Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-15353/2017

Требование: О признании решения незаконным, обязании предоставить во внеочередном порядке отдельное жилое помещение по договору социального найма, предоставлении во внеочередном порядке дополнительной жилой площади.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец, являющийся опекуном своей матери, что подтверждается удостоверением и распоряжением уполномоченного должностного лица, по вине ответчика вынужден проживать со своей матерью, страдающей тяжелыми заболеваниями, в аварийном доме, осуществляя за ней необходимый уход.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2017 г. по делу N 33-15353


Судья: Дурнова Н.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Яковлевой В.В.,
судей - Евдокименко А.А. и Хаировой А.Х.,
при секретаре - С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Самары от 21 августа 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований ФИО1 признать решение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 30 марта 2017 года незаконным и обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже социальных норм благоустроенное с учетом права на дополнительную жилую площадь отказать.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы представителей истца - ФИО1 - К. и П., судебная коллегия
установила:

Истец - ФИО1 в лице законного представителя К., обратилась в суд с иском о признании недействительным распоряжения органа местного самоуправления, возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма к ответчику - Департаменту управления имуществом г.о. Самара в обоснование своих требований указав, что 30 марта 2017 года Департаментом управления имуществом городского округа Самара, по письменному обращению К. в интересах своей недееспособной матери ФИО1 признанной таковой по решению суда <данные изъяты>, рассмотрено заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. По результатам рассмотренного ответчиком заявления следует, что для предоставления ФИО1 жилого помещения во внеочередном порядке правовые основания отсутствуют. С принятым решением истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку отказ нарушает права и законные интересы заявителя создает препятствия к реализации прав на предоставление жилого благоустроенного помещения по договору социального найма. Согласно договору социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между наймодателем и нанимателем в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение (квартира), состоящая из двух комнат, общей площадью 44,6 кв. м, в том числе жилой 23,6 кв. м, расположенная по адресу: <адрес> для проживания в нем. Совместно с нанимателем ФИО1, в жилое помещение вселены: К., ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5. В соответствии с распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара N от 3 сентября 2012 года о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, многоквартирный дом, расположенный по вышеуказанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу, предусмотрен срок расселения граждан в соответствии с которым, ответчик обязан до 1 мая 2013 года предоставить гражданам другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством РФ. В дальнейшем Администрацией Железнодорожного района в распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара были внесены многочисленные изменения, связанные с переносом сроков расселения граждан, последнее распоряжение от 23 марта 2015 года N, согласно которому срок расселения граждан продлен до 31 декабря 2015 года. Согласно письма Департамента управления имуществом г.о. Самара от 20 января 2016 года N ФИО1 предоставлен ответ о том, что в Самарской области имеется концепция жилищной политики на 2020 год, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года N и что в соответствии с данной концепцией переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2012 года, планируется осуществить после 1 января 2018 года. 13 сентября 2016 года распоряжением N о признании граждан малоимущими, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, вышеуказанные лица признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно справке Департамента управления имуществом г.о. Самара от 3 марта 2017 года N номер очередности в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, по городскому округу Самара - N. ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией ГУЗ Самарской области "Самарский психоневрологический диспансер N" проведено медицинское обследование ФИО1 и выдано медицинское заключение N и N. В соответствии с медицинским заключением N у истца имеется заболевание, которое относится к п. 2 Перечня заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817. В соответствии с медицинским заключением N у истца имеется заболевание, которое относится к п. 3 Перечня заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378. Согласно справке ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N Специализированный профиль серия МСЭ-2014 N, выданной ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена <данные изъяты> группа инвалидности. Таким образом, по мнению истца, отказ ответчика во внеочередном предоставлении истцу жилого помещения является незаконным и необоснованным, поскольку ФИО1 в силу имеющихся у нее заболеваний, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817 и Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, имеет право на предоставление благоустроенного жилья во внеочередном порядке. В настоящее время К., являющейся опекуном ФИО1, что подтверждается удостоверением N и распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N по вине ответчика вынуждена проживать со своей матерью ФИО1, страдающей тяжелыми заболеваниями в аварийном доме, осуществляя за ней необходимый уход. На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просил суд: 1) признать решение Департамента управления имуществом г.о. Самара N от 30 марта 2017 года не законным; 2) обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ФИО1 во внеочередном порядке отдельное жилое помещение на территории г.о. Самара по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим нормам с учетом нормы жилой площади, действующей на момент предоставления жилья в соответствии с имеющимся у нее заболеванием, включенным в перечень Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 и п. 2 ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ; 3) обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ФИО1 во внеочередном порядке дополнительную жилую площадь в соответствии с имеющимся у нее заболеванием, включенным в перечень Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817 и ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец - ФИО1 считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы - ФИО1 судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке, так в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав только для указанных в ней категорий граждан, поэтому правом на внеочередное предоставление жилья обладает лишь член семьи, имеющий соответствующее заболевание, иные члены семьи такого права не имеют.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет. Условия предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке, этот пункт Правил не устанавливает.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по основанию предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, не возникает у членов одной семьи, в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма.
При этом в смысле определенном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ соответствующая квартира может быть признана занятой несколькими семьями, если проживающие в ней лица вселялись в данную квартиру именно как члены разных семей, лица же вселенные в соответствующую квартиру как члены семьи ее собственника (нанимателя) не могут признаваться разными семьями в целях применения п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, вне зависимости от того ведут ли они общее хозяйство с собственником (нанимателем) или нет.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Департаментом управления имуществом г.о. Самара заключен договор социального найма жилого помещения N о предоставлении нанимателю ФИО1 и ее членам семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение (квартира), состоящая из двух комнат, общей площадью 44,6 кв. м, в том числе жилой 23,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем ФИО1, в жилое помещение согласно договора вселены: ФИО6 (дочь), ФИО2 (внучка), ФИО3 (сын внучки), ФИО3 (сын внучки).
Согласно распоряжению первого заместителя Главы городского округа Самара от 15 декабря 2012 года N "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" многоквартирный дом расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 (медицинское заключение N от ДД.ММ.ГГГГ Самарского неврологического диспансера, справка об инвалидности второй группы серия МСЭ-N, выдана ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N Специализированный профиль, инвалидность установлена бессрочно).
На основании Распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1 установлена опека, опекуном назначена дочь К. в связи с признанием решением <данные изъяты> ФИО1 недееспособной.
Судом первой инстанции также установлено, что при обращении К. в интересах недееспособной ФИО1 в Департамент управления имуществом г.о. Самара, 30 марта 2017 года отказано в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по основанию предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Согласно справке "Единого информационно - расчетного центра", в квартире расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 (внучка) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 (сын внучки) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 (сын внучки) с ДД.ММ.ГГГГ, К. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, допрошенная судом первой инстанции в качестве свидетелей - ФИО7 и ФИО8 показали, что вышеуказанное жилое помещение состоит из двух комнат, в одной из которых проживает К. с матерью ФИО1, а в другой ФИО2 со своими детьми. Неприязненные отношения ФИО2 к ФИО1 связаны с психическим заболеванием последней.
Вместе с тем, распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N К. с составом семьи 6 человек, в том числе: мать - ФИО1, племянница - ФИО2 и ее дети ФИО3, ФИО3, ФИО5, признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что в указанной квартире истца проживает только одна семья, в смысле определенном для целей п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку вселение в нее имело место только в качестве членов семьи нанимателя жилого помещения, поэтому право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по основанию предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, у истца отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы о проживании в названной квартире нескольких семей судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права, между тем, сам по себе факт вселения в квартиру граждан только в качестве членов семьи собственника (нанимателя) по существу истцом не оспаривается.
Также несостоятельными находит судебная коллегия и остальные доводы апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства, вместе с тем, все они сводятся к доводам, изложенным в обосновании иска и судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:

Решение Ленинского районного суда города Самары от 21 августа 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - ФИО1 - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)