Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что денежные средства по договору, заключенному с целью реализации предоставленной меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, не перечислены по причине отсутствия денежных средств федерального бюджета на реализацию предоставленных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Кириллова В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2016 г. гражданское дело по иску Шафиковой М.А. (к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о понуждении перечислить денежные средства по договору купли-продажи жилого помещения
по кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мацаевой Т.В. на решение Центрального районного суда г. Читы от 8 сентября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 ноября 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по доверенности Калиновой К.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Шафикова М.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о понуждении перечислить денежные средства по договору купли-продажи жилого помещения.
В обоснование заявленных требований Шафикова М.А. указала, что она является вдовой умершего ветерана боевых действий Шафикова Е.Л. На основании решения Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 18 августа 2014 г. она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как член семьи умершего ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 г. На основании приказа Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 23 октября 2014 г. N 1228 ей предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в размере 569790 руб. в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
С целью реализации предоставленной меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета Шафиковой М.А. 12 декабря 2014 г. был заключен договор купли-продажи двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <...> согласно условиям которого часть стоимости приобретаемой Шафиковой М.А. квартиры оплачивается за счет средств государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и часть средств уплачивается путем перечисления продавцам Елизовой В.П., Ганеевой Т.А. денежных средств, выделенных в виде субсидии на улучшение жилищных условий.
После государственной регистрации перехода права собственности на указанное жилое помещение средства субсидии на улучшение жилищных условий продавцам жилого помещения перечислены не были.
Перечисление денежных средств по предоставленной мере социальной поддержки по обеспечению жильем на лицевой счет продавца Елизовой В.П. со стороны Министерства социальной защиты населения Забайкальского края (являющегося правопреемником Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края) не производилось по причине отсутствия денежных средств федерального бюджета на реализацию предоставленных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Шафиковой М.А. в суд с требованиями обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечислить денежные средства в размере 569790 руб. в счет оплаты стоимости приобретенного по договору купли-продажи жилого помещения от 12 декабря 2014 г. на расчетный счет продавца Елизовой В.П., открытый в ОАО "Сбербанк России".
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Елизова В.П. и Ганеева Т.А.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 8 сентября 2015 г. исковые требования Шафиковой М.А. удовлетворены. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обязано перечислить в бюджет Забайкальского края денежные средства в размере 569790 руб. Министерство социальной защиты населения Забайкальского края при поступлении денежных средств в размере 569790 руб. от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обязано перечислить указанную сумму в счет оплаты стоимости квартиры, расположенной по адресу: <...>, приобретенной Шафиковой М.А. по договору купли-продажи от 12 декабря 2014 г. на расчетный счет продавца Елизовой В.П., открытый в ОАО "Сбербанк России".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 ноября 2015 г. решение суда первой инстанции изменено в части. Резолютивная часть изложена в следующей редакции: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обязано за счет средств федерального бюджета Российской Федерации перечислить в бюджет Забайкальского края денежные средства в размере 569790 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мацаевой Т.В. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Читы от 8 сентября 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 ноября 2015 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 14 марта 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 7 июня 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Шафикова М.А., представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, третьи лица Елизова В.П. и Ганеева Т.А., сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, которые выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 18 августа 2014 г. Шафикова М.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как член семьи умершего ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 г.
На основании решения Центрального районного суда г. Читы от 18 августа 2014 г. Министерством социальной защиты населения Забайкальского края (ранее - Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края) в соответствии с приказом от 23 октября 2014 г. N 1228 принято решение о предоставлении Шафиковой М.А. как члену семьи погибшего ветерана боевых действий меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета в размере 569790 руб. на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. В адрес Шафиковой М.А. 27 октября 2014 г. направлено информационное письмо о принятии в отношении нее указанного решения и о необходимости предоставления договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в установленном порядке.
12 декабря 2014 г. между Шафиковой М.А., Шафиковым Р.Е., Озманян О.С., Шафиковой Р.С. и Елизовой В.П., Ганеевой Т.А. заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <...> общей площадью 49,3 кв. м. Данный договор прошел государственную регистрацию и предоставлен в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.
Согласно условиям договора купли-продажи жилого помещения от 12 декабря 2014 г., заключенного между Шафиковой М.А., Шафиковым Р.Е., Озманян О.С., Шафиковой Р.С. и Елизовой В.П., Ганеевой Т.А. (пункт 3 договора) в счет оплаты приобретаемого жилого помещения сумма в размере 569790 руб. перечисляется на расчетный счет продавца за счет средств мер социальной поддержки (приказ Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 23 октября 2014 г. N 1228) согласно уведомлению Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 27 октября 2014 г. N 08/8076).
Перечисление денежных средств на расчетный счет продавца по договору купли-продажи жилого помещения от 12 декабря 2014 г. произведено не было.
Судом также установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" в июле 2015 г. Министерством социальной защиты Забайкальского края в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, как главному распорядителю бюджетных федеральных средств, направляемых на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлена заявка на предоставление в текущем году субвенций из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Денежные средства в бюджет Забайкальского края из федерального бюджета не поступили, что не оспаривалось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что неперечисление Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в бюджет Забайкальского края федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки члена семьи умершего ветерана боевых действий по обеспечению жильем нарушает права Шафиковой М.А., в отношении которой уполномоченным органом Забайкальского края 23 октября 2014 г. принято решение о предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. При этом суд указал, что именно на Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации лежит обязанность по предоставлению денежных средств на эти цели, поскольку указанное Министерство является главным распорядителем бюджетных федеральных средств, направляемых на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции. В связи с тем, что меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставляются за счет средств федерального бюджета, суд апелляционной инстанции частично изменил резолютивную часть решения суда первой инстанции, возложив обязанность на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечислить в бюджет Забайкальского края денежные средства в размере 569790 руб. не за счет средств казны Российской Федерации, а за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе предоставление жилых помещений.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, в качестве меры социальной поддержки предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению определенных мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем членов семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению этих мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 2, подпункт 3 пункта 3, пункты 4 - 6 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
Предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в порядке, определенным Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 (далее - Правила) (пункт 1).
В силу пункта 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил).
Согласно статье 1 Закона Забайкальского края от 24 декабря 2008 г. N 106-ЗЗК "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, в Забайкальском крае" формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем для члена семьи умершего ветерана боевых действий является предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 16 марта 2010 г. N 109 "О некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае".
Предоставление единовременной денежной выплаты отдельным категориям граждан (в их числе члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий) осуществляется Министерством социальной защиты населения Забайкальского края (далее - уполномоченный орган) в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период, источником которых являются субвенции федерального бюджета (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 6 Порядка единовременная денежная выплата гражданам предоставляется в соответствии с реестром ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (далее - реестр), по установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, форме. Реестр формируется уполномоченным органом на основании списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (далее - список), представляемых органами местного самоуправления, в которых указанные граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для принятия решения о предоставлении единовременной денежной выплаты в уполномоченный орган представляются документы, указанные в пункте 10 Порядка.
Уполномоченный орган в срок не более 25 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, рассматривает их и по результатам рассмотрения принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты либо об отказе в ее предоставлении (пункт 14 Порядка).
Пунктами 18 и 19 Порядка определено, что после получения письменного уведомления о принятом решении о предоставлении единовременной денежной выплаты гражданин обязан представить в уполномоченный орган договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в установленном порядке, после чего в течение 3 рабочих дней уполномоченный орган формирует заявку на финансирование и представляет ее в Министерство финансов Забайкальского края.
Министерство финансов Забайкальского края на основании заявки на финансирование, представленной уполномоченным органом, в течение 5 рабочих дней с момента поступления денежных средств федерального бюджета в бюджет Забайкальского края и в пределах указанных средств осуществляет их перечисление на расчетный счет уполномоченного органа (пункт 20 Порядка).
Перечисление денежных средств на лицевой (расчетный) счет продавца жилого помещения (лица, осуществляющего строительство жилого помещения, продавца строительных материалов), указанный в договоре купли-продажи жилого помещения (договоре участия в долевом строительстве, договоре строительного подряда, договоре купли-продажи строительных материалов), осуществляется незамедлительно после поступления денежных средств на расчетный счет уполномоченного органа, в соответствии с условиями указанными в представленных договорах (пункт 21 Порядка).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность следует, что они закрепляют механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, определяют источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названных категорий граждан.
Принятие в отношении члена семьи умершего ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 года, решения уполномоченным органом (Министерством социальной защиты населения Забайкальского края) о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность может осуществляться только с учетом установленного Правилами порядком перечисления средств из федерального бюджета в бюджет субъектов Российской Федерации, то есть в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период.
Обязанность по перечислению бюджетных средств в субъект Российской Федерации по представленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации заявке в размере сверх установленных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации лимитов Правилами не установлена. Поэтому Министерство социальной защиты населения Забайкальского края вправе принимать решения о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем соответствующих категорий граждан только при наличии в бюджете субъекта средств федерального бюджета, поступивших на указанные цели, и не вправе претендовать на средства федерального бюджета (субсидии) сверх бюджетных средств, утвержденных федеральным законом о бюджете на соответствующий год.
Между тем, суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению к спорным отношениям положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, в том числе субъекта Российской Федерации (Забайкальского края), вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что неперечисление сверх установленных лимитов бюджетных обязательств Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в бюджет Забайкальского края федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки членов семьи умерших ветеранов боевых действий по обеспечению жильем нарушает права Шафиковой М.А., в отношении которой уполномоченным органом Забайкальского края в 2014 г. принято решение о предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной выплаты денежных средств.
Судами первой и апелляционной инстанций также допущены и другие нарушения норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 утверждено Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Положение).
Согласно подпункту 5.4.64 Положения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Следовательно, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не является главным распорядителем всех средств федерального бюджета и не наделено полномочиями по выделению средств федерального бюджета, не предусмотренных федеральным законом о бюджете на очередной финансовый период для Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе распоряжаться только теми средствами федерального бюджета и, соответственно, является главным распорядителем только тех средств федерального бюджета, которые федеральным законом о бюджете на текущий финансовый период предусмотрены Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
С учетом приведенных обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления, которыми с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края взысканы денежные средства и на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность при поступлении денежных средств перечислить их на расчетный счет продавца квартиры Елизовой В.П. нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что, согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако судами неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных Шафиковой М.А. исковых требований о понуждении перечислить денежные средства по договору купли-продажи жилого помещения отказать.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 8 сентября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 ноября 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Шафиковой М.А. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о понуждении перечислить денежные средства по договору купли-продажи жилого помещения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.07.2016 N 72-КГ16-2
Требование: О понуждении перечислить денежные средства по договору купли-продажи жилья.Разделы:
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что денежные средства по договору, заключенному с целью реализации предоставленной меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, не перечислены по причине отсутствия денежных средств федерального бюджета на реализацию предоставленных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. N 72-КГ16-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Кириллова В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2016 г. гражданское дело по иску Шафиковой М.А. (к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о понуждении перечислить денежные средства по договору купли-продажи жилого помещения
по кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мацаевой Т.В. на решение Центрального районного суда г. Читы от 8 сентября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 ноября 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по доверенности Калиновой К.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Шафикова М.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о понуждении перечислить денежные средства по договору купли-продажи жилого помещения.
В обоснование заявленных требований Шафикова М.А. указала, что она является вдовой умершего ветерана боевых действий Шафикова Е.Л. На основании решения Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 18 августа 2014 г. она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как член семьи умершего ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 г. На основании приказа Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 23 октября 2014 г. N 1228 ей предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в размере 569790 руб. в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
С целью реализации предоставленной меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета Шафиковой М.А. 12 декабря 2014 г. был заключен договор купли-продажи двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <...> согласно условиям которого часть стоимости приобретаемой Шафиковой М.А. квартиры оплачивается за счет средств государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и часть средств уплачивается путем перечисления продавцам Елизовой В.П., Ганеевой Т.А. денежных средств, выделенных в виде субсидии на улучшение жилищных условий.
После государственной регистрации перехода права собственности на указанное жилое помещение средства субсидии на улучшение жилищных условий продавцам жилого помещения перечислены не были.
Перечисление денежных средств по предоставленной мере социальной поддержки по обеспечению жильем на лицевой счет продавца Елизовой В.П. со стороны Министерства социальной защиты населения Забайкальского края (являющегося правопреемником Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края) не производилось по причине отсутствия денежных средств федерального бюджета на реализацию предоставленных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Шафиковой М.А. в суд с требованиями обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечислить денежные средства в размере 569790 руб. в счет оплаты стоимости приобретенного по договору купли-продажи жилого помещения от 12 декабря 2014 г. на расчетный счет продавца Елизовой В.П., открытый в ОАО "Сбербанк России".
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Елизова В.П. и Ганеева Т.А.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 8 сентября 2015 г. исковые требования Шафиковой М.А. удовлетворены. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обязано перечислить в бюджет Забайкальского края денежные средства в размере 569790 руб. Министерство социальной защиты населения Забайкальского края при поступлении денежных средств в размере 569790 руб. от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обязано перечислить указанную сумму в счет оплаты стоимости квартиры, расположенной по адресу: <...>, приобретенной Шафиковой М.А. по договору купли-продажи от 12 декабря 2014 г. на расчетный счет продавца Елизовой В.П., открытый в ОАО "Сбербанк России".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 ноября 2015 г. решение суда первой инстанции изменено в части. Резолютивная часть изложена в следующей редакции: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обязано за счет средств федерального бюджета Российской Федерации перечислить в бюджет Забайкальского края денежные средства в размере 569790 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мацаевой Т.В. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Читы от 8 сентября 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 ноября 2015 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 14 марта 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 7 июня 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Шафикова М.А., представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, третьи лица Елизова В.П. и Ганеева Т.А., сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, которые выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 18 августа 2014 г. Шафикова М.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как член семьи умершего ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 г.
На основании решения Центрального районного суда г. Читы от 18 августа 2014 г. Министерством социальной защиты населения Забайкальского края (ранее - Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края) в соответствии с приказом от 23 октября 2014 г. N 1228 принято решение о предоставлении Шафиковой М.А. как члену семьи погибшего ветерана боевых действий меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета в размере 569790 руб. на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. В адрес Шафиковой М.А. 27 октября 2014 г. направлено информационное письмо о принятии в отношении нее указанного решения и о необходимости предоставления договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в установленном порядке.
12 декабря 2014 г. между Шафиковой М.А., Шафиковым Р.Е., Озманян О.С., Шафиковой Р.С. и Елизовой В.П., Ганеевой Т.А. заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <...> общей площадью 49,3 кв. м. Данный договор прошел государственную регистрацию и предоставлен в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.
Согласно условиям договора купли-продажи жилого помещения от 12 декабря 2014 г., заключенного между Шафиковой М.А., Шафиковым Р.Е., Озманян О.С., Шафиковой Р.С. и Елизовой В.П., Ганеевой Т.А. (пункт 3 договора) в счет оплаты приобретаемого жилого помещения сумма в размере 569790 руб. перечисляется на расчетный счет продавца за счет средств мер социальной поддержки (приказ Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 23 октября 2014 г. N 1228) согласно уведомлению Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 27 октября 2014 г. N 08/8076).
Перечисление денежных средств на расчетный счет продавца по договору купли-продажи жилого помещения от 12 декабря 2014 г. произведено не было.
Судом также установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" в июле 2015 г. Министерством социальной защиты Забайкальского края в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, как главному распорядителю бюджетных федеральных средств, направляемых на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлена заявка на предоставление в текущем году субвенций из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Денежные средства в бюджет Забайкальского края из федерального бюджета не поступили, что не оспаривалось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что неперечисление Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в бюджет Забайкальского края федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки члена семьи умершего ветерана боевых действий по обеспечению жильем нарушает права Шафиковой М.А., в отношении которой уполномоченным органом Забайкальского края 23 октября 2014 г. принято решение о предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. При этом суд указал, что именно на Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации лежит обязанность по предоставлению денежных средств на эти цели, поскольку указанное Министерство является главным распорядителем бюджетных федеральных средств, направляемых на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции. В связи с тем, что меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставляются за счет средств федерального бюджета, суд апелляционной инстанции частично изменил резолютивную часть решения суда первой инстанции, возложив обязанность на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечислить в бюджет Забайкальского края денежные средства в размере 569790 руб. не за счет средств казны Российской Федерации, а за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе предоставление жилых помещений.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, в качестве меры социальной поддержки предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению определенных мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем членов семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению этих мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 2, подпункт 3 пункта 3, пункты 4 - 6 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
Предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в порядке, определенным Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 (далее - Правила) (пункт 1).
В силу пункта 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил).
Согласно статье 1 Закона Забайкальского края от 24 декабря 2008 г. N 106-ЗЗК "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, в Забайкальском крае" формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем для члена семьи умершего ветерана боевых действий является предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 16 марта 2010 г. N 109 "О некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае".
Предоставление единовременной денежной выплаты отдельным категориям граждан (в их числе члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий) осуществляется Министерством социальной защиты населения Забайкальского края (далее - уполномоченный орган) в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период, источником которых являются субвенции федерального бюджета (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 6 Порядка единовременная денежная выплата гражданам предоставляется в соответствии с реестром ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (далее - реестр), по установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, форме. Реестр формируется уполномоченным органом на основании списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (далее - список), представляемых органами местного самоуправления, в которых указанные граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для принятия решения о предоставлении единовременной денежной выплаты в уполномоченный орган представляются документы, указанные в пункте 10 Порядка.
Уполномоченный орган в срок не более 25 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, рассматривает их и по результатам рассмотрения принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты либо об отказе в ее предоставлении (пункт 14 Порядка).
Пунктами 18 и 19 Порядка определено, что после получения письменного уведомления о принятом решении о предоставлении единовременной денежной выплаты гражданин обязан представить в уполномоченный орган договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в установленном порядке, после чего в течение 3 рабочих дней уполномоченный орган формирует заявку на финансирование и представляет ее в Министерство финансов Забайкальского края.
Министерство финансов Забайкальского края на основании заявки на финансирование, представленной уполномоченным органом, в течение 5 рабочих дней с момента поступления денежных средств федерального бюджета в бюджет Забайкальского края и в пределах указанных средств осуществляет их перечисление на расчетный счет уполномоченного органа (пункт 20 Порядка).
Перечисление денежных средств на лицевой (расчетный) счет продавца жилого помещения (лица, осуществляющего строительство жилого помещения, продавца строительных материалов), указанный в договоре купли-продажи жилого помещения (договоре участия в долевом строительстве, договоре строительного подряда, договоре купли-продажи строительных материалов), осуществляется незамедлительно после поступления денежных средств на расчетный счет уполномоченного органа, в соответствии с условиями указанными в представленных договорах (пункт 21 Порядка).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность следует, что они закрепляют механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, определяют источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названных категорий граждан.
Принятие в отношении члена семьи умершего ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 года, решения уполномоченным органом (Министерством социальной защиты населения Забайкальского края) о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность может осуществляться только с учетом установленного Правилами порядком перечисления средств из федерального бюджета в бюджет субъектов Российской Федерации, то есть в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период.
Обязанность по перечислению бюджетных средств в субъект Российской Федерации по представленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации заявке в размере сверх установленных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации лимитов Правилами не установлена. Поэтому Министерство социальной защиты населения Забайкальского края вправе принимать решения о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем соответствующих категорий граждан только при наличии в бюджете субъекта средств федерального бюджета, поступивших на указанные цели, и не вправе претендовать на средства федерального бюджета (субсидии) сверх бюджетных средств, утвержденных федеральным законом о бюджете на соответствующий год.
Между тем, суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению к спорным отношениям положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, в том числе субъекта Российской Федерации (Забайкальского края), вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что неперечисление сверх установленных лимитов бюджетных обязательств Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в бюджет Забайкальского края федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки членов семьи умерших ветеранов боевых действий по обеспечению жильем нарушает права Шафиковой М.А., в отношении которой уполномоченным органом Забайкальского края в 2014 г. принято решение о предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной выплаты денежных средств.
Судами первой и апелляционной инстанций также допущены и другие нарушения норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 утверждено Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Положение).
Согласно подпункту 5.4.64 Положения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Следовательно, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не является главным распорядителем всех средств федерального бюджета и не наделено полномочиями по выделению средств федерального бюджета, не предусмотренных федеральным законом о бюджете на очередной финансовый период для Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе распоряжаться только теми средствами федерального бюджета и, соответственно, является главным распорядителем только тех средств федерального бюджета, которые федеральным законом о бюджете на текущий финансовый период предусмотрены Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
С учетом приведенных обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления, которыми с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края взысканы денежные средства и на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность при поступлении денежных средств перечислить их на расчетный счет продавца квартиры Елизовой В.П. нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что, согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако судами неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных Шафиковой М.А. исковых требований о понуждении перечислить денежные средства по договору купли-продажи жилого помещения отказать.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 8 сентября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 ноября 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Шафиковой М.А. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о понуждении перечислить денежные средства по договору купли-продажи жилого помещения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)