Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Прокурор указал, что истец относится к числу детей-сирот, он также включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилым помещением он не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.,
судей Вахитовой Г.Д., Нигматуллиной Р.Р.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Хайбуллинского района РБ на решение Хайбуллинского районного суда РБ от 07 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
установила:
Прокурор Хайбуллинского района РБ обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию Хайбуллинского района РБ предоставить Л. как сироте благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, обосновывая его тем, что Л., ... г.р. относится к числу детей-сирот и закрепленного жилого помещения не имеет. Мать Л. решением ... районного суда РБ от ... года лишена родительских прав в отношении Л. Отец Л. умер ... года.
Л. с ... года по ... года находился в детском доме. В ... году закончил общеобразовательную школу, а в ... году окончил учебу в учреждении профессионального образования. Постановлением администрации Хайбуллинского района РБ N ... от ... года Л. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решением Хайбуллинского районного суда РБ от 07 апреля 2016 года исковые требования Хайбуллинского межрайонного прокурора в интересах Л. удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация Хайбуллинского района РБ просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку суд не учел, что Л. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Не предоставление ему жилого помещения связано с отсутствием надлежащего финансирования.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Сафина А.Р. о законности вынесенного по делу решения суда, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания, в том числе, образовательных организациях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения указанным лицам необоснован.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Л., ... г.р. относится к числу детей-сирот и закрепленного жилого помещения не имеет. Мать Л. решением ... районного суда РБ от ... года лишена родительских прав в отношении Л. Отец Л. умер ... года.
Л. с ... года по ... года находился в детском доме. В ... году закончил общеобразовательную школу, а в ... году окончил учебу в учреждении профессионального образования. Постановлением администрации Хайбуллинского района РБ N ... от ... года Л. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с данными ... межрайонного филиала ГУП "БТИ РБ" регистрация права собственности за Л. до создания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ не проводилась.
Согласно выписке из ЕГРП Л. правами отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества не обладает.
Удовлетворяя требования, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку Л. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на администрацию муниципального района Хайбуллинский район РБ.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по данным спорам, не состоятелен.
Положениями п. 7 ст. 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями РБ: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке администрации муниципального района Хайбуллинского района РБ.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с действующим жилищным законодательством, сроки предоставления специализированного жилого помещения жилищного фонда не определены, следовательно, права Л. не были нарушены, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, поскольку обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена действующим законодательством на органы местного самоуправления и исполнение данной обязанности не может ставиться в зависимость от указанных администрацией обстоятельств.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хайбуллинского районного суда РБ от 07 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Хайбуллинского района РБ без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-18979/2016
Требование: О предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Прокурор указал, что истец относится к числу детей-сирот, он также включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилым помещением он не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.,
судей Вахитовой Г.Д., Нигматуллиной Р.Р.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Хайбуллинского района РБ на решение Хайбуллинского районного суда РБ от 07 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
установила:
Прокурор Хайбуллинского района РБ обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию Хайбуллинского района РБ предоставить Л. как сироте благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, обосновывая его тем, что Л., ... г.р. относится к числу детей-сирот и закрепленного жилого помещения не имеет. Мать Л. решением ... районного суда РБ от ... года лишена родительских прав в отношении Л. Отец Л. умер ... года.
Л. с ... года по ... года находился в детском доме. В ... году закончил общеобразовательную школу, а в ... году окончил учебу в учреждении профессионального образования. Постановлением администрации Хайбуллинского района РБ N ... от ... года Л. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решением Хайбуллинского районного суда РБ от 07 апреля 2016 года исковые требования Хайбуллинского межрайонного прокурора в интересах Л. удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация Хайбуллинского района РБ просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку суд не учел, что Л. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Не предоставление ему жилого помещения связано с отсутствием надлежащего финансирования.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Сафина А.Р. о законности вынесенного по делу решения суда, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания, в том числе, образовательных организациях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения указанным лицам необоснован.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Л., ... г.р. относится к числу детей-сирот и закрепленного жилого помещения не имеет. Мать Л. решением ... районного суда РБ от ... года лишена родительских прав в отношении Л. Отец Л. умер ... года.
Л. с ... года по ... года находился в детском доме. В ... году закончил общеобразовательную школу, а в ... году окончил учебу в учреждении профессионального образования. Постановлением администрации Хайбуллинского района РБ N ... от ... года Л. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с данными ... межрайонного филиала ГУП "БТИ РБ" регистрация права собственности за Л. до создания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ не проводилась.
Согласно выписке из ЕГРП Л. правами отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества не обладает.
Удовлетворяя требования, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку Л. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на администрацию муниципального района Хайбуллинский район РБ.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по данным спорам, не состоятелен.
Положениями п. 7 ст. 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями РБ: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке администрации муниципального района Хайбуллинского района РБ.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с действующим жилищным законодательством, сроки предоставления специализированного жилого помещения жилищного фонда не определены, следовательно, права Л. не были нарушены, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, поскольку обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена действующим законодательством на органы местного самоуправления и исполнение данной обязанности не может ставиться в зависимость от указанных администрацией обстоятельств.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хайбуллинского районного суда РБ от 07 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Хайбуллинского района РБ без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Т.НУРИСЛАМОВ
Судьи
Г.Д.ВАХИТОВА
Р.Р.НИГМАТУЛЛИНА
Ф.Т.НУРИСЛАМОВ
Судьи
Г.Д.ВАХИТОВА
Р.Р.НИГМАТУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)