Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.04.2016 ПО ДЕЛУ N 33-6530/2016

Требование: О взыскании задолженности по договору передачи квартиры в собственность.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Военнослужащему была предоставлена квартира общей площадью, превышающей норму предоставления, последний был согласен с данной площадью и обязался при оформлении документов о праве собственности на квартиру оплатить стоимость площади, предоставленной сверх нормы, оплату не произвел.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. по делу N 33-6530/2016


Судья Морозова Н.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Седых Е.Г.,
судей Фефеловой З.С.,
Кучеровой Р.В.,
при секретаре судебного заседания С., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Управления Уральского регионального командования внутренних войск МВД России к Г. о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами
по апелляционной жалобе ответчика Г. на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14.01.2016.
Заслушав доклад судьи Фефеловой З.С., объяснения представителя истца И., представителя ответчика Ш., судебная коллегия

установила:

Управление Уральского регионального командования внутренних войск МВД России обратилось в суд с иском к Г. о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование иска указано, что ответчику на основании договора передачи квартиры в собственность граждан была передана квартира общей площадью, превышающей норму предоставления на 3,0 квадратных метра. При оформлении документов о праве собственности на указанное жилое помещение ответчик обязался оплатить стоимость площади жилого помещения, сверх нормы предоставления. Поскольку оплата до настоящего времени не произведена, истец обратился в суд с соответствующим заявлением. Просил суд взыскать с Г. задолженность в размере <...> руб. 37 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <...> руб. 37 коп.
Ленинским районным судом г. Екатеринбурга Свердловской области 14.01.2016 постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с Г. в пользу Управления Уральского регионального командования внутренних войск МВД России в счет оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления - <...> руб. 94 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами - <...> руб. 43 коп. В удовлетворении иска в остальной части отказано. Взыскана с Г. в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме <...> руб. 93 коп.
Ответчик Г. не согласился с решением, в апелляционной жалобе указывает, что суд не принял во внимание, что спорная квартира передана по договору социального найма в силу ст. 11 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" бесплатно, поэтому истец неправомерно обратился в суд с требованиями о взыскании денежных средств. Кроме того, считает, что Постановление Правительства РФ N 942 "Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", вступило в силу <...>. С этой даты истцу необходимо было заключить соглашение о порядке оплаты, что сделано не было. В связи с чем также считает, что требования истца неправомерны. Просил решение суда отменить, вынести новое решение.
Представитель ответчика Г. - Ш. в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца Управления Уральского регионального командования внутренних войск МВД России И. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность решения суда.
Представители третьих лиц Центральная жилищная комиссия управления Уральского регионального командования внутренних войск МВД России, Управления Росреестра по Свердловской области в судебное заседание не явились, своевременно извещены о времени и месте судебного заседания в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств уважительности причин неявки. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрен механизм реализации ими права на жилище и определены источники и формы обеспечения их жильем, в том числе, при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Часть 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих гарантирует военнослужащим предоставление государством жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 12 части 1 указанной статьи военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу части 3 указанной статьи, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 настоящей статьи. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно абз. 3 ч. 16 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, при предоставлении гражданам, указанным в абз. 12 п. 1 настоящей статьи жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Закона, за счет собственных средств таких граждан.
Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 24 октября 2013 года N 942 "Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что при изъявлении военнослужащим желания получить жилое помещение, указанное в п. 4 настоящих правил, с оплатой площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, за счет собственных средств им сообщается федеральному органу об этом в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его извещения. Федеральный орган не позднее 3 рабочих дней со дня получения согласия военнослужащего направляет ему подписанное уполномоченным должностным лицом федерального органа соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей норму предоставления.
Оплата общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, осуществляется военнослужащим в течение 20 рабочих дней со дня подписания им соглашения (п. 7 Правил).
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с протоколом заседания центральной жилищной комиссии от <...> N договором от <...> N ПШ/6-240-2011, ответчику на условиях социального найма предоставлено жилое помещение - <...> общей площадью 39,0 кв. м.
Таким образом, предоставленная на условиях социального найма квартира превышала норму предоставления, полагающуюся ответчику, с учетом п. 3 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на 3,0 кв. м.
Поименованная квартира передана ответчику в собственность на основании договора от <...> N.
Также в материалы дела представлено нотариально удостоверенное обязательство Г. от <...> сер <...> о выплате за счет собственных средств стоимости дополнительной площади жилого помещения - <...>, превышающей установленную Законом норму предоставления после определения порядка оплаты Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280), военнослужащие, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений о распределении жилых помещений при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке N 1 к извещению.
Таким образом, военнослужащему Г. по норме предоставления полагалось жилое помещение общей площадью не выше 36 кв. м, однако, ему была предоставлена квартира большей площадью (39 кв. м) с условием внесения им за счет собственных средств компенсации за площадь жилого помещения, превышающую норму предоставления, т.е. за 3 кв. м.
При этом Г., в случае несогласия с распределенным ему жилым помещением большей площади и доплатой за разницу площадей, был вправе отказаться от получения предоставляемого жилого помещения, оставаться на жилищном учете и требовать предоставления жилого помещения в точном соответствии с нормой предоставления. Между тем, ответчик выразил волеизъявление на заключение договора социального найма квартиры, а впоследствии и приватизации, превышающей норму предоставления, а также добровольно дал согласие на компенсацию затрат.
То, что оплата площади, превышающей норму предоставления, является обязательной при предоставлении жилых помещений в собственность, не свидетельствует о незаконности заявленных требований, поскольку договор социального найма заключен с Г. именно с целью дальнейшего оформления жилого помещения в собственность в порядке приватизации, что и было сделано.
Кроме того нотариально удостоверенное соглашение Г. об оплате дополнительной общей площади жилого помещения от 15.02.2013 недействительным не признано, в связи с чем в соответствие с требованиями ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации должно быть исполнено надлежащим образом.
Таким образом, оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит. Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14.01.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Г. - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Г.СЕДЫХ

Судьи
Р.В.КУЧЕРОВА
З.С.ФЕФЕЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)