Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.03.2016 N 33А-5390/2016 ПО ДЕЛУ N 2А-3859/2015

Требование: О признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на долю квартиры, обязании совершить действия, взыскании компенсации морального вреда.

Разделы:
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2016 г. N 33а-5390/2016


Судья: Матусяк Т.П.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Бутковой Н.А.
при секретаре З.Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 марта 2016 года гражданское дело N 2а-3859/2015 по апелляционной жалобе Л.Ю.В. на решение Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от 15 октября 2015 года по исковому заявлению Л.Ю.В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании недействительным отказа, об обязании совершить действия, о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения истца Л.Ю.В., представителя ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Г.Е.С., действующей на основании доверенности от 29 декабря 2015 года сроком до 31 декабря 2016 года, судебная коллегия
установила:

Л.Ю.В., уточнив требования, обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, в котором просила:
- - признать недействительным отказ в государственной регистрации от 26 марта 2015 года;
- - обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на долю квартиры и выдать свидетельство о государственной регистрации;
- - обязать обеспечить возврат государственной пошлины, как излишне уплаченной в сумме <...> рублей;
- - взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.
В обоснование заявленных требований Л.Ю.В. указала, что 16 января 2015 года ею в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу было подано заявление о государственной регистрации права собственности на 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, и приложены соответствующие документы; регистрация права была приостановлена, по тем основаниям, что представленный на регистрацию договор купли-продажи не соответствует требованиям пункта 4 статьи 10 ФЗ N 256 от 29 декабря 2006 года; в связи с отсутствием в уведомлении конкретных рекомендаций для устранения причин приостановления регистрации и возможности обжалования противоправных действий Л.Ю.В. обратилась за разъяснениями и консультацией к административному ответчику, по результатам которой и на основании добросовестных доверительных отношений к полученным рекомендациям в адрес административного ответчика была направлена новая редакция договора купли-продажи и новая квитанция по уплате государственной пошлины, однако 26 марта 2015 года в государственной регистрации было отказано.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 октября 2015 года в удовлетворении искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Л.Ю.В. просит решение отменить. Основаниями для отмены решения считает, что суд неправильно изложил обстоятельства дела и не принял во внимание, что ответчик нарушил ее право на приобретение жилого помещения как собственника сертификата на материнский (семейный) капитал и то, что отсутствие заявления на регистрацию от ее мужа является ошибкой сотрудников МФЦ; судом не разрешен вопрос об излишне оплаченной государственной пошлине и нарушен срок изготовления протокола судебного заседания и вынесения мотивированного решения.
В заседание апелляционной инстанции не явился представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, документы об уважительной причине неявки не представил.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации на рассмотрение дела не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки в заседание суда апелляционной инстанции и доказательства уважительности причин неявки не представил, и в соответствии со ст. 167, ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 16 января 2015 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу через МФЦ обратились Д.В.В. и Л.Ю.В. с заявлением о государственной регистрации права собственности, к которому были приложены две квитанции об оплате государственной пошлины по <...> рублей каждая, свидетельства о праве собственности от 29 июня 2004 года и 26 августа 2013 года, государственный сертификат от 3 октября 2012 года и договор купли-продажи доли квартиры от 14 января 2015 года, заключенный в простой письменной форме между Д.В.В. и Л.Ю.В., согласно которому Д.В.В. продал, а Л.Ю.В. купила 1/3 доли в праве собственности квартиры расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, за <...> рублей, из которых <...> рублей являются личными и передаются продавцу в день подписания договора, а <...> рублей за счет средств материнского (семейного) капитала на основании государственного сертификата перечисляется в безналичном порядке государственным учреждением Пенсионного фонда РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга на расчетный счет продавца.
12 февраля 2015 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу государственная регистрация была приостановлена сроком до 12 марта 2015 года в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, так как представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи доли квартиры от 14 января 2015 года не соответствует требованиям п. 4 ст. 10 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ.
26 февраля 2015 года Д.В.В. представил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу заявление о возобновлении государственной регистрации, копии паспортов, свидетельства о рождении детей Л.Ю.В. и свидетельство о браке Л.Ю.В. и новый текст договора купли-продажи доли квартиры от 14 января 2015 года, заключенный в простой письменной форме между Д.В.В. и Л.Ю.В., Л.А.А., Л.Е.А., <...> года рождения, в лице законного представителя матери Л.Ю.В., Л.Г.А., <...> года рождения, в лице законного представителя матери Л.Ю.В., согласно которому Д.В.В. продал, а Л.Ю.В., Л.А.А., Л.Е.А., Л.Г.А. купили 1/3 доли в праве собственности квартиры расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, по 1/12 доли каждый, за <...> 026 рублей, из которых <...> рублей являются личными и передаются продавцу в день подписания договора, а 453 026 рублей за счет средств материнского (семейного) капитала на основании государственного сертификата перечисляется в безналичном порядке государственным учреждением Пенсионного фонда РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга на расчетный счет продавца.
05 марта 2015 года Л.Ю.В. представила в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу 4 чека об оплате государственной пошлины каждым из покупателей по <...> рублей.
26 марта 2015 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу отказало Л.Ю.В. и Д.В.В. в государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для государственной регистрации права, не представлены заявления от Л.А.А. и законных представителей Л.Е.А. и Л.Г.А.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Пунктом 1 статьи 13 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
- - прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
- - правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- - внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- - совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 09 декабря 2014 года N 789, установлено, что основанием для начала административной процедуры по правовой экспертизе документов, представленных на государственную регистрацию прав, проверки законности сделки в соответствии с Законом о регистрации, в том числе установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления является поступление к государственному регистратору документов, представленных на государственную регистрацию прав, от сотрудника, ответственного за прием документов (пункт 230).
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации (пункт 231).
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим регистрацию прав, на предмет установления действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления, предусмотренных Законом о регистрации (пункт 234).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
Законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная (за исключением ипотеки) или простая письменная) как в случае государственной регистрации самой сделки, так и в случае государственной регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права. При проверке законности сделки государственный регистратор проверяет в том числе принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью.
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, предоставляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю (пункты 1, 5 ст. 18 указанного Закона).
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно части 1 статьи 17 названного Закона являются также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.
Частью 4 статьи 10 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ установлено, что жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Представленный первоначально на государственную регистрацию договор от 14 января 2015 года, заключенный между Л.Ю.В. и Д.В.В., не соответствовал требованиям действующего законодательства, в связи с чем Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в связи с возникшими сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации прав имело право приостановить государственную регистрацию.
Согласно статье 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе; в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Представленный на регистрацию новый договор от 14 января 2015 года был заключен между продавцом Д.В.В. и покупателями Л.Ю.В., Л.А.А. и их несовершеннолетними детьми Л.Е.А. и Л.Г.А., однако, подписан только Д.В.В., Л.Ю.В. и Л.А.А., подпись законного представителя несовершеннолетних Л.Е.А. и Л.Г.А. отсутствует.
С заявлением о государственной регистрации измененного договора должны были обратиться все участники сделки одновременно или их представители при предъявлении документов, подтверждающих предоставленные им полномочия, однако, с заявлением о возобновлении государственной регистрации и регистрации нового договора купли-продажи от 14 января 2015 года обратился только Д.В.В.
Судебная коллегия учитывает, что на государственную регистрацию были представлены на один объект два различных договора купли-продажи от одного числа, при этом, от регистрации первоначального договора стороны сделки не отказывались.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что вынесенный отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу является законным, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав истца.
Согласно статье 11 Федерального закона N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 4 статьи 16 названного Закона документ об уплате государственной пошлины предъявляется вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами.
Размеры государственной пошлины за совершение регистрационных действий установлены пунктом 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 22 пункта 1 названной статьи за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 2 000 рублей.
Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ предусмотрено, что каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации и государственный регистратор производит действия, предусмотренные статьей 13 указанного Федерального закона в отношении каждого из участников долевой собственности на объект недвижимого имущества, независимо от факта их совместного (одновременного) обращения.
Следовательно, за государственную регистрацию доли в праве общей собственности, возникающем с момента государственной регистрации прав, государственная пошлина уплачивается каждым физическим лицом в размере <...> рублей.
Согласно пункту 4 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, Л.Ю.В. представлены квитанции государственной пошлины на сумму <...> рублей, в то время как в исправленном договоре купли-продажи было четыре покупателя, каждый из которых должен был оплатить госпошлину в размере <...> рублей.
Согласно подп. 1 пункта 1 статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
При этом, пунктом 3 указанной статьи предусмотрен порядок возврата излишне уплаченной государственной пошлины: заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
Л.Ю.В. не представила доказательств соблюдения установленного порядка для возврата излишне уплаченной государственной пошлины, и потому суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении указанного требования.
Иск Л.Ю.В. о взыскании компенсации морального вреда, как не соответствующий положениям статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно оставлен судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы жалобы сводятся к несогласию подателя жалобы с состоявшимся решением суда первой инстанции, не содержат в себе указания на нарушения, с наличием которых процессуальный закон связывает возможность отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, в связи с чем судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.Ю.В. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)