент износа дома на 15.11.2004 составлял 75%.
Из технического паспорта жилого помещения по состоянию на 22.08.2014 следует, что физический износ составляет 75%.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 марта 2017 года исковые требования удовлетворены частично, на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность предоставить Х.А., Х.Е. и члену их семьи Х.Т. жилое помещение по договору социального найма в пределах г. Хабаровска, отвечающее санитарно-техническим нормам и техническим требованиям, общей площадью не менее 27 кв. м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23 июня 2017 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Х.А. и Х.Е. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Хабаровский краевой суд 7 сентября 2017 года, заявители просят отменить принятое по делу апелляционное определение в связи с нарушением норм права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
20 сентября 2017 года материалы гражданского дела истребованы в Хабаровский краевой суд, дело поступило 28 сентября 2017 года.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Хохловой Е.Ю. от 7 ноября 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
Истцы Х.А., Х.Е., третье лицо Х.Т., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем президиум Хабаровского краевого суда, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Выслушав представителя ответчика администрации г. Хабаровска С., возражавшей против отмены апелляционного определения, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы заявителей и возражения ответчика, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Вместе с тем в кассационной жалобе заявителями не указывается о том, что такие нарушения существенного и непреодолимого характера были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматриваются основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К их числу, в частности, относятся, граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (подпункт 3 части 1 данной статьи).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (часть 3).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4).
По результатам рассмотрения заявления органом, осуществляющим принятие на учет, принимается решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.
В силу требований, предусмотренных частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм необходимым условием для предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным по установленным Жилищного кодекса Российской Федерации основаниям и в предусмотренном им порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также признанным малоимущими, является наличие принятого в установленном порядке решения о признании жилых помещений непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Принимая решение об отказе в удовлетворении предъявленного истцами требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, суд апелляционной инстанции правильно руководствовался приведенными выше нормами права и обоснованно указал о том, что истцы и член их семьи Х.Т. на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения не состоят, малоимущими в установленном законодательством порядке не признаны, решение о том, что занимаемое заявителями жилое помещение не подлежит ремонту и реконструкции не принималось. Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что истец Х.Е. является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
При таком положении вывод судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда об отсутствии законных оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
В судебном заседании при рассмотрении кассационной жалобы представитель администрации г. Хабаровска С. подтвердила наличие возможности обеспечения семьи заявителей жилым помещением в маневренном фонде в случае обращении с таким заявлением.
Исходя из положений, предусмотренных статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и устанавливающих пределы рассмотрения дела в кассационном порядке и полномочия суда кассационной инстанции, приведенные заявителями доводы не могут быть признаны основаниями для пересмотра вступившего в законную силу судебного постановления по данному делу по предъявленному иску о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
При рассмотрении настоящего дела в кассационном порядке судом учитывается, что отмена или изменение в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления может привести к нарушению принципа правовой определенности, который требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено без достаточных оснований.
Правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды решенного дела, который закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотру по существу. Отступления от этого принципа оправданы только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Однако в кассационной жалобе заявителей не приведены такие исключительные обстоятельства, которые могли бы быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления, достаточных для отступления от принципа правовой определенности и стабильности судебных актов. В кассационной жалобе заявителей не содержится указания на допущенные судом апелляционной инстанции существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые позволяют отменить вступившее в законную силу судебное постановление и нарушить принцип правовой определенности.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 1 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Хабаровского краевого суда
постановил:
кассационную жалобу Х.А., Х.Е. оставить без удовлетворения, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23 июня 2017 года - без изменения.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.ВЕРЕТЕННИКОВ
Н.Н.ВЕРЕТЕННИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)