Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что занимаемое его семьей по договору социального найма жилое помещение было признано непригодным для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Дульцева Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе:
председательствующего Кореневой И.В.,
судей Архаровой Л.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2017 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 октября 2017 года, по которому
возложена обязанность на администрацию МО ГО "Сыктывкар" предоставить Т.Л., Т.А., С. на состав семьи 3 человека, вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Сыктывкара, общей площадью не менее... кв. м, состоящее не менее, чем из двух жилых комнат, взамен кв. <Адрес обезличен>
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истцов Т.Л., С., Т.А., их представителя Т.В., судебная коллегия
установила:
Т.Л., Т.А., С. обратились в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении на состав семьи благоустроенного жилого помещения в пределах территории МО ГО "Сыктывкар" взамен непригодного для проживания.
Ответчик с иском не согласился.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар", ссылаясь на нарушение норм материального права.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Т.Л., Т.А., С. проживают и зарегистрированы в качестве нанимателей по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>, в двухкомнатной квартире общей площадью... кв. м. Указанное жилое помещение предоставлено семье на основании ордера N 455 от 28.05.1987. По факту проживания 20.04.2017 между Т.А. и администрацией МО ГО "Сыктывкар" оформлен типовой договор социального найма N 123, в который включены в качестве членов семьи нанимателя Т.Л. (жена) и С. (дочь).
Заключением межведомственной комиссии от 02.08.2017, занимаемое семьей истца жилое помещение - кв. <Адрес обезличен> признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания.
Т.А. с составом семьи 3 человека, включая Т.Л. и С., с 27.05.1986 и по настоящее время состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации МО ГО "Сыктывкар", включен в общую очередь под N 1183, решения об исключении семьи из очереди нуждающихся до настоящего времени не принималось.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В случае если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма (ст. 85 ЖК РФ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права и оценив обстоятельства спора, суд пришел к правильному выводу о наличии у истцов права требования предоставления другого жилого помещения взамен непригодного для проживания.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда основан на верном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
Довод апелляционной жалобы администрации о том, что семья истцов в установленном законом порядке не признана малоимущей в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения, следовательно, не имеет право на предоставление жилого помещения взамен непригодного, подлежит отклонению.
Действительно, по общему правилу, установленному статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договорам социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, с соблюдением предусмотренного настоящим Кодексом порядка.
Семья истцов малоимущей в установленном порядке не признавалась.
Вместе с тем, правоотношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. В связи с этим правовое значение имеет время возникновения спорных жилищных правоотношений между сторонами.
Нормами жилищного законодательства, действующего на момент постановки Т.А. и членов его семьи на учет, не требовалось признание граждан малоимущими для постановки их на учет в целях предоставления жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилой дом в установленном порядке не признан аварийным, решения о сносе дома и расселения жильцов не принималось, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит такого понятия, как жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии, а в соответствии с нормами п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания регламентирован Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Следовательно, правовые понятия "жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии", и "жилое помещение, непригодное для проживания" являются сходными по своей правовой структуре.
Кроме того, отсутствие в заключении МВК выводов о дальнейшей судьбе дома, которые обязана делать только эта комиссия, не свидетельствует о пригодности для проживания занимаемого истцом помещения, и вывод о непригодности для проживания жилого помещения в данном случае является достаточным основанием для возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности обеспечить истцов жильем, отвечающем предъявляемым к жилому помещению требованиям.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что указанный жилой дом не включен в муниципальные адресные программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории МО ГО "Сыктывкар" на период 2013-2015 годы" и "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО ГО "Сыктывкар" на период 2013-2017 годы", также не имеет правового значения для разрешения дела.
Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана переселения.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда по существу спора, не содержат новых данных и не ставят под сомнение обоснованность постановленного решения, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционном порядке не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения, состоящего не менее, чем из двух жилых комнат, поскольку согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому. На обязательное соответствие количеству жилых комнат и жилой площади ранее занимаемого жилья жилищное законодательство не указывает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения суда слова "состоящее не менее, чем из двух жилых комнат".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 27.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7706/2017
Требование: О предоставлении благоустроенного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что занимаемое его семьей по договору социального найма жилое помещение было признано непригодным для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2017 г. по делу N 33-7706/2017г.
Судья: Дульцева Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе:
председательствующего Кореневой И.В.,
судей Архаровой Л.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2017 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 октября 2017 года, по которому
возложена обязанность на администрацию МО ГО "Сыктывкар" предоставить Т.Л., Т.А., С. на состав семьи 3 человека, вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Сыктывкара, общей площадью не менее... кв. м, состоящее не менее, чем из двух жилых комнат, взамен кв. <Адрес обезличен>
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истцов Т.Л., С., Т.А., их представителя Т.В., судебная коллегия
установила:
Т.Л., Т.А., С. обратились в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении на состав семьи благоустроенного жилого помещения в пределах территории МО ГО "Сыктывкар" взамен непригодного для проживания.
Ответчик с иском не согласился.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар", ссылаясь на нарушение норм материального права.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Т.Л., Т.А., С. проживают и зарегистрированы в качестве нанимателей по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>, в двухкомнатной квартире общей площадью... кв. м. Указанное жилое помещение предоставлено семье на основании ордера N 455 от 28.05.1987. По факту проживания 20.04.2017 между Т.А. и администрацией МО ГО "Сыктывкар" оформлен типовой договор социального найма N 123, в который включены в качестве членов семьи нанимателя Т.Л. (жена) и С. (дочь).
Заключением межведомственной комиссии от 02.08.2017, занимаемое семьей истца жилое помещение - кв. <Адрес обезличен> признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания.
Т.А. с составом семьи 3 человека, включая Т.Л. и С., с 27.05.1986 и по настоящее время состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации МО ГО "Сыктывкар", включен в общую очередь под N 1183, решения об исключении семьи из очереди нуждающихся до настоящего времени не принималось.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В случае если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма (ст. 85 ЖК РФ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права и оценив обстоятельства спора, суд пришел к правильному выводу о наличии у истцов права требования предоставления другого жилого помещения взамен непригодного для проживания.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда основан на верном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
Довод апелляционной жалобы администрации о том, что семья истцов в установленном законом порядке не признана малоимущей в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения, следовательно, не имеет право на предоставление жилого помещения взамен непригодного, подлежит отклонению.
Действительно, по общему правилу, установленному статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договорам социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, с соблюдением предусмотренного настоящим Кодексом порядка.
Семья истцов малоимущей в установленном порядке не признавалась.
Вместе с тем, правоотношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. В связи с этим правовое значение имеет время возникновения спорных жилищных правоотношений между сторонами.
Нормами жилищного законодательства, действующего на момент постановки Т.А. и членов его семьи на учет, не требовалось признание граждан малоимущими для постановки их на учет в целях предоставления жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилой дом в установленном порядке не признан аварийным, решения о сносе дома и расселения жильцов не принималось, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит такого понятия, как жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии, а в соответствии с нормами п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания регламентирован Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Следовательно, правовые понятия "жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии", и "жилое помещение, непригодное для проживания" являются сходными по своей правовой структуре.
Кроме того, отсутствие в заключении МВК выводов о дальнейшей судьбе дома, которые обязана делать только эта комиссия, не свидетельствует о пригодности для проживания занимаемого истцом помещения, и вывод о непригодности для проживания жилого помещения в данном случае является достаточным основанием для возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности обеспечить истцов жильем, отвечающем предъявляемым к жилому помещению требованиям.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что указанный жилой дом не включен в муниципальные адресные программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории МО ГО "Сыктывкар" на период 2013-2015 годы" и "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО ГО "Сыктывкар" на период 2013-2017 годы", также не имеет правового значения для разрешения дела.
Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана переселения.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда по существу спора, не содержат новых данных и не ставят под сомнение обоснованность постановленного решения, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционном порядке не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения, состоящего не менее, чем из двух жилых комнат, поскольку согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому. На обязательное соответствие количеству жилых комнат и жилой площади ранее занимаемого жилья жилищное законодательство не указывает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения суда слова "состоящее не менее, чем из двух жилых комнат".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)