Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылалась на то, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Над ней установлена опека, закреплено и сохранено право социального найма жилого помещения в квартире по адресу ее регистрации, однако общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего в данном жилом помещении, не соответствует социальной норме предоставления жилых помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Пархоменко Ж.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Салтыковой Л.В.
и судей Канивец Т.В., Дорохиной Е.М.,
при секретаре Т.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В. дело по апелляционным жалобам представителей ответчиков Департамента городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на решение Пресненского районного суда города Москвы от 30 января 2017 года, которым постановлено:
Исковое заявление К. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 04 августа 2016 года (протокол N 151) по жилищному вопросу К., * г.р.
Установить факт невозможности проживания К. * г.р., в жилом помещении по адресу: *.
Признать за К. * г.р., право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
К. обратилась в суд с исковым заявлением к Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департаменту городского имущества города Москвы, в котором просила признать решение в форме заключения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 04 августа 2016 года (протокол N 151) по жилищному вопросу К. * года рождения, незаконным; установить факт невозможности ее проживания в сохраненном жилом помещении; признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылалась на следующие обстоятельства.
К. родилась * года в городе Москве. Она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что решением Бутырского районного суда г. Москвы от 04.07.2007 года ее мать лишена в отношении нее родительских прав, отец - ограничен в родительских правах. Отец истца умер 28.09.2007 года, мать умерла 28.07.2008 года. Постановлением руководителя Муниципалитета ВМО Лианозово в городе Москве от 06.08.2007 года N 118-ПРМ над К.А. установлена опека со стороны дяди Ч.; за подопечной закреплено и сохранено право социального найма жилого помещения в 2-комнатной квартире площадью жилого помещения 53,2 кв. м, общей площадью 52,2 кв. м, жилой площадью 30,5 кв. м по адресу ее регистрации: *. В указанной квартире кроме истца зарегистрированы еще два человека: бывший попечитель - дядя и его сын, * года рождения. На основании договора передачи от 03.06.2013 года квартира находится в общей долевой собственности, по 1/3 доли каждому - К., бывшего попечителя и его сына, * года рождения. В квартире проживают все зарегистрированные в ней лица, а также жена бывшего попечителя. 18.03.2016 года Ч. обратился с заявлением об установлении факта невозможности проживания его подопечной К. в жилом помещении по адресу: *, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего в жилом помещении, не соответствует социальной норме предоставления жилых помещений в г. Москве. Управление социальной защиты населения района Лианозово города Москвы в качестве уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа вынесло на рассмотрение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищный вопрос К.А. Решением указанной Комиссии, принятым в форме заключения, от 04 августа 2016 года (протокол N 151) установлен факт возможности проживания К. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: *, в связи с отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Распоряжением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 477-РП в распоряжение Правительства Москвы от 19 апреля 2002 года N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, в частности, изменено название комиссии на "Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Истец в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, направила в суд своего представителя - Н., который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Т. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в объяснениях по иску, представленных в порядке ст. 35 ГПК РФ.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности И. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Н. в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворения исковых требований К. в полном объеме по доводам, изложенным в возражении на иск.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы и представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения проверена в апелляционном порядке.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности С. в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционных жалоб поддержала.
В заседание судебной коллегии истец К. не явилась, ее представитель Г. в заседание судебной коллегии явился, с решением суда согласен.
Представители Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в заседание судебной коллегии не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что К. родилась * года в городе Москве (свидетельство о рождении *, выдано * года * отделом ЗАГС г. Москвы); относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 04.07.2007 года К.Н., <...> года рождения, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери К., * года рождения; К., * года рождения, ограничен в родительских правах в отношении несовершеннолетней дочери К., * года рождения.
Отец К. - К. - умер * года (повторное свидетельство о смерти IV-МЮ N 679854, выдано * года * отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы).
Мать К. - К. - умерла * года (свидетельство о смерти IV-МЮ N 693032, выдано * года * отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы).
Согласно постановлению руководителя Муниципалитета ВМО Лианозово в городе Москве от 06.08.2007 года N 118-ПРМ Ч. назначен опекуном над несовершеннолетней племянницей К., * года рождения; за подопечной закреплено и сохранено право социального найма жилого помещения по адресу ее регистрации: *.
Из единого жилищного документа от 26.09.2016 года N 4530768 следует, что К. зарегистрирована в 2-комнатной квартире площадью жилого помещения 53,2 кв. м, общей площадью 52,2 кв. м, жилой площадью 30,5 кв. м по адресу: *. В квартире зарегистрированы еще два человека: Ч., * года рождения (бывший попечитель), Ч., * года рождения (сын попечителя - дяди).
В соответствии с договором передачи от 03.06.2013 года N 021100-У10226 квартира N * в доме N * передана в общую долевую собственность по 1/3 доли каждому Ч., Ч., К.
К., * года рождения, Ч., * года рождения, Ч., * года рождения, принадлежит по 1/3 доли каждому в общей долевой собственности на квартиру общей площадью 52,2 кв. м по адресу: г. * (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 29.08.2013 года N *, *, * соответственно).
Согласно акту обследования жилого помещения, сохраненного за несовершеннолетней К., по адресу: *, составленного 26.02.2016 года специалистами ОСЗН района Лианозово г. Москвы, фактически на данной площади проживают Ч., Ч. (жена попечителя), К., Ч. В акте констатируется, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, и существуют основания для предоставления несовершеннолетней К., относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельного жилого помещения.
Решением Городской межведомственной комиссии, принятым в форме заключения, от 04 августа 2016 года (протокол N 151) установлен факт возможности проживания К. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: *, в связи с отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство пунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" и положениями постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 года N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве".
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронажное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положениям регионального законодательства, в части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующего обстоятельства:
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 2).
В статье 20 Закона города Москвы от 21.12.1996 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что в городе Москве норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Согласно части 7 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 года N 430-ПП утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются (приложение 2).
Согласно пункту 2 Порядка вопросы установления факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 года N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Решения об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении либо об отказе в установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении принимаются Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы либо управлением социальной защиты населения города Москвы в случае возложения таких полномочий в установленном порядке (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 20 Порядка Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии, содержащего сведения о заключениях, указанных в пунктах 18.1, 18.2 настоящего Порядка, принимает:
20.1. Решение об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при наличии заключения Комиссии о невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.
20.2. Решение об отказе в установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при наличии заключения Комиссии о возможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.
Согласно пункту 21 Порядка решения, указанные в пункте 20 настоящего Порядка, оформляются распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 года, разъяснено, что если в законодательстве субъекта Российской Федерации, регулирующем вопросы дополнительных гарантий прав детей-сирот на жилое помещение, содержались нормы, устанавливающие, в каких случаях признается невозможным возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненное за ними жилое помещение, то суды применяли нормы этого законодательства. В настоящее время пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным. При этом дополнительные обстоятельства могут быть предусмотрены в законодательстве субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из нижеследующих обстоятельств.
Аналогичное положение содержится в части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался указанными нормами права, проверил доводы сторон, представленным доказательствам дал правовую оценку, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований К.
При этом суд исходил из того, что на каждого проживающего в жилом помещении по адресу: * приходится 17,4 кв. м общей площади (52,2 кв. м : 3), что менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве (18 кв. м).
Суд первой инстанции правомерно признал, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и частью 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" проживание К. в указанной квартире невозможно, и, как следствие, является основанием для однократного предоставления ей благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору найма специализированных жилых помещений.
Не соглашаясь с доводами представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот о том, что факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях может быть установлен только при наличии двух условий: противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (должно быть указано какие обстоятельства и каким интересам они противоречат) и наличие одного из обстоятельств, указанных в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, ч. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 года N 61, суд исходил из того, что они основаны на ошибочном толковании положений законодательства.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно указал, что противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а значит и невозможность их проживания в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях, определяется исключительно наличием любого из обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ и части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 года N 61.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение в форме заключения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 04 августа 2016 года (протокол N 151) по жилищному вопросу К., * года рождения, нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Применив положения пунктов 1, 4, 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с положениями частей 1, 6, 7 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", суд первой инстанции, установив факт невозможности проживания К., * года рождения, в жилом помещении по адресу: *, суд обоснованно признал за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционных жалоб Департамента городского имущества города Москвы и Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически повторяют возражения ответчиков, представленных суду первой инстанции, они были предметом подробного изучения суда первой инстанции. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, влияющих на правильность выводов суда первой инстанции и направлены на иное толкование норм права и иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 30 января 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчиков Департамента городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 02.06.2017 ПО ДЕЛУ N 33-21126/2017
Требование: О признании незаконным и отмене решения, установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылалась на то, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Над ней установлена опека, закреплено и сохранено право социального найма жилого помещения в квартире по адресу ее регистрации, однако общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего в данном жилом помещении, не соответствует социальной норме предоставления жилых помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2017 г. по делу N 33-21126
Судья Пархоменко Ж.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Салтыковой Л.В.
и судей Канивец Т.В., Дорохиной Е.М.,
при секретаре Т.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В. дело по апелляционным жалобам представителей ответчиков Департамента городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на решение Пресненского районного суда города Москвы от 30 января 2017 года, которым постановлено:
Исковое заявление К. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 04 августа 2016 года (протокол N 151) по жилищному вопросу К., * г.р.
Установить факт невозможности проживания К. * г.р., в жилом помещении по адресу: *.
Признать за К. * г.р., право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
установила:
К. обратилась в суд с исковым заявлением к Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департаменту городского имущества города Москвы, в котором просила признать решение в форме заключения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 04 августа 2016 года (протокол N 151) по жилищному вопросу К. * года рождения, незаконным; установить факт невозможности ее проживания в сохраненном жилом помещении; признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылалась на следующие обстоятельства.
К. родилась * года в городе Москве. Она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что решением Бутырского районного суда г. Москвы от 04.07.2007 года ее мать лишена в отношении нее родительских прав, отец - ограничен в родительских правах. Отец истца умер 28.09.2007 года, мать умерла 28.07.2008 года. Постановлением руководителя Муниципалитета ВМО Лианозово в городе Москве от 06.08.2007 года N 118-ПРМ над К.А. установлена опека со стороны дяди Ч.; за подопечной закреплено и сохранено право социального найма жилого помещения в 2-комнатной квартире площадью жилого помещения 53,2 кв. м, общей площадью 52,2 кв. м, жилой площадью 30,5 кв. м по адресу ее регистрации: *. В указанной квартире кроме истца зарегистрированы еще два человека: бывший попечитель - дядя и его сын, * года рождения. На основании договора передачи от 03.06.2013 года квартира находится в общей долевой собственности, по 1/3 доли каждому - К., бывшего попечителя и его сына, * года рождения. В квартире проживают все зарегистрированные в ней лица, а также жена бывшего попечителя. 18.03.2016 года Ч. обратился с заявлением об установлении факта невозможности проживания его подопечной К. в жилом помещении по адресу: *, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего в жилом помещении, не соответствует социальной норме предоставления жилых помещений в г. Москве. Управление социальной защиты населения района Лианозово города Москвы в качестве уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа вынесло на рассмотрение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищный вопрос К.А. Решением указанной Комиссии, принятым в форме заключения, от 04 августа 2016 года (протокол N 151) установлен факт возможности проживания К. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: *, в связи с отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Распоряжением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 477-РП в распоряжение Правительства Москвы от 19 апреля 2002 года N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, в частности, изменено название комиссии на "Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Истец в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, направила в суд своего представителя - Н., который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Т. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в объяснениях по иску, представленных в порядке ст. 35 ГПК РФ.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности И. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Н. в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворения исковых требований К. в полном объеме по доводам, изложенным в возражении на иск.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы и представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения проверена в апелляционном порядке.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности С. в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционных жалоб поддержала.
В заседание судебной коллегии истец К. не явилась, ее представитель Г. в заседание судебной коллегии явился, с решением суда согласен.
Представители Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в заседание судебной коллегии не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что К. родилась * года в городе Москве (свидетельство о рождении *, выдано * года * отделом ЗАГС г. Москвы); относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 04.07.2007 года К.Н., <...> года рождения, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери К., * года рождения; К., * года рождения, ограничен в родительских правах в отношении несовершеннолетней дочери К., * года рождения.
Отец К. - К. - умер * года (повторное свидетельство о смерти IV-МЮ N 679854, выдано * года * отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы).
Мать К. - К. - умерла * года (свидетельство о смерти IV-МЮ N 693032, выдано * года * отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы).
Согласно постановлению руководителя Муниципалитета ВМО Лианозово в городе Москве от 06.08.2007 года N 118-ПРМ Ч. назначен опекуном над несовершеннолетней племянницей К., * года рождения; за подопечной закреплено и сохранено право социального найма жилого помещения по адресу ее регистрации: *.
Из единого жилищного документа от 26.09.2016 года N 4530768 следует, что К. зарегистрирована в 2-комнатной квартире площадью жилого помещения 53,2 кв. м, общей площадью 52,2 кв. м, жилой площадью 30,5 кв. м по адресу: *. В квартире зарегистрированы еще два человека: Ч., * года рождения (бывший попечитель), Ч., * года рождения (сын попечителя - дяди).
В соответствии с договором передачи от 03.06.2013 года N 021100-У10226 квартира N * в доме N * передана в общую долевую собственность по 1/3 доли каждому Ч., Ч., К.
К., * года рождения, Ч., * года рождения, Ч., * года рождения, принадлежит по 1/3 доли каждому в общей долевой собственности на квартиру общей площадью 52,2 кв. м по адресу: г. * (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 29.08.2013 года N *, *, * соответственно).
Согласно акту обследования жилого помещения, сохраненного за несовершеннолетней К., по адресу: *, составленного 26.02.2016 года специалистами ОСЗН района Лианозово г. Москвы, фактически на данной площади проживают Ч., Ч. (жена попечителя), К., Ч. В акте констатируется, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, и существуют основания для предоставления несовершеннолетней К., относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельного жилого помещения.
Решением Городской межведомственной комиссии, принятым в форме заключения, от 04 августа 2016 года (протокол N 151) установлен факт возможности проживания К. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: *, в связи с отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство пунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" и положениями постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 года N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве".
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронажное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положениям регионального законодательства, в части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующего обстоятельства:
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 2).
В статье 20 Закона города Москвы от 21.12.1996 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что в городе Москве норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Согласно части 7 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 года N 430-ПП утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются (приложение 2).
Согласно пункту 2 Порядка вопросы установления факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 года N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Решения об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении либо об отказе в установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении принимаются Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы либо управлением социальной защиты населения города Москвы в случае возложения таких полномочий в установленном порядке (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 20 Порядка Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии, содержащего сведения о заключениях, указанных в пунктах 18.1, 18.2 настоящего Порядка, принимает:
20.1. Решение об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при наличии заключения Комиссии о невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.
20.2. Решение об отказе в установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при наличии заключения Комиссии о возможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.
Согласно пункту 21 Порядка решения, указанные в пункте 20 настоящего Порядка, оформляются распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 года, разъяснено, что если в законодательстве субъекта Российской Федерации, регулирующем вопросы дополнительных гарантий прав детей-сирот на жилое помещение, содержались нормы, устанавливающие, в каких случаях признается невозможным возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненное за ними жилое помещение, то суды применяли нормы этого законодательства. В настоящее время пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным. При этом дополнительные обстоятельства могут быть предусмотрены в законодательстве субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из нижеследующих обстоятельств.
Аналогичное положение содержится в части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался указанными нормами права, проверил доводы сторон, представленным доказательствам дал правовую оценку, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований К.
При этом суд исходил из того, что на каждого проживающего в жилом помещении по адресу: * приходится 17,4 кв. м общей площади (52,2 кв. м : 3), что менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве (18 кв. м).
Суд первой инстанции правомерно признал, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и частью 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" проживание К. в указанной квартире невозможно, и, как следствие, является основанием для однократного предоставления ей благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору найма специализированных жилых помещений.
Не соглашаясь с доводами представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот о том, что факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях может быть установлен только при наличии двух условий: противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (должно быть указано какие обстоятельства и каким интересам они противоречат) и наличие одного из обстоятельств, указанных в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, ч. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 года N 61, суд исходил из того, что они основаны на ошибочном толковании положений законодательства.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно указал, что противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а значит и невозможность их проживания в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях, определяется исключительно наличием любого из обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ и части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 года N 61.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение в форме заключения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 04 августа 2016 года (протокол N 151) по жилищному вопросу К., * года рождения, нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Применив положения пунктов 1, 4, 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с положениями частей 1, 6, 7 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", суд первой инстанции, установив факт невозможности проживания К., * года рождения, в жилом помещении по адресу: *, суд обоснованно признал за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционных жалоб Департамента городского имущества города Москвы и Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически повторяют возражения ответчиков, представленных суду первой инстанции, они были предметом подробного изучения суда первой инстанции. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, влияющих на правильность выводов суда первой инстанции и направлены на иное толкование норм права и иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 30 января 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчиков Департамента городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)