Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.01.2015 N 33-461/2015 ПО ДЕЛУ N 2-1194/2013

Требование: Об оспаривании решения по снятию с учета нуждающихся в жилом помещении, обязании восстановить на учете.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Заявитель в период прохождения военной службы обеспечен жилой площадью, которой впоследствии распорядился по собственному усмотрению.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2015 г. N 33-461/2015


Судья: Матусяк Т.П.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бутковой Н.А.
судей Чуфистова И.В., Стаховой Т.М.
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании 14 января 2015 года дело N 2-1194/13 по апелляционной жалобе П. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2013 года по заявлению П. об оспаривании решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
установила:

П. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с заявлением, в котором просил признать незаконными действия ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице третьего территориального отдела в г. Воронеже от <дата> N <...> по снятию с учета нуждающихся в жилом помещении; обязать заинтересованное лицо признать его нуждающимся в жилом помещении и восстановить на соответствующем учете.
В обоснование заявления указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с <дата> по <дата>, уволен по достижении предельного возраста. В период прохождения военной службы был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях. В <дата> ему было распределено жилое помещение в <...> области, на получение которого он дал согласие с осуществлением доплаты в размере <...> руб., представил необходимые документы. Однако до фактического получения жилья (в <дата>) получил решение о снятии его с учета нуждающимися в жилых помещениях на основании п. п. "а" п. 14 Правил признания нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.11 N 512. С решением не согласен, полагает, что предусмотренных законом оснований для снятия его с соответствующего учета не имелось.
Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 10.01.13 дело передано по подсудности в районный суд Санкт-Петербурга.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.07.13 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит данное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле извещены. Согласно ст. ст. 257, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.07.13, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Отказывая в удовлетворении требований П., суд первой инстанции руководствовался ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.10 N 1280, и исходил из того, что в период военной службы заявителю уже предоставлялась жилая площадь от Министерства обороны, которой он распорядился по собственному усмотрению, в то время как право на обеспечение жильем на основании ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" может быть использовано заявителем только один раз.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства и материалах дела.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе выделение денежных средств на приобретение жилых помещений.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. п. 1, 26, 32 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.00 N 80, вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и настоящей Инструкцией.
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
В связи с утверждением Министром обороны Российской Федерации Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (приказ от 30.09.10 N 1280) ранее действовавший Приказ от 15.02.00 N 80 утратил силу.
Уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований названной Инструкции Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.10 N 1455 определен Департамент жилищного обеспечения, который осуществляет свои функции, в том числе, через ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что П. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с <дата> по <дата>.
Приказом <...> МВО N <...> от <дата> в связи с достижением предельного возраста заявитель <дата> был уволен с военной службы.
Из справки N <...> от <дата>, выданной отделом ВКО по <...> округу Военного комиссариата <...> области, следует, что в разделе <...> послужного списка личного дела П. значится следующий состав семьи: жена Г., дочь В.
Согласно сообщению ФГКЭУ "<...> КЭЧ района" N <...> от <дата>, военнослужащему П. в <дата>, на семью из трех человек, была предоставлена <...> квартира, жилой площадью <...> кв. м, по адресу: <адрес>.
<дата> П. произвел обмен данной квартиры на <...> квартиру, общей площадью <...> кв. м, жилой площадью <...> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>. Указанная квартира передана в собственность Г. по договору передачи квартиры в личную собственность от <дата>.
Квартира, расположенная по вышеуказанному адресу была отчуждена на основании договора купли-продажи от <дата>, заключенного между Г. и Ю.
В <дата> П. вручено уведомление о распределении жилого помещения N <...> от <дата>, которым заявителю и членам его семьи было распределено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с доплатой за превышение общей площади жилого помещения в размере <...> руб. Заявитель выразил согласие на получение указанной квартиры, предоставил необходимые документы.
Решением <...> отдела (<адрес>) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N <...> от <дата> П. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Основанием для принятия такого решения послужил тот факт, что согласно представленным документам, заявителю в период прохождения военной службы Министерством обороны Российской Федерации была предоставлена <...> квартира, полезной площадью <...> кв. м, расположенная по адресу: <адрес>, в отношении которой впоследствии в <дата> был произведен обмен на <...> квартиру, проданную в <дата>.
Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями на дату предоставления П. и членам его семьи квартиры регулировался Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 10.11.75 N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте".
В соответствии с п. 23 указанного Положения предоставление жилой площади должно производиться в пределах норм, установленных законодательством союзных республик.
Статья 38 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие с 01.01.84, предусматривала норму жилой площади на одного человека в размере двенадцати квадратных метров.
Как усматривается из материалов дела, в период военной службы заявитель с членами семьи был обеспечен жилой площадью по норме предоставления, которой впоследствии семья распорядилась по собственному усмотрению.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 22.01.93 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшего до введения в действие Федерального Закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспеченные жилыми помещениями, в период прохождения военной службы имели право на улучшение жилищных условий с учетом норм жилой площади, очередности и льгот, установленных этим Законом и жилищным законодательством.
Из анализа положений статьи 15 Закона Российской Федерации от 22.01.93 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в данных нормах закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.14 N 8 "О практике применениями законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно пп. "а" п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 512, военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
В соответствии с п.п. "г" п. 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. N 1054 (ред. от 06.10.2011 г.) военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
Согласно п. 10 этого же Постановления не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Отчуждение жилого помещения, полученного от государства, совершение иных действий непосредственно направленных на ухудшение своих жилищных условий и возникновение вновь оснований нуждаемости в жилом помещении, отнесены действующим законодательством к обстоятельствам, исключающим повторное обеспечение таких граждан бесплатным жилым помещением.
Как следует из копий документов личного дела П., связанных с учетом в качестве нуждающегося в жилых помещениях компетентными жилищными органами не учитывались факт предыдущего его обеспечения по линии Министерства Обороны РФ жилой площадью, совершенная с нею сделка, последующая приватизация приобретенной квартиры супругой заявителя и ее отчуждение, что повлекло намеренное ухудшение жилищных условий заявителя, ранее обеспеченного государством жилой площадью.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит состоявшееся по делу решение законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)