Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 5 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мошинское лесное хозяйство" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 февраля 2017 года по делу N А05-6221/2015 (судья Шапран Е.Б.),
Территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомское лесничество 12.06.2015 обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мошинское лесное хозяйство" (место нахождения: 163000, город Архангельск, Окружное шоссе, дом 8; ИНН 2901209516, ОГРН 1102901011586; далее - Общество) о взыскании 65 362 руб. 66 коп. долга по арендной плате в части, превышающей минимальные ставки, по сроку уплаты 15.07.2015 по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528 (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ИНН 2901200111, ОГРН 1102901001356; далее - Министерство).
Решением суда от 29.10.2015 по делу N А05-6221/2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016, в удовлетворении исковых требований отказано.
Территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомское лесничество 27.04.2016 обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Архангельской области от 29.10.2015 по делу N А05-6221/2015 по новым обстоятельствам.
Решением от 15.06.2016 (резолютивная часть от 14.06.2016) по делу N А05-6221/2015 удовлетворено заявление о пересмотре решения суда от 29.10.2015 по новым обстоятельствам, решение от 29.10.2015 отменено. Определением от 14.06.2016 назначено судебное заседание.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.01.2017, решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.06.2016 оставлено без изменения. Этим же постановлением произведена замена истца на правопреемника - Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (место нахождения: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10; ИНН 2902083136, ОГРН 1162901060376; далее - Управление).
Решением от 10.02.2017 по делу N А05-6221/2015 суд взыскал с Общества в доход бюджета Архангельской области 65 362 руб. 66 коп. долга, а также в доход федерального бюджета 2615 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Министерство не обладает полномочиями на установление ставки арендной платы для участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), частям 1, 4 статьи 73, статьям 81 - 83, 103, части 2 статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310). Коэффициент 1.3 не установлен на торгах, лишен правового значения. Суд неправильно применил пункт 18 Постановления N 73, Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), Порядок приведения договора аренды лесного фонда в соответствие с ЛК РФ, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок N 258). Применение к правоотношениям сторон пункта 10 Порядка N 258 является необоснованным, поскольку до принятия Лесного кодекса 2006 года существовало две системы платежей за пользование лесным фондом - оплата лесных податей и оплата арендной платы (статья 103 Лесного кодекса 1997 года). В случае приведения в соответствие с ЛК РФ договоров, в которых размер арендной платы определялся по ставкам лесных податей, подлежал применению пункт 11 Порядка N 258. Иные ставки лесных податей, в том числе установленные субъектами Российской Федерации, перестали действовать с момента введения в действие ЛК РФ. Лесной фонд предоставлен Обществу в особом порядке - на основании статьи 4 Закона N 201-ФЗ. В силу пункта 2.6 договора в связи с тем, что изменений размера ставок платы не происходило, одностороннее изменение арендодателем размера арендной платы по сравнению с размером, установленным в договоре необоснованно. В соответствии со статьей 131, пунктом 3 статьи 433, пунктом 2 статьи 609, статьей 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 4, 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктом 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" приложение 4 не может быть положено в основу решения суда ввиду не подписания его Обществом. Суд не учел пункт 24 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345, статьи 424, 450, 606 ГК РФ, статьи 73, 78 ЛК РФ, пункты 3.4.2, 8.6 договора. Пункт 2.1 договора, устанавливающего внесение арендной платы с повышающим коэффициентом 1.21, утратил силу.
Управление в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Департамент лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства; арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Переработка" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3 договора арендодатель, действующий в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) и со статьями 29, 72, 74 ЛК РФ, на основании заявления арендатора о приведении ранее заключенного договора аренды лесного участка фонда от 15.11.2006 N 27 (протокол о результатах лесного конкурса по передаче лесных ресурсов в аренду от 31.10.2006 N 697) в соответствии с ЛК РФ и решением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2006 N 27 на договор аренды лесного участка (распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 07.11.2008 N 488) арендатор принял на себя обязательство принять в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, сроком действия договора по 14.11.2031. Местоположение: Архангельская область, муниципальное образование "Няндомский муниципальный район", Няндомское лесничество, Няндомское и Мошинское участковые лесничества, общей площадью 21 734 га.
Лесной участок передан ответчику для использования леса с целью заготовки древесины.
Согласно пункту 2.2 договора годовой размер арендной платы за пользование лесным участком с изъятием лесных ресурсов устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
В пунктах 2.3, 2.4 договора сторонами определено, что конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициентов превышений над минимальным размером арендной платы по формуле: Крап = Мрап x К, где: Крап - конкретный годовой размер арендной платы; Мрап - минимальный размер арендной платы; К - коэффициент превышений по договоренности сторон - 1,3.
Размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного объема отпуска древесины на лесном участке, переданном в аренду, и не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
Пунктом 2.5 договора определено, что годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года, в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 договора аренды, и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения 4, подписываемом обеими сторонами.
Сроки внесения арендной платы также установлены указанными пунктами договоров - в течение года частями в процентном отношении от годового размера.
В силу пункта 2.6 договора при изменении ставок платы за единицы объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений. Новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора не позднее даты внесения очередного платежа после введения ставок.
В пункте 2.8 договора предусмотрено, что за нарушение сроков внесения арендной платы арендатор уплачивает пени в размере 0,01% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктами 3.4.1, 3.4.2 договора аренды арендатор обязан использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами и условиями договора аренды. Арендатор обязался вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписанными сторонами протоколом согласования цены арендной платы.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 27.11.2009.
Соглашением от 03.11.2011 произведена замена арендодателя на Министерство, а также арендатора на Общество в связи с реорганизацией в форме выделения.
Указанное соглашение зарегистрировано 30.12.2011.
Лесничество произвело расчет размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 год, согласно которому арендная плата составила 2 268 930 руб. 95 коп., в том числе 1 586 665 руб. в части арендной платы по минимальным ставкам и 682 265 руб. 95 коп. в части, превышающей размер арендной платы по минимальным ставкам.
Министерство направило Обществу для подписания протокол согласования размера арендной платы и порядка ее внесения, согласно которому арендная плата на 2015 год составила 2 173 688 руб. 66 коп., в том числе 1 520 062 руб. в части арендной платы по минимальным ставкам и 653 626 руб. 66 коп. в части, превышающей размер арендной платы по минимальным ставкам.
Протоколом согласования арендной платы на 2015 год установлено внесение арендной платы в части, превышающей размер арендной платы по минимальным ставкам, по срокам уплаты: до 15.02.2015, 15.09.15, 15.11.15 и 15.12.2015 - по 98 044 руб., до 15.03.2015, 15.04.2015, 15.06.2015, 15.07.2015 - по 65 362 руб. 67 коп. по каждому сроку.
Протокол согласования размера арендной платы на 2016 год между сторонами не подписан.
По расчету истца, задолженность ответчика составила 65 362 руб. 67 коп.
Ненадлежащее выполнение ответчиком договорных обязательств явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено названным Кодексом.
Статьей 4 Закона N 201-ФЗ установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением N 310.
При приведении упомянутых договоров в соответствие с ЛК РФ изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размеров арендной платы не допускается (пункт 10 Порядка N 258).
Как правильно указал суд первой инстанции, при переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка законодательно установлено ограничение по размеру арендной платы, а именно, ранее установленная арендная плата не может быть изменена в одностороннем порядке.
На основании статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, который определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке; ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие ставки установлены Постановлением N 310.
В пункте 16 Постановления N 73 разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 ЛК РФ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Пункт 18 Постановления N 73 также определяет, что судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, пункт 7 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
По смыслу вышеприведенных положений нормативного акта и разъяснений и в тех случаях, когда законодательство предусматривает регулирование цены, регулируемая цена может не являться окончательной (итоговой) ценой по договору.
Как видно из материалов дела, договор аренды от 30.10.2009 N 528 заключен во исполнение положений статьи 4 Закона N 201-ФЗ, предусматривающей необходимость приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009.
Суд первой инстанции установил, что право аренды лесного участка у Общества возникло не на основании подписанного сторонами 30.10.2009 договора аренды N 528. Право аренды лесных участков у Общества возникло ранее в силу заключения 15.11.2006 договора аренды N 27.
Договор аренды от 15.11.2006 N 27 заключен Обществом на основании лесного конкурса, в котором Общество участвовало и предложило к условиям о размере арендной платы с применением повышающего коэффициента 1,7, дополнительные (более привлекательные) условия, в частности, обязательство по внесению арендной платы сверх цены, по которой лесной участок был выставлен на аукцион.
При переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2006 N 27 в связи с вступлением в силу ЛК РФ и в соответствии с Решением о переоформлении договора аренды участков лесного фонда (Распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 07.11.2008) на договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528, расчет арендной платы определен с учетом ранее принятых условий коэффициентов превышения над минимальным размером арендной платы: 1,1, указанный в конкурсной документации коэффициент, и согласованный сторонами коэффициент 1,3 (вместо ранее применяемого коэффициента 1,7).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 2.3 договора аренды от 30.10.2009 N 528, определяющий порядок расчета арендной платы с учетом указанных коэффициентов соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 ГК РФ, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 ЛК РФ.
Аналогичный вывод указан в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409 при оценке условий договора N 528.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно не принял довод ответчика о том, что в указанном определении не дана оценка условиям договора в части коэффициента 1,3.
Расчет долга суд первой инстанции проверил, признал его правильным.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен обоснованно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 февраля 2017 года по делу N А05-6221/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мошинское лесное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2017 ПО ДЕЛУ N А05-6221/2015
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2017 г. по делу N А05-6221/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 5 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мошинское лесное хозяйство" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 февраля 2017 года по делу N А05-6221/2015 (судья Шапран Е.Б.),
установил:
Территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомское лесничество 12.06.2015 обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мошинское лесное хозяйство" (место нахождения: 163000, город Архангельск, Окружное шоссе, дом 8; ИНН 2901209516, ОГРН 1102901011586; далее - Общество) о взыскании 65 362 руб. 66 коп. долга по арендной плате в части, превышающей минимальные ставки, по сроку уплаты 15.07.2015 по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528 (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ИНН 2901200111, ОГРН 1102901001356; далее - Министерство).
Решением суда от 29.10.2015 по делу N А05-6221/2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016, в удовлетворении исковых требований отказано.
Территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомское лесничество 27.04.2016 обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Архангельской области от 29.10.2015 по делу N А05-6221/2015 по новым обстоятельствам.
Решением от 15.06.2016 (резолютивная часть от 14.06.2016) по делу N А05-6221/2015 удовлетворено заявление о пересмотре решения суда от 29.10.2015 по новым обстоятельствам, решение от 29.10.2015 отменено. Определением от 14.06.2016 назначено судебное заседание.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.01.2017, решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.06.2016 оставлено без изменения. Этим же постановлением произведена замена истца на правопреемника - Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (место нахождения: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10; ИНН 2902083136, ОГРН 1162901060376; далее - Управление).
Решением от 10.02.2017 по делу N А05-6221/2015 суд взыскал с Общества в доход бюджета Архангельской области 65 362 руб. 66 коп. долга, а также в доход федерального бюджета 2615 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Министерство не обладает полномочиями на установление ставки арендной платы для участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), частям 1, 4 статьи 73, статьям 81 - 83, 103, части 2 статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310). Коэффициент 1.3 не установлен на торгах, лишен правового значения. Суд неправильно применил пункт 18 Постановления N 73, Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), Порядок приведения договора аренды лесного фонда в соответствие с ЛК РФ, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок N 258). Применение к правоотношениям сторон пункта 10 Порядка N 258 является необоснованным, поскольку до принятия Лесного кодекса 2006 года существовало две системы платежей за пользование лесным фондом - оплата лесных податей и оплата арендной платы (статья 103 Лесного кодекса 1997 года). В случае приведения в соответствие с ЛК РФ договоров, в которых размер арендной платы определялся по ставкам лесных податей, подлежал применению пункт 11 Порядка N 258. Иные ставки лесных податей, в том числе установленные субъектами Российской Федерации, перестали действовать с момента введения в действие ЛК РФ. Лесной фонд предоставлен Обществу в особом порядке - на основании статьи 4 Закона N 201-ФЗ. В силу пункта 2.6 договора в связи с тем, что изменений размера ставок платы не происходило, одностороннее изменение арендодателем размера арендной платы по сравнению с размером, установленным в договоре необоснованно. В соответствии со статьей 131, пунктом 3 статьи 433, пунктом 2 статьи 609, статьей 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 4, 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктом 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" приложение 4 не может быть положено в основу решения суда ввиду не подписания его Обществом. Суд не учел пункт 24 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345, статьи 424, 450, 606 ГК РФ, статьи 73, 78 ЛК РФ, пункты 3.4.2, 8.6 договора. Пункт 2.1 договора, устанавливающего внесение арендной платы с повышающим коэффициентом 1.21, утратил силу.
Управление в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Департамент лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства; арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Переработка" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3 договора арендодатель, действующий в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) и со статьями 29, 72, 74 ЛК РФ, на основании заявления арендатора о приведении ранее заключенного договора аренды лесного участка фонда от 15.11.2006 N 27 (протокол о результатах лесного конкурса по передаче лесных ресурсов в аренду от 31.10.2006 N 697) в соответствии с ЛК РФ и решением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2006 N 27 на договор аренды лесного участка (распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 07.11.2008 N 488) арендатор принял на себя обязательство принять в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, сроком действия договора по 14.11.2031. Местоположение: Архангельская область, муниципальное образование "Няндомский муниципальный район", Няндомское лесничество, Няндомское и Мошинское участковые лесничества, общей площадью 21 734 га.
Лесной участок передан ответчику для использования леса с целью заготовки древесины.
Согласно пункту 2.2 договора годовой размер арендной платы за пользование лесным участком с изъятием лесных ресурсов устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
В пунктах 2.3, 2.4 договора сторонами определено, что конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициентов превышений над минимальным размером арендной платы по формуле: Крап = Мрап x К, где: Крап - конкретный годовой размер арендной платы; Мрап - минимальный размер арендной платы; К - коэффициент превышений по договоренности сторон - 1,3.
Размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного объема отпуска древесины на лесном участке, переданном в аренду, и не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
Пунктом 2.5 договора определено, что годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года, в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 договора аренды, и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения 4, подписываемом обеими сторонами.
Сроки внесения арендной платы также установлены указанными пунктами договоров - в течение года частями в процентном отношении от годового размера.
В силу пункта 2.6 договора при изменении ставок платы за единицы объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений. Новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора не позднее даты внесения очередного платежа после введения ставок.
В пункте 2.8 договора предусмотрено, что за нарушение сроков внесения арендной платы арендатор уплачивает пени в размере 0,01% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктами 3.4.1, 3.4.2 договора аренды арендатор обязан использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами и условиями договора аренды. Арендатор обязался вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписанными сторонами протоколом согласования цены арендной платы.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 27.11.2009.
Соглашением от 03.11.2011 произведена замена арендодателя на Министерство, а также арендатора на Общество в связи с реорганизацией в форме выделения.
Указанное соглашение зарегистрировано 30.12.2011.
Лесничество произвело расчет размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 год, согласно которому арендная плата составила 2 268 930 руб. 95 коп., в том числе 1 586 665 руб. в части арендной платы по минимальным ставкам и 682 265 руб. 95 коп. в части, превышающей размер арендной платы по минимальным ставкам.
Министерство направило Обществу для подписания протокол согласования размера арендной платы и порядка ее внесения, согласно которому арендная плата на 2015 год составила 2 173 688 руб. 66 коп., в том числе 1 520 062 руб. в части арендной платы по минимальным ставкам и 653 626 руб. 66 коп. в части, превышающей размер арендной платы по минимальным ставкам.
Протоколом согласования арендной платы на 2015 год установлено внесение арендной платы в части, превышающей размер арендной платы по минимальным ставкам, по срокам уплаты: до 15.02.2015, 15.09.15, 15.11.15 и 15.12.2015 - по 98 044 руб., до 15.03.2015, 15.04.2015, 15.06.2015, 15.07.2015 - по 65 362 руб. 67 коп. по каждому сроку.
Протокол согласования размера арендной платы на 2016 год между сторонами не подписан.
По расчету истца, задолженность ответчика составила 65 362 руб. 67 коп.
Ненадлежащее выполнение ответчиком договорных обязательств явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено названным Кодексом.
Статьей 4 Закона N 201-ФЗ установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением N 310.
При приведении упомянутых договоров в соответствие с ЛК РФ изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размеров арендной платы не допускается (пункт 10 Порядка N 258).
Как правильно указал суд первой инстанции, при переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка законодательно установлено ограничение по размеру арендной платы, а именно, ранее установленная арендная плата не может быть изменена в одностороннем порядке.
На основании статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, который определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке; ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие ставки установлены Постановлением N 310.
В пункте 16 Постановления N 73 разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 ЛК РФ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Пункт 18 Постановления N 73 также определяет, что судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, пункт 7 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
По смыслу вышеприведенных положений нормативного акта и разъяснений и в тех случаях, когда законодательство предусматривает регулирование цены, регулируемая цена может не являться окончательной (итоговой) ценой по договору.
Как видно из материалов дела, договор аренды от 30.10.2009 N 528 заключен во исполнение положений статьи 4 Закона N 201-ФЗ, предусматривающей необходимость приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009.
Суд первой инстанции установил, что право аренды лесного участка у Общества возникло не на основании подписанного сторонами 30.10.2009 договора аренды N 528. Право аренды лесных участков у Общества возникло ранее в силу заключения 15.11.2006 договора аренды N 27.
Договор аренды от 15.11.2006 N 27 заключен Обществом на основании лесного конкурса, в котором Общество участвовало и предложило к условиям о размере арендной платы с применением повышающего коэффициента 1,7, дополнительные (более привлекательные) условия, в частности, обязательство по внесению арендной платы сверх цены, по которой лесной участок был выставлен на аукцион.
При переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2006 N 27 в связи с вступлением в силу ЛК РФ и в соответствии с Решением о переоформлении договора аренды участков лесного фонда (Распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 07.11.2008) на договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528, расчет арендной платы определен с учетом ранее принятых условий коэффициентов превышения над минимальным размером арендной платы: 1,1, указанный в конкурсной документации коэффициент, и согласованный сторонами коэффициент 1,3 (вместо ранее применяемого коэффициента 1,7).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 2.3 договора аренды от 30.10.2009 N 528, определяющий порядок расчета арендной платы с учетом указанных коэффициентов соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 ГК РФ, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 ЛК РФ.
Аналогичный вывод указан в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409 при оценке условий договора N 528.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно не принял довод ответчика о том, что в указанном определении не дана оценка условиям договора в части коэффициента 1,3.
Расчет долга суд первой инстанции проверил, признал его правильным.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен обоснованно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 февраля 2017 года по делу N А05-6221/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мошинское лесное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Н.В.ЧЕРЕДИНА
А.Н.ШАДРИНА
Н.В.ЧЕРЕДИНА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)