Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец считает незаконным отказ ответчика в передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Щербакова О.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В., судей Пьянкова Д.А. и Симоновой Т.В., при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 13 января 2016 года дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на заочное решение Индустриального районного суда г. Перми от 28 августа 2015 г., которым постановлено:
Признать за К.А.Х. право собственности на две комнаты (номера на поэтажном плане 1 и 2) в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <...>.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности К.А.Х. на указанное жилое помещение Управлением Росреестра по Пермскому краю и государственной регистрации прекращения права собственности на него за предыдущим собственником".
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., представителя истца К.А.Х. - адвоката Полякову Л.Е., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
К.А.Х. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУПО" в котором просила о признании права собственности на жилое помещение - две комнаты в трехкомнатной квартире, расположенное по адресу: <...>, в порядке приватизации.
В обосновании иска указала, что жилое помещение, 2 комнаты в трехкомнатной квартире, расположенное по адресу: <...>, предоставлено ей в связи с трудовыми отношениями. Данное жилое помещение не является служебным, поскольку не использовалось в качестве такового; она зарегистрирована по указанному адресу, как по месту постоянного жительства, а не временного пребывания. Спорная квартира принадлежит на праве оперативного управления ФЕКУ "Приволжско-Уральское ТУПО" Минобороны России, что подтверждается ответом от 14 мая 2015 года, предоставленного на адвокатский запрос. Решение об отнесении квартиры к числу служебных может быть принято только в тот период, когда квартира не предоставлена жильцам. После принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Данных о том, что занимаемая истцом квартира зарегистрирована, как служебное помещение не имеется, поэтому к жилым помещениям, не подлежащим приватизации, не относится. Таким образом, поскольку спорная жилая площадь не имеет статус служебного помещения, входит в состав государственного жилищного фонда, принадлежит на праве оперативного управления ответчику, предоставлена истице в связи с трудовыми отношениями, она может быть приватизирована. Ранее право на бесплатную приватизацию истицей не использовалось. К.А.И., К.А.А. и Р., зарегистрированные в помещении, от участия в приватизации отказываются, согласны на приватизацию данного жилого помещения истицей.
Ответчик отказывает в передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации, основываясь на том, что в Министерстве Обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность, поэтому приватизация возможна только в порядке гражданского судопроизводства. Право оперативного управления у ответчика на спорное имущество не прекращено, передача жилых помещений в собственность граждан подлежит осуществлению независимо от воли собственника, поэтому считает, что ее требования являются обоснованными.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит об отмене постановленного судом решения. Указывает на то, что 8 сентября 1987 г. К.А.И. и членам его семьи был выдан ордер на служебное жилое помещение. Данное помещение обладает признаками служебного. Ссылаясь на положения ст. 101 ЖК РСФСР, ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 49, 52, 57 ЖК РФ указывает на то, что материалы дела не содержат сведений о том, что истец признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, поставлена на соответствующий жилищный учет. Решение о предоставлении истцу жилого помещения на условиях договора социального найма отсутствует. Истец не относится к категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет Министерства обороны РФ. Указывает на то, что спорное помещение включено в специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ на основании постановления исполнительного комитета Индустриального районного совета народных депутатов от 1 сентября 1987 г. N <...> и не исключалось из него. Указывает на то, что нарушение порядка отнесения жилого помещения к жилищному фонду специального использования не является основанием для признания права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения истцу на условиях договора социального найма не принималось.
В возражении на апелляционную жалобе представитель истца полагает решение суда не подлежащим отмене или изменению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца полагала решение суда не подлежащим отмене.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, заслушав мнение представителя истца, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходил из того обстоятельства, что истец была вселена в спорное жилое помещение, являющееся государственной собственностью в связи с трудовыми отношениями, постоянно проживает в нем, ранее в приватизации не участвовала, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении данного жилья ей в собственность в порядке приватизации.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может и полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Положениями статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определено, что к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, и положениями жилищного законодательства, действовавшего до 01.03.2005 г.
Как указано в статьях 42, 43, 47, 50, 101, 104, 105, 106 Жилищного кодекса РСФСР, жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. В случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих. Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.
Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из материалов дела, согласно копии архивной справки решением Индустриального районного совета депутатов г. Перми от 1 сентября 1987 г. включена в число служебных двухкомнатная квартира N <...> пл. 31 кв. м, в доме N <...> по ул. <...> с предоставлением ее <...> К.А.И., с семьей 3 человека (л.д. 36).
На основании указанного решения К.А.И. 8 сентября 1987 г. был выдан ордер N <...> на служебное жилое помещение площадью 31 кв. м, в квартире N <...> дома N <...> по ул. <...> г. Перми на состав семьи из 3 человек (л.д. 7).
Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N <...> от 25 августа 2015 г. правообладателем 2-х комнат в трехкомнатной квартире по ул. <...> является Российская Федерация.
В данном жилом помещении постоянно по настоящее время зарегистрированы К.А.И., К.А.Х., Р. (К.) (л.д. 11).
К.А.Х., ранее в приватизации жилья не участвовала (л.д. 24).
К.А.И., К.А.А., Р., зарегистрированные в спорном жилом помещении, от участия в приватизации отказались, не возражают передать жилое помещение в виде двух комнат в квартире N <...> дома N <...> по ул. <...> в г. Перми, в собственность К.А.Х. (л.д. 21-23).
Согласно письма ФГКУ "Приволжско-уральское ТУПО Минобороны России" две комнаты в трехкомнатной квартире N <...> расположенные по адресу: <...> находятся в собственности Российской Федерации и закреплены на праве оперативного управления за ФКГКУ "Приволжско-Уральское ТУПО" Минобороны России.
Согласно сведениям, представленным ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ письмом от 23 апреля 2014 г. N <...> вышеуказанное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду (л.д. 38).
На основании сообщения Департамента имущественных отношений Администрации города Перми N <...> от 23 сентября 2014 г. квартира N <...> по адресу: <...> в реестре муниципального имущества г. Перми не числится (л.д. 10).
Таким образом, из материалов дела следует, что истец была вселена в спорное жилое помещение в качестве члена семьи К.А.Н., которому данное помещение было предоставлено в качестве служебного.
Из представленных суду материалов дела усматривается, что соответствующим решением Индустриального районного Совета народных депутатов г. Перми было принято решение о предоставлении К.А.Н. служебного жилого помещения, на основании которого был выдан ордер на вселение в служебное жилое помещение.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР", помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Таким образом, процедура вселения в служебное жилое помещение, предусмотренная вышеуказанными нормами Жилищного кодекса РСФСР была соблюдена поскольку обязательные для предоставления такого помещения решение исполнительного органа Совета народных депутатов и ордер на служебное жилое помещение имеются.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Частью 2 статьи 92 ЖК РФ определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
По смыслу данной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
В соответствии с п. 12 Правил и порядка отнесения помещений к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением
Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42), исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Жилищный кодекс РСФСР (действовавший до 01 марта 2005 года) также не предусматривал судебного порядка изменения режима жилого помещения.
Судебная коллегия отмечает, что Наличие у жилого помещения статуса специализированного жилищного фонда обременением права
муниципальной собственности, не является и, следовательно, не подлежит отражению в ЕГРП именно в качестве обременения.
Истцом, в свою очередь, не были представлены доказательства недействительности договора ордера на служебное жилое помещения от 8 сентября 1987 г. Материалы дела не содержат сведений об иных правовых основаниях вселения истца в спорное жилое помещение.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорная квартира включена в число служебных в установленном законом порядке и до настоящего времени статус служебного жилого помещения не утратила, поскольку решение об исключении данного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда уполномоченным на то органом не принималось, в муниципальную собственность квартира на момент рассмотрения дела фактически не передана, а принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в оперативном управлении ответчика, и относится к государственному жилищному фонду, спорное жилое помещение не может быть передано в порядке приватизации в собственность проживающего в нем истца в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Заочное решение Индустриального районного суда г. Перми от 28 августа 2015 г. отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований К.А.Х. к Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на две комнаты (номера на поэтажном плане 1 и 2) в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <...>, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.01.2016 ПО ДЕЛУ N 33-14981/2015(33-278/2016)
Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец считает незаконным отказ ответчика в передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 января 2016 г. по делу N 33-14981/2015(33-278/2016)
Судья Щербакова О.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В., судей Пьянкова Д.А. и Симоновой Т.В., при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 13 января 2016 года дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на заочное решение Индустриального районного суда г. Перми от 28 августа 2015 г., которым постановлено:
Признать за К.А.Х. право собственности на две комнаты (номера на поэтажном плане 1 и 2) в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <...>.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности К.А.Х. на указанное жилое помещение Управлением Росреестра по Пермскому краю и государственной регистрации прекращения права собственности на него за предыдущим собственником".
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., представителя истца К.А.Х. - адвоката Полякову Л.Е., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
К.А.Х. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУПО" в котором просила о признании права собственности на жилое помещение - две комнаты в трехкомнатной квартире, расположенное по адресу: <...>, в порядке приватизации.
В обосновании иска указала, что жилое помещение, 2 комнаты в трехкомнатной квартире, расположенное по адресу: <...>, предоставлено ей в связи с трудовыми отношениями. Данное жилое помещение не является служебным, поскольку не использовалось в качестве такового; она зарегистрирована по указанному адресу, как по месту постоянного жительства, а не временного пребывания. Спорная квартира принадлежит на праве оперативного управления ФЕКУ "Приволжско-Уральское ТУПО" Минобороны России, что подтверждается ответом от 14 мая 2015 года, предоставленного на адвокатский запрос. Решение об отнесении квартиры к числу служебных может быть принято только в тот период, когда квартира не предоставлена жильцам. После принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Данных о том, что занимаемая истцом квартира зарегистрирована, как служебное помещение не имеется, поэтому к жилым помещениям, не подлежащим приватизации, не относится. Таким образом, поскольку спорная жилая площадь не имеет статус служебного помещения, входит в состав государственного жилищного фонда, принадлежит на праве оперативного управления ответчику, предоставлена истице в связи с трудовыми отношениями, она может быть приватизирована. Ранее право на бесплатную приватизацию истицей не использовалось. К.А.И., К.А.А. и Р., зарегистрированные в помещении, от участия в приватизации отказываются, согласны на приватизацию данного жилого помещения истицей.
Ответчик отказывает в передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации, основываясь на том, что в Министерстве Обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность, поэтому приватизация возможна только в порядке гражданского судопроизводства. Право оперативного управления у ответчика на спорное имущество не прекращено, передача жилых помещений в собственность граждан подлежит осуществлению независимо от воли собственника, поэтому считает, что ее требования являются обоснованными.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит об отмене постановленного судом решения. Указывает на то, что 8 сентября 1987 г. К.А.И. и членам его семьи был выдан ордер на служебное жилое помещение. Данное помещение обладает признаками служебного. Ссылаясь на положения ст. 101 ЖК РСФСР, ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 49, 52, 57 ЖК РФ указывает на то, что материалы дела не содержат сведений о том, что истец признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, поставлена на соответствующий жилищный учет. Решение о предоставлении истцу жилого помещения на условиях договора социального найма отсутствует. Истец не относится к категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет Министерства обороны РФ. Указывает на то, что спорное помещение включено в специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ на основании постановления исполнительного комитета Индустриального районного совета народных депутатов от 1 сентября 1987 г. N <...> и не исключалось из него. Указывает на то, что нарушение порядка отнесения жилого помещения к жилищному фонду специального использования не является основанием для признания права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения истцу на условиях договора социального найма не принималось.
В возражении на апелляционную жалобе представитель истца полагает решение суда не подлежащим отмене или изменению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца полагала решение суда не подлежащим отмене.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, заслушав мнение представителя истца, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходил из того обстоятельства, что истец была вселена в спорное жилое помещение, являющееся государственной собственностью в связи с трудовыми отношениями, постоянно проживает в нем, ранее в приватизации не участвовала, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении данного жилья ей в собственность в порядке приватизации.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может и полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Положениями статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определено, что к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, и положениями жилищного законодательства, действовавшего до 01.03.2005 г.
Как указано в статьях 42, 43, 47, 50, 101, 104, 105, 106 Жилищного кодекса РСФСР, жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. В случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих. Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.
Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из материалов дела, согласно копии архивной справки решением Индустриального районного совета депутатов г. Перми от 1 сентября 1987 г. включена в число служебных двухкомнатная квартира N <...> пл. 31 кв. м, в доме N <...> по ул. <...> с предоставлением ее <...> К.А.И., с семьей 3 человека (л.д. 36).
На основании указанного решения К.А.И. 8 сентября 1987 г. был выдан ордер N <...> на служебное жилое помещение площадью 31 кв. м, в квартире N <...> дома N <...> по ул. <...> г. Перми на состав семьи из 3 человек (л.д. 7).
Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N <...> от 25 августа 2015 г. правообладателем 2-х комнат в трехкомнатной квартире по ул. <...> является Российская Федерация.
В данном жилом помещении постоянно по настоящее время зарегистрированы К.А.И., К.А.Х., Р. (К.) (л.д. 11).
К.А.Х., ранее в приватизации жилья не участвовала (л.д. 24).
К.А.И., К.А.А., Р., зарегистрированные в спорном жилом помещении, от участия в приватизации отказались, не возражают передать жилое помещение в виде двух комнат в квартире N <...> дома N <...> по ул. <...> в г. Перми, в собственность К.А.Х. (л.д. 21-23).
Согласно письма ФГКУ "Приволжско-уральское ТУПО Минобороны России" две комнаты в трехкомнатной квартире N <...> расположенные по адресу: <...> находятся в собственности Российской Федерации и закреплены на праве оперативного управления за ФКГКУ "Приволжско-Уральское ТУПО" Минобороны России.
Согласно сведениям, представленным ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ письмом от 23 апреля 2014 г. N <...> вышеуказанное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду (л.д. 38).
На основании сообщения Департамента имущественных отношений Администрации города Перми N <...> от 23 сентября 2014 г. квартира N <...> по адресу: <...> в реестре муниципального имущества г. Перми не числится (л.д. 10).
Таким образом, из материалов дела следует, что истец была вселена в спорное жилое помещение в качестве члена семьи К.А.Н., которому данное помещение было предоставлено в качестве служебного.
Из представленных суду материалов дела усматривается, что соответствующим решением Индустриального районного Совета народных депутатов г. Перми было принято решение о предоставлении К.А.Н. служебного жилого помещения, на основании которого был выдан ордер на вселение в служебное жилое помещение.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР", помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Таким образом, процедура вселения в служебное жилое помещение, предусмотренная вышеуказанными нормами Жилищного кодекса РСФСР была соблюдена поскольку обязательные для предоставления такого помещения решение исполнительного органа Совета народных депутатов и ордер на служебное жилое помещение имеются.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Частью 2 статьи 92 ЖК РФ определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
По смыслу данной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
В соответствии с п. 12 Правил и порядка отнесения помещений к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением
Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42), исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Жилищный кодекс РСФСР (действовавший до 01 марта 2005 года) также не предусматривал судебного порядка изменения режима жилого помещения.
Судебная коллегия отмечает, что Наличие у жилого помещения статуса специализированного жилищного фонда обременением права
муниципальной собственности, не является и, следовательно, не подлежит отражению в ЕГРП именно в качестве обременения.
Истцом, в свою очередь, не были представлены доказательства недействительности договора ордера на служебное жилое помещения от 8 сентября 1987 г. Материалы дела не содержат сведений об иных правовых основаниях вселения истца в спорное жилое помещение.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорная квартира включена в число служебных в установленном законом порядке и до настоящего времени статус служебного жилого помещения не утратила, поскольку решение об исключении данного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда уполномоченным на то органом не принималось, в муниципальную собственность квартира на момент рассмотрения дела фактически не передана, а принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в оперативном управлении ответчика, и относится к государственному жилищному фонду, спорное жилое помещение не может быть передано в порядке приватизации в собственность проживающего в нем истца в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Заочное решение Индустриального районного суда г. Перми от 28 августа 2015 г. отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований К.А.Х. к Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на две комнаты (номера на поэтажном плане 1 и 2) в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <...>, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)