Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-20278/2015

Требование: Об обязании предоставить вдове участника Великой Отечественной войны жилое помещение по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Прокурор указал, что вдова участника Великой Отечественной войны признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в соответствующий список.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 декабря 2015 г. по делу N 33-20278/2015


Судья Василькова О.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Константиновой О.В.,
судей Бурматовой Г.Г.,
Деменевой Л.С.
при секретаре К.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах В. к Государственному казенному учреждению "Фонд жилищного строительства", Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры - К.Д. на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 02.10.2015.
Заслушав доклад судьи Константиновой О.В., возражения истца В., представителя прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Дубовских Т.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга, действуя в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах В., с учетом уточнений по ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Фонд жилищного строительства" (далее - ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"), Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о понуждении ответчиков совершить действия, связанные с предоставлением В. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм
В обоснование требований указал, что В. обратилась в прокуратуру Ленинского района г. Екатеринбурга с заявлением о проведении проверки по факту нарушения должностными лицами администрации Ленинского района г. Екатеринбурга его жилищных прав. В. является вдовой участника Великой Отечественной войны, относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", что подтверждается удостоверением серия <...> N <...>, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Между тем, истец до настоящего времени не обеспечена жилым помещением. На основании изложенного, руководствуясь также Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих инвалидов", просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 02.10.2015 исковые требования прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах В., удовлетворены. На Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность выделить бюджетные средства ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" для приобретения жилого помещения в виде <...> квартиры не менее <...> кв. м, отвечающей санитарным и техническим требованиям и расположенной в пределах <...>, для последующего предоставления по договору социального найма В. На ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" возложена обязанность передать Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области жилое помещение в виде <...> квартиры не менее <...> кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах <...>, для последующего предоставления по договору социального найма В. На Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области возложена обязанность передать администрации г. Екатеринбурга жилое помещение в виде <...> квартиры не менее <...> кв. м, отвечающей санитарным и техническим требованиям и расположенной в пределах <...>, для последующего предоставления по договору социального найма В. На администрацию г. Екатеринбурга возложена обязанность после соответствующего получения предоставить В. жилое помещение в виде <...> квартиры не менее <...> кв. м, отвечающей санитарным и техническим требованиям и расположенной в пределах <...> по договору социального найма.
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры - К.Д. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение как принятое с нарушением норм материального права и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению представителя ответчика, выводы суда первой инстанции о том, что предоставление жилых помещений на условиях социального найма указанной категории граждан осуществляется во внеочередном порядке, при этом право на внеочередное предоставление жилого помещения не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, нельзя признать законными. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан определен Жилищным кодексом Российской Федерации. По этой причине положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" о необходимости завершить обеспечение жильем соответствующей категории лиц не может рассматриваться как устанавливающее право данной категории лиц на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Предусмотренные ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основания для внеочередного обеспечении истца жилым помещением отсутствуют. Исходя из изложенного, обеспечение жилым помещением истца в соответствии с законом должно быть произведено в порядке очередности среди других лиц аналогичной категории исходя из времени принятия его на соответствующий учет. Право истца на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в порядке очередности исходя из времени принятия на учет Министерством строительства и развития инфраструктуры не нарушено.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор г. Екатеринбурга считает обжалуемое решение законным, мотивированным, а доводы апелляционной жалобы - необоснованными. Полагает, что при вынесении судебного решения судом правильно применены нормы материального права, В. имеет право на предоставление жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке, ее право не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников. Считает, что судом при вынесении решения обоснованно приняты во внимание положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
В суде апелляционной инстанции истец В., а также представитель прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Дубовских Т.В. против отмены решения возражали, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что В., родившаяся <...>, является вдовой участника Великой Отечественной войны (удостоверение серия <...> N <...>).
Распоряжением главы администрации <...> от <...> N <...> В. принята на учет для целей предоставления жилых помещений в государственном жилищном фонде социального использования Свердловской области.
Судом первой инстанции установлено, что никто из лиц, участвующих в деле, наличие права истца на предоставление жилого помещения на условиях социального найма, в том числе в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", как и нуждаемость в получении жилья, не оспорил.
Сторонами не оспаривается, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, истец состоит в списке ветеранов Великой Отечественной войны, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному образованию "город Екатеринбург" и подтвердивших свое право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем после 01.03.2005, под N <...>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> N В. на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от <...> принадлежит <...> доли в праве собственности на жилое помещение - квартиру N <...> в доме N <...> по ул. <...> в г. <...>, общей площадью <...> кв. м. Согласно справке Центра по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания <...> от <...> N истец зарегистрирована в квартире по вышеуказанному адресу по месту жительства. Кроме истца на регистрационном учете в указанной квартире состоят Н., Ж., И., а также Е.
Удовлетворяя заявленные исковые требования о возложении на ответчиков обязанности по совершению действий, связанных с обеспечением истца благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке, суд пришел к выводу о том, что нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" подтверждают факт наличия у В. права на предоставление жилого помещения в заявленном истцом порядке, поскольку он соответствует требованиям Постановления Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих инвалидов". При этом суд исходил из того, что право на внеочередное предоставление жилья не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в список очередников.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, основанными на материалах дела, подробно мотивированными судом, и полагает, что спор разрешен правильно, в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановления Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих инвалидов".
Оспаривая законность постановленного решения в части возложения на ответчиков обязанности по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке, представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры указывает, что обеспечение жильем ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, то есть в зависимости от даты постановки лица на учет.
Судебная коллегия полагает данный довод основанным на ошибочном толковании норм материального права.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 Федерального закона Российской Федерации 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 23.2. указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем при реализации указанных полномочий необходимо учитывать положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", п. 1 которого постановлено следующее: "считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Тем самым предусмотрено предоставление жилья указанной категории граждан во внеочередном порядке.
Иными лицами, по иным мотивам решение суда не обжалуется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда требованиям материального закона не противоречит, оно постановлено с учетом всех доводов сторон и представленных ими доказательств, которые судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, что нашло отражение в принятом решении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 02.10.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.КОНСТАНТИНОВА

Судьи
Г.Г.БУРМАТОВА
Л.С.ДЕМЕНЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)