Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2015 ПО ДЕЛУ N А66-6791/2015

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2015 г. по делу N А66-6791/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от Прокуратуры Тверской области Иволги О.В. на основании удостоверения серии ТО N 150267, от Министерства лесного хозяйства Тверской области Барышкова В.В. по доверенности от 08.09.2014, Рогозиной О.В. по доверенности от 21.12.2015, от общества с ограниченной ответственностью "Тверьинтерлес" Егоровой К.М. по доверенности от 05.08.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 октября 2015 года по делу N А66-6791/2015 (судья Истомина О.Л.),
установил:

Прокуратура Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Симеоновская, д. 27; ОГРН 1026900569662, ИНН 6905000777; далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Тверской области (место нахождения: 170000, г. Тверь, пер. Свободный, д. 9; ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540; далее - Министерство), обществу с ограниченной ответственностью "Тверьинтерлес" (место нахождения: 172200, Тверская обл., Селижаровский р-н, пгт. Селижарово, ул. Ленина, д. 116; ОГРН 1086913000624, ИНН 6939011745; далее - Общество) о признании недействительными (ничтожными) дополнительных соглашений от 22.01.2013, 06.02.2013, 13.01.2014, 25.12.2014 к договору аренды лесного участка от 17.05.2011 N 75.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14.10.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Прокуратура с решением не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников. Доказательств, подтверждающих соблюдение сторонами требований части 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса при изменении условий договора оспариваемыми соглашениями, ответчиками суду не представлено. Вывод суда о том, что отсутствие минимального размера арендной платы в документации об открытом аукционе предоставляет сторонам право вносить изменения в договор, заключенный на открытом аукционе, не соответствует вышеназванным нормам закона, а также фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Прокуратуры в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Министерство в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 17.05.2011 Департамент лесного комплекса Тверской области (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 75 сроком на 49 лет, по условиям, которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 ЛК РФ, протоколом заседания аукционной комиссии по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 03.05.2011 передает в аренду, а арендатор принимает лесной участок в составе земель лесного фонда, площадью 29 168 га, находящийся: Тверская область, Селижаровский район, Осташковское лесничество Тверской области, Селижаровское участковое лесничество (в соответствии с материалами лесоустройства Селижаровский лесхоз Селижаровское лесничество) квартал 126 - 132, 134, в пределах кадастрового номера 69:29:000000:0004, площадью 688 га; Большекошинское участковое лесничество (в соответствии с материалами лесоустройства Большекошинское лесничество) квартал 1 - 72, 75 - 202, площадью 28 480 га:
- - леса, ранее находившиеся во владении колхоза "им. Ленина" квартала 1 - 19, в пределах кадастрового номера 69-69-01/029/2008-435, площадью 2663 га;
- - леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Возрождение" квартала 2 - 28, в пределах кадастрового номера 69-69-01/029/2008-436, площадью 4672 га;
- - леса, ранее находившиеся во владении совхоза "Соколово" квартала 1 - 37, в пределах кадастрового номера 69-69-01/032/2008-211, площадью 5 765 га;
- - леса, ранее находившиеся во владении совхоза "Киселевский" квартала 1 - 5, 8 - 51, в пределах кадастрового номера 69-69-01/032/2008-212, площадью 7174 га;
- - леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Россия" квартала 1 - 42, в пределах кадастрового номера 69-69-01/029/2008-438, площадью 4721 га;
- - леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Мир" квартала 1 - 25, в пределах кадастрового номера 69-69-01/029/2008-437, площадью 3292 га;
- - леса, ранее находившиеся во владении колхоза "им. Калинина" квартал 1, в пределах кадастрового номера 69-69-01/031/2008-042 (Ольховское участковое лесничество), площадью 193 га.
Арендатору передается лесной участок для заготовки древесины (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 1.5 договора ежегодный разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом участке составляет: по выборочным рубкам спелых и перестойных насаждений - 15,2 тыс. куб. м, по рубкам ухода за лесами - 0,9 тыс. куб. м. В случае изменения в установленном порядке ежегодного разрешенного объема заготовки древесины на арендуемом участке, производится перерасчет объема заготовки древесины с момента изменения расчетной лесосеки. Соответствующие изменения вносятся в приложение N 3 к настоящему договору.
Согласно пункту 2.1 договора годовая арендная плата на момент подписания настоящего договора составляет 1 338 400 руб. 00 коп. Арендная плата на арендуемом участке устанавливается в виде платежей в соответствующие бюджеты, которые рассчитываются на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных Правительством Российской Федерации, применяемых с коэффициентом 1,7.
Арендная плата и сроки ее внесения установлены приложением 4 к настоящему договору.
Арендная плата устанавливается ежегодно на весь разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке, установленный приложением 3 к настоящему договору.
Размер арендной платы может изменяться в случае изменения ежегодного разрешенного объема использования лесов. В этом случае вносятся изменения в приложение 4 к настоящему договору.
По условиям пункта 3.1.8 договора арендодатель имеет право по результатам проведения очередного лесоустройства вносить изменения в ежегодные объемы лесопользования и лесохозяйственных работ.
По правилам пункта 5.2 договора его условия могут быть изменены по соглашению сторон, в том числе, в случае изменения объемов лесопользования и лесохозяйственных мероприятий в связи с проведением очередного лесоустройства и утвержденного в установленном порядке проекта освоения леса, утверждения лесохозяйственного регламента лесничества.
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 17.05.2011 арендодатель передал, а арендодатель принял в аренду указанный лесной участок.
Министерством (правопреемник Департамента) и Обществом 22.01.2013 заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 17.05.2011 N 75.
Пунктами 3 - 7 указанного дополнительного соглашения в договор аренды лесного участка от 17.05.2011 N 75 внесены изменения в части определения разрешенного объема заготовки древесины на арендуемом участке, размера арендной платы, целей и объемов использования лесов на арендуемом лесном участке, сроков внесения арендной платы.
Министерством и Обществом 06.02.2013 заключено второе дополнительное соглашение, в соответствии с условиями которого, в договор аренды лесного участка от 17.05.2011 N 75 внесены изменения в части определения размера арендной платы за арендуемый лесной участок, разрешенного объема заготовки древесины на арендуемом участке, порядка и сроков внесения арендной платы.
Министерством и Обществом 13.01.2013 заключено третье дополнительное соглашение, в соответствии с условиями данного договора аренды лесного участка от 17.05.2011 N 75 внесены изменения в части определения размера арендной платы за арендуемый лесной участок, сроков внесения арендной платы, объемов и сроков исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению.
Министерством и Обществом 25.12.2014 заключено четвертое дополнительное соглашение. В соответствии с условиями данного дополнительного соглашения в договор аренды лесного участка от 17.05.2011 N 75 года внесены изменения в части определения размера арендной платы за арендуемый лесной участок.
Посчитав, что приведенные дополнительные соглашения, заключенные ответчиками, содержат условия, не соответствующие (противоречащие) нормам действующего ЛК РФ, Прокуратура обратилась в суд с настоящим иском о признании недействительными (ничтожными) указанных дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка от 17.05.2011 N 75.
Суд первой инстанции признал требования незаконными и отказал в их удовлетворении.
Апелляционная инстанция считает принятое решение подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
На основании части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 22.07.2014) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 указанного Кодекса.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным ЛК РФ (частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ), что исключает применение норм гражданского законодательства в части условий и основания изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора. Аналогичная позиция содержится и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 N 301ЭС14-448 по делу N А43-21805/2013.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
При этом введенная Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, системное толкование указанных положений ЛК РФ позволяет сделать вывод о том, что закон не допускал на момент заключения сторонами дополнительных соглашений 22.01.2013, 06.02.2013, 13.01.2013 возможность изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора.
На момент заключения дополнительного соглашения 25.12.2014 отсутствовали условия предусмотренные частью 2 статьи 74 ЛК РФ в новой редакции для внесения изменений в договор аренды (изменение целевого назначения лесов, существенное изменение параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Апелляционный суд считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что вносимые в договор аренды изменения, касающиеся корректировки ежегодно разрабатываемого объема заготовки древесины, не противоречат действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что уменьшив по дополнительному соглашению объемы заготовки древесины и размер арендной платы, а также изменив иные условия договора, стороны договора фактически изменили существенные условия аукциона и договора, заключенного по результатам такого аукциона, что допустимо только в случаях, определенных законом.
Изменение сторонами договора аренды его условия о размере арендной платы со ссылкой на наличие такой возможности согласно пункту 2.1 договора аренды, противоречит установленному специальной нормой - частью 2 статьи 74 ЛК РФ - прямому запрету на изменение условий такого договора аренды.
Так как у сторон договора аренды заключенного по результатам аукциона не было законных оснований для изменения его условий, соответственно, в силу положений статьи 168 ГК РФ оспариваемые соглашения являются ничтожными.
Поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемое решение подлежит отмене, а исковые требования Прокуратуры - удовлетворению.
Истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, а ответчиками являются два лица, одно из которых (Министерство) также освобождено от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 13 500 руб. государственной пошлины (50% от государственной пошлины, подлежащей уплате по иску и апелляционной жалобе).
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 14 октября 2015 года по делу N А66-6791/2015 отменить.
Признать недействительными дополнительные соглашения от 22.01.2013, 06.02.2013, 13.01.2014, 25.12.2014 к договору аренды лесного участка от 17.05.2011 N 75.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тверьинтерлес" в федеральный бюджет 13 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.РОМАНОВА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)