Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.02.2016 ПО ДЕЛУ N 33-1361/2016

Требование: О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет на праве совместного пользования жилое помещение, в котором не может проживать в связи с тем, что общая площадь, приходящаяся на него, меньше учетной нормы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. по делу N 33-1361


Судья Казаков Р.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего: Змеевой Ю.А.,
судей: Варовой Л.Н., Панковой Т.В.,
при секретаре О.,
рассмотрев 10 февраля 2016 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 20 ноября 2015 года, которым постановлено: обязать Правительство Пермского края предоставить П.И.Н., /дата рождения/, по договору найма специализированного жилого помещения расположенное в границах Чайковского муниципального района жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения прокурора Третьяковой О.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Чайковский городской прокурор обратился в суд с требованием о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить П.И.Н. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, в границах Чайковского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33-х квадратных метров. В обоснование заявленных требований указал, что П.И.Н., <...> г. р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживает на территории Пермского края, решением ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому МР от 04.12.2013 г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени специализированным жилым помещение она не обеспечена, что свидетельствует о нарушении ее прав, гарантированных Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, Законом Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419.
В судебном заседании представитель Чайковской городской прокуратуры на иске настаивал по изложенным в нем доводам.
П.И.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что на иске прокурора к Правительству Пермского края настаивает.
Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР ходатайствовал о проведении разбирательства в его отсутствие, представил отзыв, в котором указал на несогласие с предъявленными к доверителю исковыми требованиями по тем мотивам, что последний является ненадлежащим ответчиком. Между тем, подтвердил изложенные в иске доводы о том, что решением уполномоченной комиссии П.И.Н. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Пермского края, данные о ее постановке на учет в территориальном управлении были переданы в Министерство социального развития Пермского края.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал на несогласие с требованиями прокурора предоставить жилое помещение конкретно в границах Чайковского муниципального района Пермского края, поскольку федеральное законодательство предусматривает обязанность предоставления жилья в пределах субъекта РФ, то есть на территории всего Пермского края. Кроме того, указал, что предоставление П.И.Н. жилья без учета очередности нарушит гарантированные ч. 3 ст. 17 Конституции РФ права иных, включенных в список лиц.
Представитель участвующего в деле в качестве третьего лица Министерства социального развития Пермского края не явился, в ответ на судебное извещение представил отзыв, в котором указал на несогласие с требованиями прокурора, пояснив, что поддерживает позицию Правительства Пермского края.
Представители участвующих в деле и надлежащим образом извещенных КГБУ Пермского края "Дирекция по капитальному строительству", Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края не явились.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об изменения которого в части предоставления истцу по договору найма специализированного благоустроенного жилого помещения в границах города Перми просит представитель Правительства Пермского края, указывая в апелляционной жалобе на то, что Федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории. Просят решение суда изменить в части предоставления истцу жилого помещения в городе Перми и определить место предоставления жилого помещения на территории Чайковского муниципального района, либо с согласия П.И.Н. в другом муниципальном образовании Пермского края.
В письменных возражениях прокурор просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что П.И.Н. родилась /дата/ в семье П1. и П2. (свидетельство о рождении на л.д. 46). П2. умерла /дата/, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 45). Решением Чайковского городского суда от 18.03.2003 г. П1. был лишен родительских прав в отношении дочерей П., <...> г.р. и П.И.Н., <...> г.р. (л.д. 49-50). 03.04.2013 г. П.И.Н. обратилась в ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в обоснование заявления указал на необеспеченность жилым помещением по установленным нормам (л.д. 12-13). В соответствии с Заключением ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР от 25.04.2013 г. (л.д. 15) установлен факт невозможности проживания П.И.Н. в принадлежащем ей на праве совместного пользования жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении менее учетной нормы площади жилого помещения. Решением ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР П.И.Н. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Пермского края. О принятом решении П.И.Н. была уведомлена 25.04.2013 г. (л.д. 16). В последующем, решением комиссии по опеке и попечительству Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району от 22.05.2014 г. П.И.Н. была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку последняя является собственником 1\\4 доли в квартире (общая площадь 48 кв. м), расположенной по адресу: <...>, что составляет 12 кв. м (л.д. 28). Решением Чайковского городского суда от 24.11.2014 г. решение Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району от 22.05.2015 г. об исключении П.И.Н. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения признано незаконным, возложена обязанность восстановить П.И.Н. в указанном списке (л.д. 36-38). Решением комиссии по опеке и попечительству Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району от 16.01.2015 г. П.И.Н. была восстановлена и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 52). Из содержания представленного суду письменного отзыва ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР и Правительства Пермского края установлено, что до настоящего времени П.И.Н. состоит в указанном списке.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являясь нуждающейся в улучшении жилищных условий, П.И.Н. обладает правом на предоставление жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Изложенные выводы суда основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения (ст. 109.1 ЖК РФ, п.п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края", ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), и являются правильными.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и изменения решения суд в оспариваемой части не влекут, так как выводов суда не опровергают.
Более того, решением суда предоставлено жилое помещение именно на территории Чайковского муниципального района, как и просит в апелляционной жалобе ответчик. Обязанности предоставить жилое помещение в городе Перми, как ошибочно указано в апелляционной жалобе, решением суда не возложено.
Из п. 1.3, п. 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, следует, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
- жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
- жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
- жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства (п. 1.3).
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства (п. 1.4).
Из изложенного Порядка следует, что жилое помещение предоставляется детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства.
Местом жительства истца, в силу ст. 20 ГК РФ, является Чайковский муниципальный район Пермского края. Следовательно, суд обоснованно возложил на Правительство Пермского края обязанность предоставить П.И.Н. жилое помещение в границах Чайковского муниципального района Пермского края.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Чайковского городского суда Пермского края от 20 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)