Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жильем, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Рочевой Е.С.,
судей Переплесниной Е.М., Гадючко Н.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 08 августа 2016 года по иску Ш.В. к администрации Сегежского муниципального района о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., судебная коллегия
установила:
Ш.В. обратилась в суд с иском к администрации Сегежского муниципального района о предоставлении ей, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию Сегежского муниципального района предоставить Ш.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения на территории г. Сегежа не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
С решением суда не согласен ответчик. В апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить, в иске отказать. Ссылается на то, что передача субъектом Российской Федерации на уровень района полномочий по обеспечению данной категории граждан жилыми помещениями не обеспечена надлежащим финансированием - администрации не переданы денежные средства на приобретение истцу жилого помещения. В связи с указанным полагает, что право истца на жилое помещение должно быть реализовано органом исполнительной власти субъекта РФ (Министерством социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия).
Представитель ответчика Ш.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец Ш.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, телефонограммой в адрес суда просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Иные участвующие в деле лица - Правительство РК, Министерство образования РК, Министерство здравоохранения и социального развития РК, Министерство социальной защиты, труда и занятости РК - своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
Согласно пункту 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены гарантии для лиц, к числу которых относится истец. В числе гарантий - обеспечение органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
В Республике Карелия принят Закон РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п. 6 ст. 3 названного Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В соответствии с п. 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Постановлением Правительства РК от 16.04.2013 N 129-П), благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Ш.В., <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Сегежского муниципального района
N от 16.03.2015 истец включена в Список лиц, подлежащих обеспечению жильем специализированного жилищного фонда; до настоящего времени таким жильем не обеспечена.
Учитывая данные обстоятельства и указанные нормы материального закона, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении иска.
Довод апелляционной жалобы о том, что в решении суда не указан срок его исполнения, не может быть принят во внимание, поскольку в силу вышеприведенных положений закона, указанным лицам жилые помещения предоставляются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, организациях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения начального (профессионального) образования, без отложения вопроса о предоставлении жилого помещения на какой-либо срок.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансирования для приобретения жилых помещений указанной категории лиц отклоняется судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство не может служить правовым основанием для отказа лицу в предоставлении гарантий, установленных федеральным законодательством.
При разрешении настоящего вопроса подлежит применению правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в его Определении от 5 февраля 2009 года N 250-О-П, согласно которой обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Приведенным выше законодательным регулированием обязанность по обеспечению специализированным жилым помещением истца, на которого распространяется рассматриваемая мера социальной поддержки, возложена на надлежащего ответчика - администрацию Сегежского муниципального района.
Недостаточное финансирование переданных на уровень района государственных полномочий не может являться основанием для отказа в иске.
Вместе с тем абзац 2 резолютивной части решения следует изложить в редакции, соответствующей требованиям закона (пункт 7 статьи 8 Жилищного кодекса РФ), что не влечет отмену или изменение принятого решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 08.08.2016 по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Сегежского муниципального района - без удовлетворения.
Изложить абзац 2 резолютивной части решения суда в следующей редакции:
"Обязать администрацию Сегежского муниципального района предоставить Ш.В. на территории города Сегежа благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 30.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-3969/2016
Требование: О предоставлении как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жильем, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. по делу N 33-3969/2016
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Рочевой Е.С.,
судей Переплесниной Е.М., Гадючко Н.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 08 августа 2016 года по иску Ш.В. к администрации Сегежского муниципального района о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., судебная коллегия
установила:
Ш.В. обратилась в суд с иском к администрации Сегежского муниципального района о предоставлении ей, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию Сегежского муниципального района предоставить Ш.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения на территории г. Сегежа не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
С решением суда не согласен ответчик. В апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить, в иске отказать. Ссылается на то, что передача субъектом Российской Федерации на уровень района полномочий по обеспечению данной категории граждан жилыми помещениями не обеспечена надлежащим финансированием - администрации не переданы денежные средства на приобретение истцу жилого помещения. В связи с указанным полагает, что право истца на жилое помещение должно быть реализовано органом исполнительной власти субъекта РФ (Министерством социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия).
Представитель ответчика Ш.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец Ш.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, телефонограммой в адрес суда просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Иные участвующие в деле лица - Правительство РК, Министерство образования РК, Министерство здравоохранения и социального развития РК, Министерство социальной защиты, труда и занятости РК - своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
Согласно пункту 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены гарантии для лиц, к числу которых относится истец. В числе гарантий - обеспечение органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
В Республике Карелия принят Закон РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п. 6 ст. 3 названного Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В соответствии с п. 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Постановлением Правительства РК от 16.04.2013 N 129-П), благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Ш.В., <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Сегежского муниципального района
N от 16.03.2015 истец включена в Список лиц, подлежащих обеспечению жильем специализированного жилищного фонда; до настоящего времени таким жильем не обеспечена.
Учитывая данные обстоятельства и указанные нормы материального закона, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении иска.
Довод апелляционной жалобы о том, что в решении суда не указан срок его исполнения, не может быть принят во внимание, поскольку в силу вышеприведенных положений закона, указанным лицам жилые помещения предоставляются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, организациях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения начального (профессионального) образования, без отложения вопроса о предоставлении жилого помещения на какой-либо срок.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансирования для приобретения жилых помещений указанной категории лиц отклоняется судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство не может служить правовым основанием для отказа лицу в предоставлении гарантий, установленных федеральным законодательством.
При разрешении настоящего вопроса подлежит применению правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в его Определении от 5 февраля 2009 года N 250-О-П, согласно которой обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Приведенным выше законодательным регулированием обязанность по обеспечению специализированным жилым помещением истца, на которого распространяется рассматриваемая мера социальной поддержки, возложена на надлежащего ответчика - администрацию Сегежского муниципального района.
Недостаточное финансирование переданных на уровень района государственных полномочий не может являться основанием для отказа в иске.
Вместе с тем абзац 2 резолютивной части решения следует изложить в редакции, соответствующей требованиям закона (пункт 7 статьи 8 Жилищного кодекса РФ), что не влечет отмену или изменение принятого решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 08.08.2016 по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Сегежского муниципального района - без удовлетворения.
Изложить абзац 2 резолютивной части решения суда в следующей редакции:
"Обязать администрацию Сегежского муниципального района предоставить Ш.В. на территории города Сегежа благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма".
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)