Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи К.Н. Смагина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.Ф. Чечетиным, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-16021/2017
по иску Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
к Министерству финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589)
о взыскании 12 626 457 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Кыкина А.В., представитель по доверенности N 549/05/01-12/0111 от 27.12.2016,
от ответчика: не явился, извещен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Администрация города Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области о взыскании убытков в виде расходов, понесенных в результате исполнения актов судов общей юрисдикции (решений Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 10.04.2014 по делу N 2-4996/2014, Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 30.06.2014 по делу N 2-4439/2014, Октябрьского районного суда города Екатеринбурга от 28.11.2012 по делу N 2-6985/2012) при осуществлении обязанности органов местного самоуправления по обеспечению жильем Шаньгиной Н.А., Баскаковой Е.Н., Абдуселиманова М.М., в общей сумме 12 626 457 руб.
От ответчика 28.04.2017 через систему "Мой арбитр" поступил отзыв.
От истца 20.06.2017 через систему "Мой арбитр" поступили возражения на отзыв.
Представленные документы приобщены судом к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Как следует из материалов дела, Администрацией города Екатеринбурга во исполнение решений судов общей юрисдикции предоставлены жилые помещения следующим гражданам, отнесенным к категории - инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
1. Шаньгиной Наталье Алексеевне, составом семьи четыре человека, предоставлены во исполнение решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 10.04.2014 по делу N 2-4996/2014 следующие помещения:
- - жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире, общей площадью 37,6 кв. метров, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Софьи Перовской, д. 106, кв. 126, стоимостью 2 865 421 рубль (согласно отчету ООО "Трансэнергоресурс" от 05.06.2014 N 446);
- - жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире, общей площадью 32,4 кв. метров, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Гурзуфская, д. 34, кв. 138, стоимостью 2 694 028 рублей (согласно отчету ООО "Трансэнергоресурс" от 05.06.2014 N 433).
Общая стоимость жилых помещений, предоставленных Шаньгиной Н.А., составила 5 559 449 рублей.
2. Баскаковой Елене Николаевне, составом семьи два человека, предоставлено во исполнение решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 30.06.2014 по делу N 2-4439/2014 жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире, общей площадью 28,2 кв. метра, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Токарей, д. 50, кор. N 3, кв. 30, стоимостью 2 606 385 рублей (согласно отчету ООО "Трансэнергоресурс" от 25.03.2015 N 138).
3. Абдуселимову Меджиду Магомедкеримовичу, составом семьи пять человек, предоставлено во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 28.11.2012 жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат, общей площадью 74,8 кв. метра, по адресу: г. Екатеринбург, пр. Седова, д. 53, кв. 49, стоимостью 4 460 623 рубля (согласно отчету ООО "Трансэнергоресурс" от 14.04.2014 N 270).
Таким образом, Администрацией были понесены расходы на исполнение актов судов общей юрисдикции по обеспечению жильем граждан, отнесенным к категории - инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации, в общей сумме 12 626 457 рублей.
Для обеспечения указанных граждан необходимым жильем, жилые помещения, приобретенные за счет средств федерального и областного бюджета, в муниципальную собственность не передавались. Вместе с тем, в городской бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" никаких средств из федерального или областного бюджетов на обеспечение жильем инвалидов, страдающих хроническим психическим заболеванием, указанном в перечне, утвержденном Постановлением Правительства от 16.06.2006 N 378, не поступало.
Как указывает истец, Администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО "город Екатеринбург", понесла убытки, возмещение которых должна произвести Свердловская область в лице соответствующих финансовых органов.
Администрацией 30.01.2017 направлено в адрес Министерства финансов Свердловской области письмо исх. N 0111/01-17/002/434 о возмещении понесенных расходов на предоставление жилья гражданам, отнесенным к категории - инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
После чего, 13.02.2017 Администрацией получено письмо Министерства финансов Свердловской области от 08.02.2017 N 05-36-35/1141 об отказе в компенсации понесенных расходов.
Кроме того, в адрес Министерства финансов Свердловской области Администрацией также направлено письмо от 01.03.2017 N 0111/0117/002/1179 о направлении судебной претензии, которое было оставлено без ответа, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Частью 3 статьи 17 ФЗ N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Пунктом 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что малоимущими гражданами, признанными по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.
В силу п. 4 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с пунктом "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ст. 5 ФЗ N 181-ФЗ органам государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предоставлено право, в том числе, принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Таким образом, исходя из смысла ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений инвалидам, законодатель предполагал полную компенсацию расходов органам местного самоуправления, что гарантирует право собственности МО (ст. 132, 133 Конституции РФ).
Кроме того, положениями п. 3 ст. 20 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - ФЗ N 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах, выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Учитывая, что на территории Свердловской области Правительством Свердловской области приняты законы, которые регулируют жилищные правоотношения в части обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 (Законы Свердловской области от 20.02.2006 N 3-03 "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования", от 07.12.2012 N 96-03 "О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области"), обоснованным является вывод о том, что расходы по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов являются расходными обязательствами субъекта РФ, в данном случае - Свердловской области.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-0-0 "По жалобе Администрации города Благовещенска" на нарушение конституционных прав местного самоуправления положениями п. 3, ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 17 ФЗ N 181-ФЗ, развивая названные конституционные положения, ФЗ N 131-ФЗ закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики РФ, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 ФЗ N 131-ФЗ).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц (ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Положениями п. 3 ст. 20 ФЗ N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных МО на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Право требования возмещения понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта РФ. Обязанность по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений.
Как указано выше, во исполнение решений Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 10.04.2014 по делу N 2-4996/2014, Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 30.06.2014 по делу N 2-4439/2014, Октябрьского районного суда города Екатеринбурга от 28.11.2012 Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений Шаньгиной Н.А., Баскаковой Е.Н., Абдуселимову М.М., однако орган государственной власти субъекта встречную обязанность не выполнил, расходы Администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Содержащиеся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении инвалидам жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления (Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1563-О-О).
Возмещение расходов Администрации на обеспечение жильем инвалидов не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения инвалиду, относящегося к отдельной категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Вместе с тем возложенная на Администрацию обязанность по предоставлению жилых помещений инвалидам является мерой социальной поддержки, установленной Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и относится к расходным обязательствам субъекта РФ.
Предоставив жилые помещения указанным гражданам, Администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, не может исполнить собственные обязательства. Для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом РФ, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичные жилые помещения по рыночной стоимости.
Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению РФ, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципального образования (ст. 16, 1069 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципального образования.
В соответствии с пп. 1 - 2 ч. 2 Постановления Правительства Свердловской области от 18.10.2010 N 1524-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Свердловской области" Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению денежными средствами.
Довод ответчика о том, что субъекты Российской Федерации не обладают полномочиями по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, отклоняется судом как необоснованный, поскольку данный вид обеспечения подлежит финансированию за счет субъектов РФ (Определение Верховного Суда РФ от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045).
Таким образом, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589) за счет казны Свердловской области в пользу муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800) 12 626 457 (двенадцать миллионов шестьсот двадцать шесть тысяч четыреста пятьдесят семь) руб. убытков.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
4. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.06.2017 ПО ДЕЛУ N А60-16021/2017
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2017 г. по делу N А60-16021/2017
Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи К.Н. Смагина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.Ф. Чечетиным, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-16021/2017
по иску Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
к Министерству финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589)
о взыскании 12 626 457 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Кыкина А.В., представитель по доверенности N 549/05/01-12/0111 от 27.12.2016,
от ответчика: не явился, извещен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Администрация города Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области о взыскании убытков в виде расходов, понесенных в результате исполнения актов судов общей юрисдикции (решений Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 10.04.2014 по делу N 2-4996/2014, Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 30.06.2014 по делу N 2-4439/2014, Октябрьского районного суда города Екатеринбурга от 28.11.2012 по делу N 2-6985/2012) при осуществлении обязанности органов местного самоуправления по обеспечению жильем Шаньгиной Н.А., Баскаковой Е.Н., Абдуселиманова М.М., в общей сумме 12 626 457 руб.
От ответчика 28.04.2017 через систему "Мой арбитр" поступил отзыв.
От истца 20.06.2017 через систему "Мой арбитр" поступили возражения на отзыв.
Представленные документы приобщены судом к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Как следует из материалов дела, Администрацией города Екатеринбурга во исполнение решений судов общей юрисдикции предоставлены жилые помещения следующим гражданам, отнесенным к категории - инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
1. Шаньгиной Наталье Алексеевне, составом семьи четыре человека, предоставлены во исполнение решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 10.04.2014 по делу N 2-4996/2014 следующие помещения:
- - жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире, общей площадью 37,6 кв. метров, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Софьи Перовской, д. 106, кв. 126, стоимостью 2 865 421 рубль (согласно отчету ООО "Трансэнергоресурс" от 05.06.2014 N 446);
- - жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире, общей площадью 32,4 кв. метров, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Гурзуфская, д. 34, кв. 138, стоимостью 2 694 028 рублей (согласно отчету ООО "Трансэнергоресурс" от 05.06.2014 N 433).
Общая стоимость жилых помещений, предоставленных Шаньгиной Н.А., составила 5 559 449 рублей.
2. Баскаковой Елене Николаевне, составом семьи два человека, предоставлено во исполнение решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 30.06.2014 по делу N 2-4439/2014 жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире, общей площадью 28,2 кв. метра, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Токарей, д. 50, кор. N 3, кв. 30, стоимостью 2 606 385 рублей (согласно отчету ООО "Трансэнергоресурс" от 25.03.2015 N 138).
3. Абдуселимову Меджиду Магомедкеримовичу, составом семьи пять человек, предоставлено во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 28.11.2012 жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат, общей площадью 74,8 кв. метра, по адресу: г. Екатеринбург, пр. Седова, д. 53, кв. 49, стоимостью 4 460 623 рубля (согласно отчету ООО "Трансэнергоресурс" от 14.04.2014 N 270).
Таким образом, Администрацией были понесены расходы на исполнение актов судов общей юрисдикции по обеспечению жильем граждан, отнесенным к категории - инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации, в общей сумме 12 626 457 рублей.
Для обеспечения указанных граждан необходимым жильем, жилые помещения, приобретенные за счет средств федерального и областного бюджета, в муниципальную собственность не передавались. Вместе с тем, в городской бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" никаких средств из федерального или областного бюджетов на обеспечение жильем инвалидов, страдающих хроническим психическим заболеванием, указанном в перечне, утвержденном Постановлением Правительства от 16.06.2006 N 378, не поступало.
Как указывает истец, Администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО "город Екатеринбург", понесла убытки, возмещение которых должна произвести Свердловская область в лице соответствующих финансовых органов.
Администрацией 30.01.2017 направлено в адрес Министерства финансов Свердловской области письмо исх. N 0111/01-17/002/434 о возмещении понесенных расходов на предоставление жилья гражданам, отнесенным к категории - инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
После чего, 13.02.2017 Администрацией получено письмо Министерства финансов Свердловской области от 08.02.2017 N 05-36-35/1141 об отказе в компенсации понесенных расходов.
Кроме того, в адрес Министерства финансов Свердловской области Администрацией также направлено письмо от 01.03.2017 N 0111/0117/002/1179 о направлении судебной претензии, которое было оставлено без ответа, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Частью 3 статьи 17 ФЗ N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Пунктом 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что малоимущими гражданами, признанными по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.
В силу п. 4 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с пунктом "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ст. 5 ФЗ N 181-ФЗ органам государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предоставлено право, в том числе, принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Таким образом, исходя из смысла ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений инвалидам, законодатель предполагал полную компенсацию расходов органам местного самоуправления, что гарантирует право собственности МО (ст. 132, 133 Конституции РФ).
Кроме того, положениями п. 3 ст. 20 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - ФЗ N 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах, выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Учитывая, что на территории Свердловской области Правительством Свердловской области приняты законы, которые регулируют жилищные правоотношения в части обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 (Законы Свердловской области от 20.02.2006 N 3-03 "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования", от 07.12.2012 N 96-03 "О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области"), обоснованным является вывод о том, что расходы по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов являются расходными обязательствами субъекта РФ, в данном случае - Свердловской области.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-0-0 "По жалобе Администрации города Благовещенска" на нарушение конституционных прав местного самоуправления положениями п. 3, ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 17 ФЗ N 181-ФЗ, развивая названные конституционные положения, ФЗ N 131-ФЗ закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики РФ, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 ФЗ N 131-ФЗ).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц (ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Положениями п. 3 ст. 20 ФЗ N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных МО на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Право требования возмещения понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта РФ. Обязанность по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений.
Как указано выше, во исполнение решений Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 10.04.2014 по делу N 2-4996/2014, Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 30.06.2014 по делу N 2-4439/2014, Октябрьского районного суда города Екатеринбурга от 28.11.2012 Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений Шаньгиной Н.А., Баскаковой Е.Н., Абдуселимову М.М., однако орган государственной власти субъекта встречную обязанность не выполнил, расходы Администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Содержащиеся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении инвалидам жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления (Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1563-О-О).
Возмещение расходов Администрации на обеспечение жильем инвалидов не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения инвалиду, относящегося к отдельной категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Вместе с тем возложенная на Администрацию обязанность по предоставлению жилых помещений инвалидам является мерой социальной поддержки, установленной Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и относится к расходным обязательствам субъекта РФ.
Предоставив жилые помещения указанным гражданам, Администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, не может исполнить собственные обязательства. Для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом РФ, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичные жилые помещения по рыночной стоимости.
Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению РФ, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципального образования (ст. 16, 1069 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципального образования.
В соответствии с пп. 1 - 2 ч. 2 Постановления Правительства Свердловской области от 18.10.2010 N 1524-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Свердловской области" Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению денежными средствами.
Довод ответчика о том, что субъекты Российской Федерации не обладают полномочиями по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, отклоняется судом как необоснованный, поскольку данный вид обеспечения подлежит финансированию за счет субъектов РФ (Определение Верховного Суда РФ от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045).
Таким образом, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589) за счет казны Свердловской области в пользу муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800) 12 626 457 (двенадцать миллионов шестьсот двадцать шесть тысяч четыреста пятьдесят семь) руб. убытков.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
4. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
К.Н.СМАГИН
К.Н.СМАГИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)