Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что его родители были лишены в отношении него родительских прав, он является собственником доли в праве на комнату, но данная комната перенаселена, уполномоченный орган отказал в постановке на учет для целей предоставления жилого помещения со ссылкой на достижение истцом предельного возраста, утрату права на социальную льготу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ткач Г.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Петровской О.В., судей Лузянина В.Н., Редозубовой Т.Л.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о возложении обязанности принять на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области
по апелляционной жалобе ответчика на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 13.12.2016.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения представителя ответчика М, поддержавшей доводы жалобы, истца, полагавшего решение правильным, судебная коллегия
П. обратился с иском к ТОИОГВ Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, указав, что его родители были лишены в отношении него родительских прав, с 2003 года воспитывался бабушкой, является собственником 1/4 доли в праве на комнату общей площадью 20,5 кв. м в трехкомнатной квартире, однако комната перенаселена, в ней зарегистрировано пять человек. Истец нуждается в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. Ему исполнилось 26 лет, недавно стало известно о возможности встать на учет. Обратившись к ответчику с соответствующим заявлением, истец получил отказ. Отказ мотивирован тем, что по достижении 23 лет истец утратил право на социальную льготу, поскольку в настоящее время не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Полагая данный отказ не законным, истец просил суд возложить на ответчика обязанность принять его на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 13.12.2016 исковые требования удовлетворены.
С таким решением ответчик не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение норм материального права.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что заочным решением Орджоникидзевского районного суда от 13.11.2003 родители истца <...>7 и <...>8 были лишены родительских прав в отношении истца. Постановлением Главы Администрации Орджоникидзевского района от <...> N опекуном над несовершеннолетними <...>11 и П. назначена <...>9
Таким образом, П. имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а по достижении 18-летнего возраста - статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<...> истец обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; <...> ему было отказано в принятии на учет в связи с достижением на дату обращения возраста 26 лет, и поскольку до 23 лет истец не предпринимал никаких мер для постановке его на соответствующий учет.
Из пояснений истца следует, что его опекун <...>9 (бабушка истца) не могла своевременно проинформировать его о наличии права на получение социального жилья.
Кроме того, она в свое время обращалась в органы опеки и попечительства, где ей разъяснили, что истец не имеет право встать на учет, поскольку в его собственности находится доля в праве на жилое помещение.
П. зарегистрирован по месту жительства в комнате площадью 20,9 кв. м в <...> в <...>. Помимо него, в данной комнате зарегистрированы также <...>9, <...>10, П., <...>11, <...>12, всего пять человек.
В собственности истца находится 1/4 доля в праве на указанную комнату, доля П. составляет 5,2 кв. м, что меньше учетной нормы.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Свердловской области N 2-ОЗ от 20.02.2006 "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования", Указом Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 N 1250-УГ, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец по уважительной причине до достижения 23-летнего возраста не обратился с заявлением о принятии на учет.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 6 ст. 2 Закона Свердловской области N 2-ОЗ от 20.02.2006 "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" дети-сироты и дети, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат учету для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
С 01.01.2008 Указом Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 N 1250-УГ на территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области были возложены полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области.
Как усматривается из материалов дела, до достижения П. возраста 23 лет его опекуном, а также органами опеки и попечительства, не принимались надлежащие меры по постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вместе с тем, в силу положений ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства являются, в том числе, защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
Согласно ст. 15 названного Федерального закона опекуны и попечители выступают законными представителями своих подопечных, оказывают им содействие в осуществлении ими своих прав, охраняют от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Исходя из конкретных обстоятельств данного гражданского дела, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что истец не имел возможности до достижения 23 лет встать на учет для получения жилья, поскольку о наличии у него данного права не был осведомлен, ему данное право не разъяснялось.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности предоставления П. жилого помещения в связи с достижением предельного возраста, судебная коллегия признает несостоятельными.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельств, принимая во внимание приведенные выше разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации, а также незначительный пропуск срока, судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, что П. не был до достижения им возраста 23 лет поставлен на учет по независящим от него причинам - ввиду ненадлежащего выполнения обязанностей по защите его прав в тот период, когда он был несовершеннолетним, опекуном, органами опеки и попечительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что достижение П. возраста 26 лет на момент подачи искового заявления не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату его права на получение жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат каких-либо обстоятельств, которые не являлись предметом судебной проверки или опровергали выводы судебного решения, в целом сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств и выводов суда первой инстанции, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 13.12.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.04.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4866/2017
Требование: Об обязании принять на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что его родители были лишены в отношении него родительских прав, он является собственником доли в праве на комнату, но данная комната перенаселена, уполномоченный орган отказал в постановке на учет для целей предоставления жилого помещения со ссылкой на достижение истцом предельного возраста, утрату права на социальную льготу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 апреля 2017 г. по делу N 33-4866/2017
Судья Ткач Г.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Петровской О.В., судей Лузянина В.Н., Редозубовой Т.Л.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о возложении обязанности принять на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области
по апелляционной жалобе ответчика на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 13.12.2016.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения представителя ответчика М, поддержавшей доводы жалобы, истца, полагавшего решение правильным, судебная коллегия
установила:
П. обратился с иском к ТОИОГВ Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, указав, что его родители были лишены в отношении него родительских прав, с 2003 года воспитывался бабушкой, является собственником 1/4 доли в праве на комнату общей площадью 20,5 кв. м в трехкомнатной квартире, однако комната перенаселена, в ней зарегистрировано пять человек. Истец нуждается в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. Ему исполнилось 26 лет, недавно стало известно о возможности встать на учет. Обратившись к ответчику с соответствующим заявлением, истец получил отказ. Отказ мотивирован тем, что по достижении 23 лет истец утратил право на социальную льготу, поскольку в настоящее время не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Полагая данный отказ не законным, истец просил суд возложить на ответчика обязанность принять его на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 13.12.2016 исковые требования удовлетворены.
С таким решением ответчик не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение норм материального права.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что заочным решением Орджоникидзевского районного суда от 13.11.2003 родители истца <...>7 и <...>8 были лишены родительских прав в отношении истца. Постановлением Главы Администрации Орджоникидзевского района от <...> N опекуном над несовершеннолетними <...>11 и П. назначена <...>9
Таким образом, П. имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а по достижении 18-летнего возраста - статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<...> истец обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; <...> ему было отказано в принятии на учет в связи с достижением на дату обращения возраста 26 лет, и поскольку до 23 лет истец не предпринимал никаких мер для постановке его на соответствующий учет.
Из пояснений истца следует, что его опекун <...>9 (бабушка истца) не могла своевременно проинформировать его о наличии права на получение социального жилья.
Кроме того, она в свое время обращалась в органы опеки и попечительства, где ей разъяснили, что истец не имеет право встать на учет, поскольку в его собственности находится доля в праве на жилое помещение.
П. зарегистрирован по месту жительства в комнате площадью 20,9 кв. м в <...> в <...>. Помимо него, в данной комнате зарегистрированы также <...>9, <...>10, П., <...>11, <...>12, всего пять человек.
В собственности истца находится 1/4 доля в праве на указанную комнату, доля П. составляет 5,2 кв. м, что меньше учетной нормы.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Свердловской области N 2-ОЗ от 20.02.2006 "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования", Указом Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 N 1250-УГ, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец по уважительной причине до достижения 23-летнего возраста не обратился с заявлением о принятии на учет.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 6 ст. 2 Закона Свердловской области N 2-ОЗ от 20.02.2006 "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" дети-сироты и дети, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат учету для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
С 01.01.2008 Указом Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 N 1250-УГ на территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области были возложены полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области.
Как усматривается из материалов дела, до достижения П. возраста 23 лет его опекуном, а также органами опеки и попечительства, не принимались надлежащие меры по постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вместе с тем, в силу положений ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства являются, в том числе, защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
Согласно ст. 15 названного Федерального закона опекуны и попечители выступают законными представителями своих подопечных, оказывают им содействие в осуществлении ими своих прав, охраняют от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Исходя из конкретных обстоятельств данного гражданского дела, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что истец не имел возможности до достижения 23 лет встать на учет для получения жилья, поскольку о наличии у него данного права не был осведомлен, ему данное право не разъяснялось.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности предоставления П. жилого помещения в связи с достижением предельного возраста, судебная коллегия признает несостоятельными.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельств, принимая во внимание приведенные выше разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации, а также незначительный пропуск срока, судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, что П. не был до достижения им возраста 23 лет поставлен на учет по независящим от него причинам - ввиду ненадлежащего выполнения обязанностей по защите его прав в тот период, когда он был несовершеннолетним, опекуном, органами опеки и попечительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что достижение П. возраста 26 лет на момент подачи искового заявления не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату его права на получение жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат каких-либо обстоятельств, которые не являлись предметом судебной проверки или опровергали выводы судебного решения, в целом сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств и выводов суда первой инстанции, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 13.12.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
В.Н.ЛУЗЯНИН
Т.Л.РЕДОЗУБОВА
В.Н.ЛУЗЯНИН
Т.Л.РЕДОЗУБОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)