Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Гражданину из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, отказано в постановке на учет по мотиву достижения установленного возраста.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Волкоморов С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Коренева А.С., судей Ильиной О.В., Кайгородовой Е.В. при секретаре судебного заседания К. рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Г. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Управлению социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, приобрести (построить) за счет средств бюджета Свердловской области жилое помещение, заключить договор найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе истца на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 02.02.2016.
Заслушав доклад судьи Коренева А.С., объяснения истца и его представителя - В., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Г. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Минстрой), государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд), Управлению социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (далее - Управление).
В обоснование иска указано, что Г., родившаяся <...>, в <...> года была передана на полное государственное обеспечение, поскольку <...>. После выпуска из детского дома, окончания обучения в училище она вместе со своим ребенком, <...> года рождения, была вынуждена вернуться в комнату общежития, площадью <...> кв. м, где ранее проживали ее родители, и где проживает ее старшая сестра. Поскольку комнаты для проживания трех человек недостаточно, она обращалась в органы опеки и попечительства по Чкаловскому району г. Екатеринбурга с целью предоставления ей жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, однако, ей устно отказывали, ссылаясь на наличие у родителей комнаты в общежитии, а на письменное обращение в <...> года указали, что жилье не может быть предоставлено в связи с достижением ей возраста 23 лет.
Просит признать нуждающейся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лица, оставшегося без попечения родителей,
возложить на Управление обязанность принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лица, оставшегося без попечения родителей,
возложить на Минстрой обязанность за счет средств бюджета Свердловской области приобрести (построить) благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 16 кв. м, находящееся в черте г. Екатеринбурга, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления его истцу по договору найма специализированного жилого помещения на пять лет,
возложить на Фонд обязанность заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения на пять лет.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 02.02.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, заявленные исковые требования удовлетворить, ссылаясь на доводы аналогичные доводам иска.
В судебное заседание явились истец и его представитель, остальные участники процесса не явились. Судебная коллегия установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно вызваны в судебное заседание. Так, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено определением от 11.04.2016, извещение о дате и времени рассмотрения дела направлено лицам, участвующим в деле, почтовым отправлением 11.04.2016. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Свердловского областного суда. Заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило. Судебная коллегия не находит оснований для отложения судебного разбирательства и полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца и его представителя, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяется Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон).
Из материалов дела следует, что Г., родившаяся <...>, на момент обращения в суд достигла возраста 28 лет. До 18 лет (<...> год) она относилась к детям, оставшимся без попечения родителей (абз. 3 ст. 1 Закона), в период с 18 до 23 лет (<...> год) - к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей (абз. 4 ст. 1 Закона), поскольку <...>.
<...>.
В период с <...> по <...> Г. являлась учащейся и воспитанницей детского дома-школы <...>, находилась на полном государственном обеспечении
В период с <...> по <...> Г. обучалась в ГБОУ НПО "<...> училище".
Мать Г. являлась нанимателем жилого помещения - комнаты <...> площадью <...> кв. м по адресу <...>. Указанное жилое помещение за Г. не закреплялось.
В комнате зарегистрированы Г. с <...>, ее сын Х., <...> года рождения, с <...> года, и ее сестра Б., <...> года рождения, с <...> года.
Г. не является собственником жилых помещений.
На заявление Г. о постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Управление социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга <...> сообщило, что постановка на учет и предоставление жилых помещений допускается только до 23 лет, в связи с чем действие Закона на нее не распространяется.
На заявления Г. об установлении факта невозможности проживания в комнате по <...> Управление социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга <...> дало аналогичный ответ.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что отсутствуют причины объективного характера, препятствовавших истцу после прекращения попечительства по достижении 18 лет и до 23 лет обратиться в органы опеки и попечительства с целью постановки на учет в качестве лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
С данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они противоречат как нормам права, так и обстоятельствам дела.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам указанных категорий, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона).
Действительно, дополнительные гарантии, установленные Законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных дополнительных гарантий в связи с отсутствием одного из условий их предоставления.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований таких лиц о признании за ними права на получение жилья, в связи с чем надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, до достижения Г. возраста 23 лет ее опекуном, органами опеки и попечительства не принимались меры по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
То обстоятельство, что Г. после окончания училища в <...> году вернулась в жилое помещение, которое ранее занимали ее родители, не свидетельствовало об обеспечении ее жильем, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 8, в редакции, действовавшей до 01.01.2013 (в том числе в период, когда истец должна была реализовать меры по обеспечению жильем), лица указанной категории, подлежали обеспечению жильем в том числе после окончания пребывания в образовательном учреждении, органами исполнительной власти по месту жительства, вне очереди, в случае если они не имели закрепленного жилого помещения.
Более того, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в г. Екатеринбурге. Так, учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования г. Екатеринбург определена постановлением главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 N 824 и составляет 10 кв. м общей площади на одного человека. По данному делу на долю каждого из проживающих в жилом помещении приходится <...> кв. м (<...> кв. м : 3), что меньше как учетной нормы, так и нормы предоставления, размер которой в соответствии с этим же постановлением составляет 16 кв. м.
Таким образом, ненадлежащее выполнение органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых он обучался и воспитывался, обязанностей по защите его жилищных прав, по разъяснению ему права на получение жилья, явилось препятствием для своевременной реализации мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением и причины, по которым истец обратился в настоящее время с заявлением о предоставлении жилого помещения после истечения срока реализации права на предоставление жилого помещения, следует рассматривать как уважительные.
Полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства лиц указанной категории, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона).
Правительством Свердловской области приняты нормативные акты, регламентирующие порядок предоставления жилых помещений указанным категориям граждан из специализированного жилищного фонда на территории Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями лиц, указанной категории осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Минстрой (п. 3). Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений является Фонд (п. 4). Фонд осуществляет приобретение жилых помещений, работ по строительству (реконструкции) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 6). Жилые помещения, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (п. 9).
Порядком предоставления жилых помещений установлено, что учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется управлениями социальной политики (п. 4). Распределение построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Минстрой (п. 7). Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд, срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет (п. 9).
Кроме того, постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП определен исчерпывающий перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот. Данным постановлением установлено, что принятие решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Фонда, возлагается на Минстрой.
С учетом изложенного, решение нельзя признать законным, поскольку судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 02.02.2016 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить:
возложить на Управление социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга обязанность принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении из государственного специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений Г., как лица, оставшегося без попечения родителей,
возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность предоставить Г. жилое помещение в г. Екатеринбурге по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 16 кв. м
возложить на государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" обязанность заключить с Г. договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Председательствующий
А.С.КОРЕНЕВ
Судьи
О.В.ИЛЬИНА
Е.В.КАЙГОРОДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33-7846/2016
Требование: Об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении из государственного специализированного жилищного фонда, предоставить жилое помещение, заключить договор найма специализированного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Гражданину из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, отказано в постановке на учет по мотиву достижения установленного возраста.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2016 г. по делу N 33-7846/2016
Судья Волкоморов С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Коренева А.С., судей Ильиной О.В., Кайгородовой Е.В. при секретаре судебного заседания К. рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Г. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Управлению социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, приобрести (построить) за счет средств бюджета Свердловской области жилое помещение, заключить договор найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе истца на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 02.02.2016.
Заслушав доклад судьи Коренева А.С., объяснения истца и его представителя - В., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Г. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Минстрой), государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд), Управлению социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (далее - Управление).
В обоснование иска указано, что Г., родившаяся <...>, в <...> года была передана на полное государственное обеспечение, поскольку <...>. После выпуска из детского дома, окончания обучения в училище она вместе со своим ребенком, <...> года рождения, была вынуждена вернуться в комнату общежития, площадью <...> кв. м, где ранее проживали ее родители, и где проживает ее старшая сестра. Поскольку комнаты для проживания трех человек недостаточно, она обращалась в органы опеки и попечительства по Чкаловскому району г. Екатеринбурга с целью предоставления ей жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, однако, ей устно отказывали, ссылаясь на наличие у родителей комнаты в общежитии, а на письменное обращение в <...> года указали, что жилье не может быть предоставлено в связи с достижением ей возраста 23 лет.
Просит признать нуждающейся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лица, оставшегося без попечения родителей,
возложить на Управление обязанность принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лица, оставшегося без попечения родителей,
возложить на Минстрой обязанность за счет средств бюджета Свердловской области приобрести (построить) благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 16 кв. м, находящееся в черте г. Екатеринбурга, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления его истцу по договору найма специализированного жилого помещения на пять лет,
возложить на Фонд обязанность заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения на пять лет.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 02.02.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, заявленные исковые требования удовлетворить, ссылаясь на доводы аналогичные доводам иска.
В судебное заседание явились истец и его представитель, остальные участники процесса не явились. Судебная коллегия установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно вызваны в судебное заседание. Так, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено определением от 11.04.2016, извещение о дате и времени рассмотрения дела направлено лицам, участвующим в деле, почтовым отправлением 11.04.2016. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Свердловского областного суда. Заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило. Судебная коллегия не находит оснований для отложения судебного разбирательства и полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца и его представителя, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяется Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон).
Из материалов дела следует, что Г., родившаяся <...>, на момент обращения в суд достигла возраста 28 лет. До 18 лет (<...> год) она относилась к детям, оставшимся без попечения родителей (абз. 3 ст. 1 Закона), в период с 18 до 23 лет (<...> год) - к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей (абз. 4 ст. 1 Закона), поскольку <...>.
<...>.
В период с <...> по <...> Г. являлась учащейся и воспитанницей детского дома-школы <...>, находилась на полном государственном обеспечении
В период с <...> по <...> Г. обучалась в ГБОУ НПО "<...> училище".
Мать Г. являлась нанимателем жилого помещения - комнаты <...> площадью <...> кв. м по адресу <...>. Указанное жилое помещение за Г. не закреплялось.
В комнате зарегистрированы Г. с <...>, ее сын Х., <...> года рождения, с <...> года, и ее сестра Б., <...> года рождения, с <...> года.
Г. не является собственником жилых помещений.
На заявление Г. о постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Управление социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга <...> сообщило, что постановка на учет и предоставление жилых помещений допускается только до 23 лет, в связи с чем действие Закона на нее не распространяется.
На заявления Г. об установлении факта невозможности проживания в комнате по <...> Управление социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга <...> дало аналогичный ответ.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что отсутствуют причины объективного характера, препятствовавших истцу после прекращения попечительства по достижении 18 лет и до 23 лет обратиться в органы опеки и попечительства с целью постановки на учет в качестве лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
С данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они противоречат как нормам права, так и обстоятельствам дела.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам указанных категорий, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона).
Действительно, дополнительные гарантии, установленные Законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных дополнительных гарантий в связи с отсутствием одного из условий их предоставления.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований таких лиц о признании за ними права на получение жилья, в связи с чем надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, до достижения Г. возраста 23 лет ее опекуном, органами опеки и попечительства не принимались меры по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
То обстоятельство, что Г. после окончания училища в <...> году вернулась в жилое помещение, которое ранее занимали ее родители, не свидетельствовало об обеспечении ее жильем, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 8, в редакции, действовавшей до 01.01.2013 (в том числе в период, когда истец должна была реализовать меры по обеспечению жильем), лица указанной категории, подлежали обеспечению жильем в том числе после окончания пребывания в образовательном учреждении, органами исполнительной власти по месту жительства, вне очереди, в случае если они не имели закрепленного жилого помещения.
Более того, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в г. Екатеринбурге. Так, учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования г. Екатеринбург определена постановлением главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 N 824 и составляет 10 кв. м общей площади на одного человека. По данному делу на долю каждого из проживающих в жилом помещении приходится <...> кв. м (<...> кв. м : 3), что меньше как учетной нормы, так и нормы предоставления, размер которой в соответствии с этим же постановлением составляет 16 кв. м.
Таким образом, ненадлежащее выполнение органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых он обучался и воспитывался, обязанностей по защите его жилищных прав, по разъяснению ему права на получение жилья, явилось препятствием для своевременной реализации мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением и причины, по которым истец обратился в настоящее время с заявлением о предоставлении жилого помещения после истечения срока реализации права на предоставление жилого помещения, следует рассматривать как уважительные.
Полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства лиц указанной категории, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона).
Правительством Свердловской области приняты нормативные акты, регламентирующие порядок предоставления жилых помещений указанным категориям граждан из специализированного жилищного фонда на территории Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями лиц, указанной категории осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Минстрой (п. 3). Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений является Фонд (п. 4). Фонд осуществляет приобретение жилых помещений, работ по строительству (реконструкции) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 6). Жилые помещения, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (п. 9).
Порядком предоставления жилых помещений установлено, что учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется управлениями социальной политики (п. 4). Распределение построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Минстрой (п. 7). Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд, срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет (п. 9).
Кроме того, постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП определен исчерпывающий перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот. Данным постановлением установлено, что принятие решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Фонда, возлагается на Минстрой.
С учетом изложенного, решение нельзя признать законным, поскольку судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 02.02.2016 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить:
возложить на Управление социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга обязанность принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении из государственного специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений Г., как лица, оставшегося без попечения родителей,
возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность предоставить Г. жилое помещение в г. Екатеринбурге по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 16 кв. м
возложить на государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" обязанность заключить с Г. договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Председательствующий
А.С.КОРЕНЕВ
Судьи
О.В.ИЛЬИНА
Е.В.КАЙГОРОДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)