Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.06.2017 N 05АП-638/2017 ПО ДЕЛУ N А51-6679/2016

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2017 г. по делу N А51-6679/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 06 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Мокроусовой,
судей К.П. Засорина, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Потокиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Пограничного муниципального района Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-638/2017
на решение от 21.12.2016
судьи Н.А. Мамаевой
по делу N А51-6679/2016 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ИНН 7704307993, ОГРН 1157746180305)
к администрации Пограничного муниципального района Приморского края (ИНН 2525007031, ОГРН 1022501181097)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия,
при участии:
- от истца: представитель не явился;
- от ответчика: представитель не явился;
- от третьего лица: Гержан В.А. (доверенность от 21.12.2016, сроком до 08.12.2018, паспорт),
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - ООО "Главное управление жилищным фондом", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Администрации Пограничного муниципального района Приморского края (далее - Администрация, ответчик) о признании незаконным бездействий Администрации, выразившихся в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, об обязании Администрацию Пограничного района установить размер платы, в порядке установленном действующем законодательством.
До вынесения решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, согласно которым дома N 324 и N 437 в с. Сергеевка Пограничного района Приморского края не подпадают под действие Постановления N 162 от 22.04.2016, в связи с чем просил признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, об обязании Администрацию Пограничного района установить размер платы, в порядке установленном действующем законодательством.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2016 признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории Сегреевского сельского поселения в жилых домах N 437 и N 324, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Администрацию в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории Сегреевского сельского поселения в жилых домах N 437 и N 324. С Администрации за счет казны Пограничного муниципального района в пользу ООО "Главное управление жилищным фондом" взыскано 6 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, оставить исковое заявление ООО "Главное управление жилищным фондом" без рассмотрения. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что при вынесении обжалуемого решения суд неправильно применил нормы права, дал неверную оценку обстоятельствам дела. Полагает, что ответчик, будучи органом местного самоуправления, принимая в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 156, пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации постановление N 162 от 22.04.2016 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Пограничного муниципального района от 14.07.2015 N 412 "Об утверждении стоимости работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме", установил обоснованный размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей по договорам найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде и собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решения о способе управления многоквартирным домом и не установили размер платы за содержание жилого помещения. Размер платы за содержание жилого помещения установлен, исходя из необходимых обязательных услуг в объеме и порядке, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 жалоба Администрации принята к производству, ее рассмотрение назначено на 22.03.2017.
В канцелярию суда от ООО "Главное управление жилищным фондом" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017, от 17.04.2017, от 16.05.2017 судебное разбирательство по рассмотрению жалобы Администрации откладывалось до 06.06.2017.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2017 произведена замена судьи Н.А. Скрипки на судью К.П. Засорина, в связи с чем рассмотрение дела начато сначала на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
06.06.2017 в заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны РФ доводы апелляционной жалобы опроверг. Решение арбитражного суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен к материалам дела.
Истец и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует суду в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителя лица, участвующего в деле, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции счел обжалуемое определение арбитражного суда первой инстанции от 21.12.2017 подлежащим изменению в части размера взысканной с заявителя государственной пошлины, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.07.2015 между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (управляющая организация) заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков N 2-УЖФ-ОЗ, в соответствии с которым управляющая компания осуществляет техническое обслуживание и обеспечивает коммунальными ресурсами специализированный жилищный фонд военных городков Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2.1 договора).
В рамках указанного договора ООО "Главное управление жилищным фондом" осуществляет управление жилыми домами, расположенными по адресу: Приморский край, Пограничный район, с. Сергеевка, 280, 281, 333, 334, 345, 376, 378, 387, 388, 406, 425, 429.
Согласно пункту 4.1 договора управления управляющая организация обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда на основании Приложения N 2-10 к Договору. Приложением 2-10 является Протокол согласования стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества объектов жилищного фонда, передаваемого Заказчиком Управляющей организации, по тарифам, установленным Заказчиком, и стоимости коммунальных ресурсов по тарифам и ценам, утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также стоимости за пользование жилым помещением (платы за наем) в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Истец письмом от 26.11.2015 N 94 обратился к главе Сергеевского сельского поселения с просьбой установить размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения государственного жилого фонда и собственников помещений в многоквартирном доме, которые при выборе управляющей компании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Постановлением N 95 от 27.11.2015 Администрацией Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края установлены тарифы оплаты за содержание жилых помещений для нанимателей по договорам найма государственного жилищного фонда, расположенного на территории в/г N 71 в с. Сергеевка Пограничного муниципального района Приморского края, согласно которому в список домов не вошли дома N 324, N 437.
В письме от 30.11.2015 N 403 Администрация Сергеевского сельского поселения указала, что администрация сельского поселения с 01.01.2015 не является лицом, уполномоченным на принятие решений в сфере жилищного законодательства, данные полномочия переданы на уровень района.
Истец письмом от 04.12.2015 N 143 обратился к главе Администрации Пограничного муниципального района с просьбой установить размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения государственного жилого фонда и собственников помещений в многоквартирном доме, которые при выборе управляющей компании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
В своем ответе на указанное письмо, глава Пограничного муниципального района N 78 от 13.01.2016 указал на то, что из договора управления специализированным жилищным фондом военных городков N 2-УЖФ-ОЗ от 27.07.2016 следует, что способ управления выбран таким образом в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установить размер оплаты за содержание жилого помещения для нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда и собственников помещений в многоквартирном доме, которые при выборе управляющей компании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, для многоквартирных домов находящихся в собственности Вооруженных Сил РФ, не представляется возможным. Предложил для установления размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) воспользоваться пунктом 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому размер плата за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Истец письмом от 27.01.2016 N 117 обратился к Администрации Пограничного муниципального района с просьбой проинформировать о наличии, отсутствии, либо планировании издания нормативно-правового акта, устанавливающего размер оплаты за содержание и текущий ремонт общего имущества жилого фонда, расположенного на территории Пограничного муниципального района, находящегося на обслуживании ОП "Уссурийский" ООО "ГУЖФ".
Истец 09.02.2016 обратился к ответчику письмом N 205 с просьбой предоставить копии нормативных документов устанавливающих размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенного на территории Сергеевского сельского поселения на 2016 год.
В своем ответе от 11.02.2016 N 71 глава Администрации Сергеевского сельского поселения указал, что в связи с изменением законодательства, администрация сельского поселения с 01.01.2015 не является лицом, уполномоченным на принятие решений в сфере жилищного законодательства, данные полномочия переданы на уровень Пограничного муниципального района.
В своем ответе от 16.02.2016 N 664 на письмо от 27.01.2016 N 117 и.о. главы Администрации Пограничного муниципального района Приморского края указал, что нормативно правовой акт, устанавливающий размер оплаты за содержание и текущий ремонт общего имущества жилого фонда, расположенного на территории Пограничного муниципального района, находящегося на обслуживании ОП "Уссурийский" ООО "ГУЖФ", отсутствует. Указал на то, что вопрос по установлению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилого фонда, находящегося на обслуживании ОП "Уссурийский" ООО "ГУЖФ", следует решать с собственником помещений, администрация Пограничного муниципального района таковым не является.
В последующем Администрацией Пограничного муниципального района Приморского края принято постановление N 162 от 22.04.2016 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Пограничного муниципального района от 14.07.2015 N 412 "Об утверждении стоимости работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме", на основании которого с 01.06.2016 ООО "ГУЖФ" приступило к начислению по статье "содержание жилого помещения" многоквартирных домов по адресам: Приморский край, Пограничный район, с. Сергеевка, 280, 281, 333, 334, 345, 376, 378, 387, 388, 406, 425, 429.
Однако, два многоквартирных дома по адресу: Приморский край. Пограничный район, с. Сергеевка, N 324, N 437 не подпадают под действия постановления N 162 от 22.04.2016, так как являются общежитиями, и установленный ответчиком тариф на содержание в постановлении не покрывает в должной мере все расходы по содержанию и текущему ремонту зданий, поскольку в общежитиях предоставляются дополнительные услуги, отсутствующие в многоквартирных домах.
В связи с указанным истец уточнил исковые требования в части домов N 324, N 437, которое принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Свои требования истец обосновывает тем, что в силу статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник устанавливает размер платы за содержание и текущий ремонт лишь для собственников, а для нанимателей в силу прямого указания закона орган местного самоуправления.
Посчитав бездействие Администрации, выразившееся в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Главное управление жилищным фондом" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым иском.
Делая вывод о том, что установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах N 324, N 437 в с. Сергеевка Пограничного района Приморского края относится к компетенции Администрации и удовлетворяя иск ООО "Главное управление жилищным фондом", суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, в том числе, относится к вопросам местного значения городского округа.
Статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту права и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
На основании пункта 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее Правила содержания общего имущества), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества поставлено в зависимость от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома (пункт 11 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Следовательно, положения статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации наделяют органы местного самоуправления полномочиями по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в двух случаях: для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с письмом от 06.03.2009 N 6175-АД/14 Министерства регионального развития Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления поселений в составе муниципальных районов и городских округов или органом государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга для нанимателей по договорам социального найма и договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и муниципального жилищного фонда (часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда является обязанностью органов местного самоуправления.
С учетом изложенного, многоквартирные дома N 324, N 437 в с. Сергеевка Пограничного района Приморского края относятся к государственному жилищному фонду, в которых проживают жильцы по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений в указанных домах относится к компетенции Администрации.
В рассматриваемом случае, ООО "Главное управление жилищным фондом" обращалось к Администрации с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенного на территории Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края. Принадлежность упомянутого жилого фонда Министерству обороны Российской Федерации не исключает его статуса как государственного жилого фонда и обязанность Администрации совершить требуемые управляющей компанией действия. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по утверждению экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации, находящегося на территории Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края, возложена на Администрацию Пограничного муниципального района Приморского края.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в частности, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск, признав незаконным бездействие Администрации, выразившееся в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, и обязав Администрацию установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории Сергеевского сельского поселения в жилых домах N 437 и N 324, в порядке установленном действующем законодательством являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Апелляционный суд разъясняет, что обязанность Администрации в установлении размера платы за содержание жилого помещения, с учетом уже принятого постановления N 162 от 22.04.2016 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Пограничного муниципального района от 14.07.2015 N 412 "Об утверждении стоимости работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме", наступит с возбуждением исполнительного производства в случае выдачи по ходатайству заявителя исполнительного листа на принудительное исполнение судебного акта.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу 31.01.2009, пункт 1 статьи 333.37 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 1.1, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно разъяснениям, приведенным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", установлено следующее. В силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. государственная пошлина относится к судебным расходам.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в данном случае подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
В рассматриваемом случае, взыскивая с Администрации уплаченную ООО "Главное управление жилищным фондом" в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на Администрацию обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
За рассмотрение заявления ООО "Главное управление жилищным фондом" по платежному поручению N 14562 от 17.03.2016 уплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании пункта 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций размер государственной пошлины составляет 3 000 рублей.
Таким образом, с Администрации в пользу ООО "Главное управление жилищным фондом" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.; излишне уплаченная ООО "Главное управление жилищным фондом" государственная пошлина при подаче заявления в сумме 3 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
С учетом изложенного, на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2016 подлежит изменению в части размера государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2016 по делу N А51-6679/2016 в части распределения судебных расходов изменить.
Взыскать с Администрации Пограничного муниципального района Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей при подаче заявления.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению N 14562 от 17.03.2016 при подаче заявления.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
В остальной части решение Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2016 по делу N А51-6679/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Л.А.МОКРОУСОВА
Судьи
К.П.ЗАСОРИН
Е.Н.ШАЛАГАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)