Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 20.05.2013 ПО ДЕЛУ N 11-13068/2013

Требование: Об обязании заключить договор социального найма жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы проживают в спорном жилом помещении, оплачивают коммунальные услуги, помещение предоставлено в связи с трудовыми отношениями в качестве служебного помещения, истец-1 считает, что с ним должен быть заключен договор социального найма, так как помещение не превышает установленные законом размеры жилого помещения, при увольнении в запас истцом подан рапорт об улучшении жилищных условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. по делу N 11-13068


Судья Соленая Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Строгонова М.В.,
судей Мухортых Е.Н., Дубинской В.К.,
при секретаре Ч.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе истца И.В. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований И.В., И.О., П.Т. и в интересах несовершеннолетних П.Д., П.К., к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о возложении обязанностей заключения договора социального найма жилого помещения отказать,
установила:

И.В., И.О., П.Т., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних П.Д. и П.К., обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (далее по тексту ДЖПиЖФ г. Москвы) об обязании заключить с И.В. договор социального найма жилого помещения - трехкомнатной квартиры, общей площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, расположенной по адресу: ***.
В обоснование заявленных требований указали, что И.В. проходил военную службу в составе Железнодорожных войск МО РФ с 1972 года. В 1992 году он был переведен в войсковую часть *** для прохождения дальнейшей военной службы в г. Москве. 31.08.1994 г. И.В. как военнослужащему войсковой части 25967 на семью из четырех человек был выдан служебный ордер на вселение в трехкомнатную квартиру по адресу: ******, в которой он и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства. 28.08.1997 г. И.В. на основании приказа директора Федеральной службы железнодорожных войск был уволен с военной службы с зачислением в запас. До настоящего времени истец И.В. и члены его семьи составе пяти человек проживают в указанном жилом помещении, оплачивают коммунальные услуги. Спорное жилое помещение предоставлено И.В. войсковой частью 25967 в связи с трудовыми и служебными отношениями в качестве служебного помещения. И.В. проработал в организации - Федеральной службе железнодорожных войск РФ, предоставившей жилое помещение, более 24 лет. Считает, что с ним должен быть заключен договор социального найма, т.к. занимаемое жилое помещение не превышает размеры жилого помещения, указанные в ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". При увольнении в запас И.В. был подан рапорт об улучшении жилищных условий.
Истцы И.О., П.Т. в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Истец И.В., он же представитель истцов И.О. и П.Т. по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по вышеприведенным основаниям.
Представитель ответчика ДЖПиЖФ г. Москвы по доверенности Л. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Представители третьих лиц Командования Железнодорожных войск РФ в/ч ***, Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец И.В. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на допущенное судом нарушение норм материального права.
Обсудив неявку истцов И.О., П.Т., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних П.Д. и П.К., представителя ответчика ДЖПиЖФ г. Москвы, представителей третьих лиц Командования Железнодорожных войск РФ в/ч ***, Министерства обороны РФ, о времени и месте судебного разбирательства извещенных надлежащим образом, судебная коллегия, с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание отсутствие сведений об уважительности причин неявки, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца И.В., его представителя адвоката Жуйкова С.П., поддержавших доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, в том числе ст. 101 ЖК РСФСР, ст. ст. 49, 57, 60, 93 ЖК РФ, ст. 672 ГК РФ, Постановления Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру", ст. 23 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", Постановления Правительства Москвы от 15.12.2009 г. N 1395-ПП "О реализации жилых помещений военнослужащим железнодорожных войск Российской Федерации и гражданам, уволенных с военной службы".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, И.В. проходил военную службу в составе Железнодорожных войск Министерства обороны РФ с 1972 года, в том числе с 1992 года в войсковой части *** в г. Москве. Приказом директора Федеральной службы Железнодорожных войск РФ командующего ЖДВ России от 28.08.1997 г. N 0256 И.В. был уволен с военной службы.
На основании служебного ордера N 919/106 от 31.08.1994 г., выданного войсковой частью ***, И.В. в составе семьи из четырех человек (он, его супруга И.О., его дочери И.О. и И.Т.) вселены в служебную трехкомнатную квартиру N ** общей площадью ** кв. м, жилой площадью ** кв. м, расположенную в доме ** по ул. **** в г. Москве.
В данном жилом помещении истцы зарегистрированы по месту жительства с 05.03.1996 г., с 02.09.2010 г. в помещении также зарегистрированы несовершеннолетние дети П.Т. - П.Д., <...> года рождения, и П.К., <...> года рождения.
И.В. обратился в УДЖПиЖФ г. Москвы в ЮЗАО с заявлением о заключении с ним договора социального найма на занимаемую им и членами его семьи служебную квартиру по адресу: <...>.
Письмом УДЖПиЖФ г. Москвы в ЮЗАО от 12.07.2012 г. в заключении указанного договора отказано и предложено заключить договор купли-продажи с рассрочкой платежа.
Не согласившись с отказом ДЖПиЖФ г. Москвы заключить договор социального найма жилого помещения, истцы обратились в суд с настоящим иском.
В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Исходя из назначения служебных жилых помещений (ст. 93 ЖК РФ) и жилых помещений в общежитиях (ст. 94 ЖК РФ), право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными военнослужащим в связи с прохождением военной службы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с трудовыми отношениями, сохраняется за ними на период прохождения ими военной службы и работы в воинской части (учреждении) в соответствующем населенном пункте.
После прекращения военно-служебных и трудовых отношений право пользования предоставленным служебным жилым помещением и жилым помещением в общежитии сохраняется за военнослужащими и гражданским персоналом, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (ст. 103 ЖК РФ), которые в соответствии с действующим законодательством не могут быть выселены из занимаемых служебных помещений без предоставления другого жилого помещения социального использования (п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Такое право сохраняется за военнослужащими, признанными нуждающимися в получении жилых помещений, подлежащими увольнению (уволенными) с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по болезни и в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы (в календарном исчислении) 10 лет и более до обеспечения их жильем по договору социального найма (п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"); за военнослужащими, признанными нуждающимися в получении жилых помещений, подлежащими увольнению (уволенными) с военной службы, при общей продолжительности военной службы 20 лет и более независимо от основания увольнения до обеспечения их жильем по договору социального найма (п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает сохранение действия статей ЖК РСФСР, касающихся оснований учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства г. Москвы от 26 апреля 2011 г. N 158-ПП внесены изменения в Постановление Правительства г. Москвы от 05 августа 2008 г. N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру".
Пунктом 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений предусмотрено, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета <...> и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения: 1.1. Договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"; 1.2. Договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышает размеры площади жилого помещения, указанные в п. 1.1 настоящего Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и статье 35 указанного Закона города Москвы.
В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений - предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона города Москвы, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.
Данное постановление принято в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и в целях урегулирования правоотношений по дальнейшему использованию жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру.
Судом установлено, что И.В. и члены его семьи не состоят на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 г. N 1028 "О переоформлении жилой площади Федеральной службе железнодорожных войск Российской Федерации", в связи с нарушением Федеральной службой железнодорожных войск Российской Федерации порядка использования жилой площади, выделенной в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.07.92 N 552 "Об обеспечении организации работ по капитальному ремонту трамвайных путей в 1992 - 1995 гг. в г. Москве с участием войсковых частей" для временного размещения военнослужащих, Правительство Москвы постановляет Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы до 1 мая 2000 года на основании п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" оформить жилую площадь, выделенную в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28.07.92 N 552 Федеральной службе железнодорожных войск Российской Федерации, по договору аренды.
Ранее действовавшим постановлением Правительства города Москвы от 18 декабря 2007 г. N 1080-ПП "О реализации жилой площади военнослужащим железнодорожных войск Российской Федерации и гражданам, уволенных с военной службы" Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы поручено 40 семьям, получившим государственные жилищные сертификаты, реализовать им фактически занимаемые квартиры (приложение 1) по договорам купли-продажи по стоимости государственного жилищного сертификата, определенной Министерством регионального развития Российской Федерации на момент их оформления. Квартира по адресу: <...>, входила в адресный перечень квартир, подлежащих реализации по стоимости государственных жилищных сертификатов (Приложение N 1 к постановлению Правительства Москвы от 18 декабря 2007 г. N 1080-ПП).
Постановлением Правительства города Москвы от 15 декабря 2009 г. N 1395-ПП "О реализации жилых помещений военнослужащим железнодорожных войск Российской Федерации и гражданам, уволенных с военной службы" Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы поручено реализовать в 2010 году военнослужащим железнодорожных войск Российской Федерации и гражданам, уволенным с военной службы, занимаемые жилые помещения (приложение) с учетом рекомендации Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы на основании Методики расчета стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 14 декабря 2006 г. N 2586-РП. При отказе семей (п. 1.1) от приобретения и освобождения жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, производить их выселение в установленном порядке.
В Приложении к данному постановлению Правительства Москвы спорная квартира входит в адресный перечень квартир, подлежащих реализации по Методике расчета стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 14.12.2006 г. N 2586-РП.
Как отмечено выше, судом установлено судом и следует из материалов дела, квартира, в которой проживают и зарегистрированы И.В. и члены его семьи, является служебным жилым помещением.
Доказательств об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не представлено.
Жилое помещение является собственностью города Москвы, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 27).
То есть, жилое помещение не является федеральной собственностью.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что оснований для предоставления спорного жилого помещения истцу и членам его семьи по договору социального найма не имеется, поскольку занимаемое ими жилое помещение, расположенное по адресу: ****************, подлежит реализации по договору купли-продажи с рассрочкой платежа. При этом доводы истцов со ссылкой на постановление Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 158-ПП о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 05 августа 2008 г. N 711-ПП об обязанности ответчика заключить с И.В. договор социального найма на спорную квартиру суд не принял во внимание ввиду неправильного толкования ими смысла и содержания указанного постановления Правительства Москвы, согласно которому И.В. к числу лиц, имеющих при вышеуказанных обстоятельствах право на заключение договора социального найма жилого помещения, не относится.
Суд также учитывал положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года. Так, если до вступления в силу названного Закона, то есть до 01 января 2005 г., законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной формой - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, то после 01 января 2005 года такая категория лиц при наличии законных оснований может обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у истца И.В. права на заключение договора социального найма на занимаемую служебную квартиру основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлен на переоценку доказательств и выводы суда, в связи с чем не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда по настоящему делу и не содержат каких-либо новых, юридически значимых обстоятельств, требующих дополнительной проверки.
Разрешая спор, суд правильно определил фактические обстоятельства по делу, собранные по делу доказательства исследовал в судебном заседании и дал им надлежащую правовую оценку.
Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и материалам дела не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И.В. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)