Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что с момента включения его молодой семьи в подпрограмму никаких действий по ухудшению жилищных условий его семья не совершала.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Жукова О.В.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре П.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2015 года апелляционные жалобы администрации Истринского муниципального района Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 19 мая 2015 года по делу по заявлению <данные изъяты> об оспаривании постановления администрации Истринского муниципального района Московской области от 01.04.2015 N 970/4 об отказе молодой семье <данные изъяты> во включении в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", получателей социальной выплаты в 2015 году,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Министерства строительного Комплекса Московской области - <данные изъяты>
<данные изъяты> обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации Истринского муниципального района Московской области от 01.04.2015 N 970/4, которым его семье в составе 3-х человек (заявитель, жена - <данные изъяты>.), проживающей по адресу: <данные изъяты>, отказано во включении в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", получателей социальной выплаты в 2015 году, в связи с совершением действий, приведших к ухудшению жилищных условий, с намерением приобрести право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что с 26.11.2013, то есть с момента включения его молодой семьи в указанную подпрограмму, никаких действий по ухудшению жилищных условий его семья не совершала; у администрации Истринского муниципального района Московской области отсутствовали основания для отказа во включении молодой семьи заявителя в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище".
В судебном заседании представитель заявителя <данные изъяты> поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации <данные изъяты> Ш. против удовлетворения заявления возражали.
Заявитель <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Решением Истринского городского суда Московской области от 19 мая 2015 года заявление <данные изъяты> удовлетворено.
В апелляционных жалобах администрация Истринского муниципального района Московской области и Министерство строительного комплекса Московской области просят об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель <данные изъяты>, представитель администрации Истринского муниципального района Московской области, третье лицо <данные изъяты> не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя Министерства строительного комплекса Московской области - <данные изъяты>, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (часть 4 статьи 258 ГПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> состоят в зарегистрированном браке с 18.09.2009. От брака имеется ребенок - <данные изъяты> <...> года рождения.
Семья З-вых проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты> Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 51,0 кв. м.
По данному адресу зарегистрированы 6 человек: <данные изъяты>, <...> года рождения, - с 01.10.2013; <данные изъяты>, <...> года рождения, - с 15.10.2002; <данные изъяты> <...> года рождения, - с 27.04.2011; <данные изъяты>, <...> года рождения, - с 29.12.1987; <данные изъяты>, <...> года рождения, - с 11.08.1972; <данные изъяты> <...> года рождения, - с 30.04.1991.
Постановлением главы Истринского муниципального района Московской области от 26.11.2013 N 5106/11 молодая семья <данные изъяты> в составе трех человек (он, жена - <данные изъяты> признана участницей муниципальной программы Истринского муниципального района "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 - 2015 годы", как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и имеющая достаточные доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Управлению социальной жилищной политики администрации Истринского муниципального района Московской области поручено внести соответствующую запись в книгу регистрации молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013 - 2015 годы.
Постановлением администрации Истринского муниципального района Московской области от 01.04.2015 N 970/4 молодой семье <данные изъяты> отказано во включении в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", получателей социальной выплаты в 2015 году, разъяснено право на включение в указанный список по истечении 5 лет после совершения гражданско-правовой сделки, приведшей к ухудшению жилищных условий, с намерением приобрести право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Мотивы отказа разъяснены в решении общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Истринского муниципального района Московской области от 04.03.2015 - на момент вселения <данные изъяты> в квартиру обеспеченность общей площадью жилого помещения на собственников и членов их семей, в том числе жены заявителя <данные изъяты> сына заявителя <данные изъяты> составляла 10,2 кв. м, что выше учетной нормы, установленной в Истринском муниципальном районе, нуждаемость образовалась только в результате регистрации в квартире заявителя <данные изъяты>.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (далее по тексту - Правила), устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат (пункт 1).
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
В соответствии с положениями части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 статьи 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершениях указанных намеренных действий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Судом установлено, что перерегистрация <данные изъяты> жилого помещения - двухкомнатной квартиры площадью 43,6 кв. м по адресу: <данные изъяты>, где он проживал в составе семьи из 4-х человек (он, мать, отец, брат) до 18.09.2009, то есть до регистрации брака с <данные изъяты>, в жилое помещение супруги З. - трехкомнатную квартиру площадью 51,0 кв. м по адресу: <данные изъяты> произошла 01.10.2013, то есть до принятия решения о признании его семьи нуждающейся в жилых помещениях в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей" и участником муниципальной программы Истринского муниципального района.
Законность регистрации <данные изъяты>. в квартире <данные изъяты>, где семья заявителя фактически проживает, проверялась в установленном порядке и соответствует требованиям действующего законодательства, что подтверждается изданием главой Истринского муниципального района Московской области постановления от 26.11.2013 N 5106/11 "О включении семьи <данные изъяты> в состав участников муниципальной программы Истринского муниципального района "Обеспечение жильем молодых семей", которое впоследствии не было отменено или признано недействительным.
Принимая решение об удовлетворении требований <данные изъяты> суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оснований для отказа семье <данные изъяты> во включении в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище" у администрации Истринского муниципального района Московской области не имелось. Намерений умышленно ухудшить свои жилищные условия в результате перерегистрации по месту фактического проживания семьи в действиях <данные изъяты> судом не установлено.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, дана надлежащая оценка исследованным доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционных жалоб администрации Истринского муниципального района Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области аналогичны доводам, приводившимся в возражениях на заявление, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Истринского городского суда Московской области от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Истринского муниципального района Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-20306/2015
Требование: Об оспаривании постановления об отказе во включении в список получателей социальной выплаты.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что с момента включения его молодой семьи в подпрограмму никаких действий по ухудшению жилищных условий его семья не совершала.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2015 г. по делу N 33-20306/2015
Судья: Жукова О.В.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре П.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2015 года апелляционные жалобы администрации Истринского муниципального района Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 19 мая 2015 года по делу по заявлению <данные изъяты> об оспаривании постановления администрации Истринского муниципального района Московской области от 01.04.2015 N 970/4 об отказе молодой семье <данные изъяты> во включении в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", получателей социальной выплаты в 2015 году,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Министерства строительного Комплекса Московской области - <данные изъяты>
установила:
<данные изъяты> обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации Истринского муниципального района Московской области от 01.04.2015 N 970/4, которым его семье в составе 3-х человек (заявитель, жена - <данные изъяты>.), проживающей по адресу: <данные изъяты>, отказано во включении в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", получателей социальной выплаты в 2015 году, в связи с совершением действий, приведших к ухудшению жилищных условий, с намерением приобрести право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что с 26.11.2013, то есть с момента включения его молодой семьи в указанную подпрограмму, никаких действий по ухудшению жилищных условий его семья не совершала; у администрации Истринского муниципального района Московской области отсутствовали основания для отказа во включении молодой семьи заявителя в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище".
В судебном заседании представитель заявителя <данные изъяты> поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации <данные изъяты> Ш. против удовлетворения заявления возражали.
Заявитель <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Решением Истринского городского суда Московской области от 19 мая 2015 года заявление <данные изъяты> удовлетворено.
В апелляционных жалобах администрация Истринского муниципального района Московской области и Министерство строительного комплекса Московской области просят об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель <данные изъяты>, представитель администрации Истринского муниципального района Московской области, третье лицо <данные изъяты> не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя Министерства строительного комплекса Московской области - <данные изъяты>, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (часть 4 статьи 258 ГПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> состоят в зарегистрированном браке с 18.09.2009. От брака имеется ребенок - <данные изъяты> <...> года рождения.
Семья З-вых проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты> Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 51,0 кв. м.
По данному адресу зарегистрированы 6 человек: <данные изъяты>, <...> года рождения, - с 01.10.2013; <данные изъяты>, <...> года рождения, - с 15.10.2002; <данные изъяты> <...> года рождения, - с 27.04.2011; <данные изъяты>, <...> года рождения, - с 29.12.1987; <данные изъяты>, <...> года рождения, - с 11.08.1972; <данные изъяты> <...> года рождения, - с 30.04.1991.
Постановлением главы Истринского муниципального района Московской области от 26.11.2013 N 5106/11 молодая семья <данные изъяты> в составе трех человек (он, жена - <данные изъяты> признана участницей муниципальной программы Истринского муниципального района "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 - 2015 годы", как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и имеющая достаточные доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Управлению социальной жилищной политики администрации Истринского муниципального района Московской области поручено внести соответствующую запись в книгу регистрации молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013 - 2015 годы.
Постановлением администрации Истринского муниципального района Московской области от 01.04.2015 N 970/4 молодой семье <данные изъяты> отказано во включении в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", получателей социальной выплаты в 2015 году, разъяснено право на включение в указанный список по истечении 5 лет после совершения гражданско-правовой сделки, приведшей к ухудшению жилищных условий, с намерением приобрести право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Мотивы отказа разъяснены в решении общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Истринского муниципального района Московской области от 04.03.2015 - на момент вселения <данные изъяты> в квартиру обеспеченность общей площадью жилого помещения на собственников и членов их семей, в том числе жены заявителя <данные изъяты> сына заявителя <данные изъяты> составляла 10,2 кв. м, что выше учетной нормы, установленной в Истринском муниципальном районе, нуждаемость образовалась только в результате регистрации в квартире заявителя <данные изъяты>.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (далее по тексту - Правила), устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат (пункт 1).
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
В соответствии с положениями части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 статьи 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершениях указанных намеренных действий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Судом установлено, что перерегистрация <данные изъяты> жилого помещения - двухкомнатной квартиры площадью 43,6 кв. м по адресу: <данные изъяты>, где он проживал в составе семьи из 4-х человек (он, мать, отец, брат) до 18.09.2009, то есть до регистрации брака с <данные изъяты>, в жилое помещение супруги З. - трехкомнатную квартиру площадью 51,0 кв. м по адресу: <данные изъяты> произошла 01.10.2013, то есть до принятия решения о признании его семьи нуждающейся в жилых помещениях в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей" и участником муниципальной программы Истринского муниципального района.
Законность регистрации <данные изъяты>. в квартире <данные изъяты>, где семья заявителя фактически проживает, проверялась в установленном порядке и соответствует требованиям действующего законодательства, что подтверждается изданием главой Истринского муниципального района Московской области постановления от 26.11.2013 N 5106/11 "О включении семьи <данные изъяты> в состав участников муниципальной программы Истринского муниципального района "Обеспечение жильем молодых семей", которое впоследствии не было отменено или признано недействительным.
Принимая решение об удовлетворении требований <данные изъяты> суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оснований для отказа семье <данные изъяты> во включении в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище" у администрации Истринского муниципального района Московской области не имелось. Намерений умышленно ухудшить свои жилищные условия в результате перерегистрации по месту фактического проживания семьи в действиях <данные изъяты> судом не установлено.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, дана надлежащая оценка исследованным доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционных жалоб администрации Истринского муниципального района Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области аналогичны доводам, приводившимся в возражениях на заявление, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Истринского городского суда Московской области от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Истринского муниципального района Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)