Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Инвестирование в строительство; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: В связи с выявлением недостоверных сведений на основании представления прокурора уполномоченный орган отменил регистрацию декларации о начале выполнения строительных работ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 2 октября 2017 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смирнова В.И.
судей Бессоновой Е.В., Якимова А.А.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Консоль-Строй ЛТД" (ул. Бородина, д. 16, г. Симферополь, Республика Крым): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
- от Службы государственного строительного надзора Республики Крым (ул. Крейзера, д. 6, г. Симферополь, Республика Крым): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
- от Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет В.И.Вернадского" (пр. Академика Вернадского, д. 4, г. Симферополь, Республика Крым): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного строительного надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.03.2017 (судья Ищенко Г.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 (судьи Евдокимов И.В., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу N А83-2454/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Консоль - Строй ЛТД" (далее - заявитель, ООО "СК Консоль-Строй ЛТД", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе государственного строительного надзора Республики Крым (далее - заинтересованное лицо, Служба), в котором просит суд признать приказ Службы государственного строительного надзора Республики Крым N 10 "ОД" от 03.03.2016 "Об отмене регистрации декларации о начале выполнения строительных работ N РК 083140007118 от 30.12.2014 по объекту: "Комплекс жилой и общественной застройки по ул. Никанорова в г. Симферополь (ул. Киевская, 181), 1 очередь строительства, IV пусковой комплекс, 9-этажный крупнопанельный жилой дом N 4" недействительным и обязать Службу Государственного строительного надзора Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены приказа N 10 "ОД" от 03.03.2016.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.03.2017, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017, заявление ООО "Строительная компания Консоль-Строй ЛТД" удовлетворено.
Не согласившись с решением и апелляционным постановлением Служба государственного строительного надзора Республики Крым обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, в удовлетворении требований отказать, поскольку оспариваемый приказ содержит информацию о том, какие именно сведения в ранее зарегистрированной декларации являются недостоверными и данные сведения касаются земельного участка, предоставленного под строительство, письменного согласия Национальной академии природоохранного и курортного строительства (далее - НАПКС) на передачу права застройки земельного участка общество не получало, обязательства по договору об инвестиции в строительство с целью строительства и введение в эксплуатацию объектов общественной и жилой застройки на земельном участке были прекращены и как следствие прекращены обязательства сторон по договору N 0671/328-77 от 01.01.2011 заключенного между упомянутым ООО Фирма "Консоль ЛТД" и ООО "Строительная компания Консоль-Строй ЛТД" о паевом участии в строительстве многоквартирных жилых домов.
В отзыве Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский Федеральный университет им. В.И.Вернадского" (далее - Университет) просит удовлетворить кассационную жалобу, так как земельный участок передан в федеральную собственность в связи с образованием университета, университет не является правопреемником НАПКС.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа не явились, своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе и отзыве, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд округа считает жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "СК Консоль-Строй ЛТД" было зарегистрировано на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, - регистрационный номер 31095642, дата регистрации 23.08.2000, также указаны сведения о дате внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения, - 05.01.2015, ОГРН 1159102014170.
Таким образом, общество привело свои учредительные документы в соответствии с нормами статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом N 124-ФЗ, Федеральным законом от 31.12.2014 N 506-ФЗ.
04.05.2007 между НАПКС (участник-1) и ООО фирмой "Консоль ЛТД" (участник-2) (далее - фирма) заключен договор N 4/07 об инвестициях в строительство (далее - договор).
Согласно пункту 1 договора, участники по настоящему договору обязуются совместно действовать без образования юридического лица путем привлечения инвестиционных средств участника-2 для строительства и введения в эксплуатацию объектов общественной и жилой застройки на земельном участке участника-1, по ул. Киевская, д. 181, в г. Симферополе, согласно генерального плана развития академии в том числе нового учебного корпуса УНПК "Консоль", теннисных кортов, жилых домов, газовой котельной для обслуживания существующих зданий академии и строящихся объектов, именуемых в дальнейшем "объекты".
Согласно подпункта 2.1.1 пункта 2.1 договора, для достижения предмета и целей настоящего договора, участник 1 предоставляет участнику-2 право на застройку земельного участка, находящегося в постоянном пользовании участника 1 и указанной в пункте 1.1 настоящего договора, а также на строительство объектов.
В подпункте 2.3.1 пункта 2.3 договора указано, что для достижения предмета и целей настоящего договора, фирма в полном объеме обеспечивает финансирование строительства объектов, за счет собственных средств и привлеченных средств (кредитов банков, частных средств юридических и физических лиц), право на привлечение которых по отдельным договорам о долевом участии, предоставляется фирме, как стороне, осуществляющей ведение общих дел участников договора.
В соответствии с пунктом 3.2 договора, участники пришли к согласию о том что, в порядке распределения результатов строительства объектов, участникам выделяется следующее: участнику-1 передаются в собственность: квартиры, общей площадью 3 500 м{\super 2, в домах, построенных по настоящему договору, учебный корпус построенный согласно проекта, а также право на бесплатное использование теннисных кортов не менее 3 часов в день, за время, согласованное с участником-2 (подпункт 3.2.1); участнику-2 передается в собственность или по его указанию третьим лицам на основании заключенных участником-2 договоров о долевом участии в строительстве, по окончании строительства вся остальная жилая и нежилая площадь "Объектов" (подпункт 3.2.2).
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного и надлежащего исполнения НАПКС и фирмой своих обязательств, то есть до окончания строительства всех объектов, предусмотренных договором (пункт 6.1).
Дополнительным соглашением N 1 от 10.06.2008 к договору об инвестициях в строительство N 4/07 от 04.05.2007, участники изложили пункт 3.2.1 в следующей редакции:
"Участнику-1 передаются безвозмездно в виде добровольного пожертвования в собственность квартиры, общей площадью 3 500 м{\super 2 в домах, построенных по настоящему Договору, учебный корпус, построенный по проекту, а также право на бесплатное использование теннисных кортов не менее 3 часов в день, за время, согласованное с участником-2".
Согласно выписке из решения 22 сессии V созыва Симферопольского городского совета АР Крым от 27.06.2007 N 308 "О разрешении разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков, предоставлении, передаче гражданам Украины, юридическим и физическим лицам-предпринимателям земельных участков в собственность, постоянное пользование, аренду в г. Симферополе" утверждено градостроительное обоснование развития территории Национальной академии природоохранного и курортного строительства, выполненное Государственным головным территориальным научно-исследовательским и проектным институтом "КрымНИИпроект".
На основании решения 35-й сессии 5 созыва Симферопольского городского совета N 495 от 06.03.2008, НАПКС предоставлено право постоянного пользования земельным участком, площадью 6,9200 га по ул. Киевская, д. 181, г. Симферополь, с целевым назначением - строительство учебных корпусов, многоэтажных домов и обслуживание учебного заведения, о чем свидетельствует государственный акт серии ЯЯ 001152 от 27.06.2008.
Таким образом, застройка земельного участка по ул. Киевская, д. 181 в г. Симферополе начата в 2007 году с согласия его пользователя на основании государственного акта серии ЯЯ 001152 от 27.06.2008 и в соответствии с его целевым назначением.
Далее, 01.01.2011 между фирмой (участник-1) и обществом (участник-2) заключен долгосрочный договор N 0671/328-77 о паевом участии в строительстве (далее - договор о паевом участии).
Согласно пункта 1.1 договора, участники по настоящему договору обязуются совместно действовать без образования юридического лица путем привлечения паевых средств участника-1 и участника-2 для строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых домов по ул. Киевской (Никанорова) в г. Симферополе, именуемого в дальнейшем "объект".
Согласно пункта 2.1 договора, для достижения предмета и целей, указанных в пункте 1.1, настоящего договора, участник 1 в качестве его паевого вклада: предоставляет участнику 2 полученное от заказчика право на застройку земельного участка, объекта, в соответствии с надлежащим образом утвержденной заказчиком проектной документацией (подпункт 2.1.1 договора); совместно с участником-2 и заказчиком строительства регистрирует объект в органах ГАСК - и получает от уполномоченных органов государственной власти и управления все необходимые разрешительные документы для проведения проектных, подготовительных и строительных работ по строительству объекта (подпункт 2.1.2 договора).
Срок окончания строительства - в течение 6 лет с даты подписания данного Договора (пункт 5.1 договора).
Дополнительным соглашением N 1 от 30.12.2014 к долгосрочному N 0671/328-77 о паевом участии в строительстве, участники изложили пункт 6.1 в следующей редакции:
"Срок окончания строительства объекта 30.12.2016 (пункт 5.1). Срок действия настоящего договора до 30.12.2016 (пункт 6.1.)".
31.12.2014 между фирмой и обществом заключено дополнительное соглашение к долгосрочному договору N 0671/328-77 о паевом участии в строительстве от 01.01.2011 (далее - договор о паевом участии).
Пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции:
"Участники по настоящему договору обязуются совместно действовать без образования юридического лица путем привлечения паевых средств "участника-1" и "участника-2" для строительства и ввода в эксплуатацию объектов общественной и жилой застройки на земельном участке Национальной академии природоохранного и курортного строительства по улице Киевская, д. 181 (Никанорова) в г. Симферополе, в соответствии с генеральным планом развития академии в т.ч. нового учебного корпуса УНВК "Консоль", теннисных кортов, жилых домов, газовой котельной для обслуживания существующих строений академии и строящихся объектов, именуемых всех вместе в дальнейшем "Объекты" на условиях и в порядке, установленном договором об инвестиции в строительство от 07.05.2007, заключенного между Национальной академией природоохранного и курортного строительства и ООО Фирмой "Консоль ЛТД" и согласованного Специальной комиссией Министерства образования и науки Украины (протокол N 10 от 24.04.2007).
"Участники" не преследуют целью настоящего договора получение прибыли".
Пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции:
"Для достижения предмета и целей, указанных в пункт 1.1 настоящего договора, участник-1 в качестве его паевого вклада:
- 2.1.1. предоставляет участнику-2 полученное от Национальной академией природоохранного и курортного строительства на основании пункта 2.1.1 договора об инвестиции в строительство от 07.05.2007, право на застройку земельного участка, указанного в пункте 1.1 настоящего договора объектами, в соответствии с надлежащим образом утвержденной заказчиком проектной документацией;
- 2.1.2. совместно с участником 2 и заказчиком строительства регистрирует Объект в органах ГАСК - и получает от уполномоченных органов государственной власти и управления все необходимые разрешительные документы для проведения проектных, подготовительных и строительных работ по строительству объекта".
Изложен пункт 5.1 договора в следующей редакции:
"Сроки строительства "объектов" по данному договору следующие: начало строительства - 2011 год; окончание строительства - после застройки земельного участка, указанного в пункте 1.1 настоящего договора, "объектами по настоящему договору".
25.12.2014 заявителем подана и 30.12.2014 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым зарегистрирована за N РК 083140007118 декларация о начале выполнения строительных работ, которой задекларировано новое строительство "Комплекс жилой и общественной застройки по ул. Никанорова в г. Симферополь (ул. Киевская, д. 181), 1 очередь строительства. IV пусковой комплекс 9-этажный крупнопанельный жилой дом N 4", III категории сложности, СС2, по разработанной проектно-конструкторским отделом г. Севастополь ООО "ЮГГИДРОСПЕЦСТРОЙ" и утвержденной заявителем проектной документации, прошедшей экспертизу филиала "МОСГОСЭКСПЕРТИЗА", по выданным Главным управлением архитектуры, строительства и регионального развития Исполнительного комитета Симферопольского городского совета N 459 от 10.09.2014 градостроительным условиям.
В декларации общества отражено, что земельный участок под строительство используется на основании государственного акта на право постоянного пользования земельным участком серия ЯЯ N 001152 от 27.06.2008, зарегистрирован в Книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды за N 030800100002.
Основными показателями объекта строительства указаны: 0,4962 м{\super 2 - площадь участка, 689,08 м{\super 2 - площадь застройки, 4 494,91 м{\super 2 - общая площадь, 19 520,14 м{\super 3 - строительный объем, 9 этажей.
В связи с выявлением недостоверных сведений на основании представления прокурора Республики Крым от 04.02.2016 N 7/2-147-2016/Нд381-2016 Служба государственного строительного надзора Республики Крым, руководствуясь пунктом 7 раздела 2 "Порядка выполнения строительных работ", утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2040-6/14 (в редакции постановления Государственного Совета Республики Крым от 24.12.2014 N 387-1/14), приказом от 03.03.2016 N 10 "ОД" отменила регистрацию декларации РК N 083140007118 от 30.12.2014 о начале выполнения строительных работ "Комплекс жилой и общественной застройки по ул. Никанорова в г. Симферополь (ул. Киевская, д. 181), 1 очередь строительства, IV пусковой комплекс, 9-этажный крупнопанельный жилой дом N 4".
Не согласившись с приказом Службы, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.03.2017, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017, заявление ООО "Строительная компания Консоль-строй ЛТД" удовлетворено, поскольку суды пришли к выводу о том, что правоустанавливающий акт на земельный участок серии ЯЯ N 001152 от 27.06.2008 на момент регистрации декларации являлся действующим, иных актов не имелось, целевое назначение земельного участка не изменялось, общество является застройщиком, факт самовольного строительства не установлен, соответственно сведения указанные в декларации являлись достоверными, оспариваемый приказ издан Службой без проведения проверки.
Не согласившись с решением и постановлением Служба обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Федеральным конституционным законом от 23.06.2016 N 5-ФКЗ "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" внесены в часть 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ изменения, заменены слова "До 1 января 2017 года" словами "До 1 января 2019 года".
Разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора (пункт 1 статьи 21 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым").
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2040-6/14 "О порядке выполнения подготовительных и строительных работ" утверждены "Порядок выполнения подготовительных работ" и "Порядок выполнения строительных работ".
Согласно пункту 2 главы 1 "Порядка выполнения строительных работ", строительные работы на объектах могут выполняться заказчиком после получения документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком: при регистрации декларации о начале выполнения строительных работ - по объектам, относящимся к I - III категориям сложности.
Декларация о начале выполнения строительных работ подается заказчиком или его уполномоченным представителем в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или направляется заказным письмом с описью вложения в Службу стройнадзора с приложением заверенных заказчиком копий документов, указанных в поданной декларации о начале выполнения строительных работ (пункт 1 глава 2 "Порядка выполнения строительных работ").
Пунктом 2 главы 2 "Порядка выполнения строительных работ" предусмотрено, что заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации и прилагаемых документах, в соответствии с законом.
Вместе с тем, согласно пункту 7 главы 2 "Порядка выполнения строительных работ", в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации или в прилагаемых документах, Служба вправе отменить регистрацию такой декларации. Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из Единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации.
Как усматривается из оспариваемого приказа, декларация о начале выполнения строительных работ объекта III категории сложности отменена в связи с выявлением недостоверных сведений, внесенных в нее.
Вместе с тем, удовлетворяя требования общества суды первой и апелляционной инстанций отметили, что издавая оспариваемый приказ, Служба стройнадзора не указала конкретные обстоятельства недостоверности сведений, внесенных в декларацию, не раскрыла сути допущенных застройщиком нарушений, не указала нормы закона, которым противоречат действия застройщика, а сослалась лишь на представление заместителя прокурора Республики Крым от 04.02.2016 N 7/2-147-2016/Нд381-2016.
Суд округа считает, что сами по себе перечисленные недостатки оспариваемого приказа не могут влечь за собой безусловного вывода о нарушении прав общества без рассмотрения существа спора, то есть вопроса о достоверности представленных застройщиком в декларации сведений.
Однако, отсутствие обоснования приказа и каких-либо мотивированных выводов относительно конкретных обстоятельств недостоверности сведений, ранее внесенных в декларацию, создает правовую неопределенность относительно оснований отмены регистрации декларации.
При этом материалы дела не содержат доказательств проведения Службой каких-либо проверочных мероприятий в установленном порядке, в материалах дела также отсутствуют и в приказе не указаны документы, фиксирующие, что Службой была выявлена недостоверность каких-либо содержащихся в декларации сведений.
Согласно правовой позиции, сформированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.02.2005 N 84-О, согласно которой само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Таким образом, сам по себе акт прокурорского реагирования в форме представления не обладает силой принудительного исполнения, а лишь возлагает на адресата обязанность рассмотреть представление и принять в пределах своей компетенции законные и обоснованные меры с соблюдением установленной процедуры, которая в рассматриваемом случае предполагает установление оснований для отмены регистрации декларации путем их проверки и их изложение в оспариваемом приказе.
Обязанность органа по рассмотрению представления и принятию мер по устранению допущенных нарушений закона не освобождает его от необходимости проверки и выяснения всех обстоятельств, от обязанности доказывания наличия оснований для принятия конкретных мер реагирования и вынесения соответствующего ненормативного акта, а также его надлежащего мотивированного обоснования, что в данном случае Службой не соблюдено.
Вместе с тем, в рамках настоящего дела суды обоснованно оценили не соответствие приказа Службы строительного надзора требованиям формального характера в совокупности с иными обстоятельствами дела, связанными непосредственно с существом спора с учетом содержания представления прокуратуры и представленных сторонами в ходе судебного разбирательства доказательств.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы об отсутствии письменного согласия владельца земельного участка - НАПКС на передачу права застройки земельного участка обществу, прекращение обязательств по договорам от 04.05.2007 между НАПКС и фирмой, от 01.01.2011 между фирмой и обществом, на отсутствие упоминания общества в государственном акте на право постоянного пользования земельным участком серия ЯЯ N 001152 от 27.06.2008 суд округа считает данные доводы подлежащими отклонению, поскольку они не свидетельствуют о недостоверности сведений, указанных в декларации застройщика.
В декларации о начале выполнения работ от 30.12.2014 в разделе "Информация о документах удостоверяющих право собственности или пользование земельным участком" заявителем указано: "Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком от 27.06.2008 серия ЯЯ N 001152, зарегистрирован в книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли за номером 030800100002.
Судами верно установлено, что данный акт является действительным, иного правоустанавливающего документа, согласно которого можно было бы идентифицировать данный земельный участок, в том числе и для передачи в федеральную собственность, не существует.
По материалам дела, после регистрации спорной декларации общества 04.08.2015 распоряжением Совета министров Республики Крым "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" N 704-р (с изменениями, внесенными распоряжением Совета министров Республики Крым от 22.12.2015 N 1268-р) передано из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность: недвижимое имущество (приложение N 1), транспортные средства (приложение N 2), движимое имущество (приложение N 3), земельные участки (приложение N 4), товарно-материальные ценности на сумму 386 847 952 рубля 84 копейки (пункт 1 распоряжения). Согласно пункта 3 распоряжения, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено: осуществить необходимые мероприятия, связанные с передачей в федеральную собственность имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения, а также составлением актов приема-передачи земельных участков, указанных в приложении 4 к настоящему распоряжению (пункт 3.1 распоряжения); обеспечить закрепление за федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" на праве оперативного управления имущества, указанного в подпункте 1.5 пункта 1 настоящего распоряжения и в приложениях 1, 2, 3 к настоящему распоряжению, предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, указанных в приложении 4 к настоящему распоряжению (пункт 3.2 распоряжения).
В соответствии с пунктом 16 приложения N 4 к распоряжению из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность подлежит передаче земельный участок площадью 69 200 м{\super 2, кадастровый номер N 90:22:010201:495, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 181.
Таким образом, начиная с 27.06.2008 земельный участок, на котором осуществляется строительство находился во владении образовательных учреждений, в начале НАПКС, а в настоящее время университета. При этом в соответствии с решением первоначального собственника N 495 от 06.03.2008, принятым на 35 сессии 5 созыва Симферопольского городского совета земельный участок выделен образовательному учреждению с целью осуществления строительства.
С этой целью Академия предоставила заявителю право на застройку земельного участка (подпункты 2.1.1, 2.1.2 раздела 2 договора).
ООО фирма "Консоль ЛТД" заключило долгосрочный договор N 0671/328-77 с ООО "Строительная компания Консоль-Строй ЛТД" о паевом участии в строительстве многоквартирных жилых домов по ул. Киевской (Никанорова), в соответствии с которым фирма предоставила обществу полученное от заказчика право на застройку земельного участка. В дополнительном соглашении к договору N 0671/328-77 от 01.01.2011 стороны указали владельца и адрес земельного участка, на котором ведется строительство, а именно: на земельном участке Национальной академии природоохранного и курортного строительства по ул. Киевская, д. 181 (Никанорова) в г. Симферополе.
Довод жалобы о невозможности передачи части прав по договору без письменного согласия участника - НАПКС (пункт 10.3 договора от 04.05.2007 N 4/07) не принимается судом, поскольку согласно пункту 4.2 - ООО фирма "Консоль ЛТД" предоставляется право для привлечения для строительства Объектов, указанных в данном договоре, паевых средств юридических и физических лиц на основании отдельных договоров о паевом участии в строительстве, в пределах доли ООО фирма "Консоль ЛТД", указанной в пункте 3.2.2 данного договора, а также право предоставлять без отдельного согласия НАПКС незавершенные строительством объекты в целом или в части, имущественные права на иных в залог, с целью получения кредитов для строительства объектов.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым "О вопросах управления собственностью Республики Крым" от 30.04.2014 N 2085-6/14 (в редакции от 30.04.2014) установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее, чем до 01.01.2015, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Ранее, 11.04.2014 постановлением Государственного совета Республики Крым N 2042-6/14 "О национализации учебных заведений, научных, научно-технических, научно-исследовательских учреждений, предприятий, расположенных на территории Республики Крым" национализированы в собственность Республики Крым следующие учебные заведения, научные, научно-технические, научно-исследовательские учреждения, предприятия, расположенные на территории Республики Крым, в том числе:
- - Таврический национальный университет имени В.И.Вернадского (юридический адрес: 95007, Автономная Республика Крым, г. Симферополь, просп. Вернадского, д. 4, ЕГРПОУ 02070967);
- - Национальная академия природоохранного и курортного строительства (юридический адрес: 95493, Автономная Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 181, ЕГРПОУ 24401092).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.08.2014 N 1465 создано Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 распоряжения, Минобрнауки России поручено обеспечить совместно с Советом Министров Республики Крым и Росимуществом осуществление мероприятий, связанных с созданием и развитием федерального университета, не позднее 01.01.2016. В пункте 3 распоряжения, указано принять к сведению информацию Совета министров Республики Крым об использовании образовательных и научных организаций по перечню согласно приложению в качестве базы для создания и развития федерального университета.
Согласно перечню образовательных и научных организаций, утвержденному данным распоряжением, Таврический национальный университет имени В.И.Вернадского, Национальная академия природоохранного и курортного строительства (в настоящее время Академия строительства и архитектуры ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И.Вернадского") также является базой для создания и развития университета.
31.10.2014 распоряжением Совета министров Республики Крым от 31.10.2014 N 1139-р (в редакции от 31.10.2014) "О передаче имущества" передано в безвозмездное бессрочное пользование федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского" (далее - ФГАОУ "Крымский университет") имущество образовательных и научных организаций, предприятий согласно прилагаемому перечню.
Согласно "Перечню образовательных и научных организаций, предприятий", имущество которых передается в безвозмездное бессрочное пользование федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского", университету передан, в частности Таврический национальный университет имени В.И.Вернадского, Национальная академия природоохранного и курортного строительства.
Таким образом, университет был создан на имущественной базе ранее действовавшего образовательного учреждения НАПКС с учетом акта от 27.06.2008 о праве пользования. Однако, до момента регистрации спорной декларации общества N РК 083140007118 от 30.12.2014, ни собственник земельного участка, ни владельцы земельного участка не заявляли о лишении общества права застройки земельного участка кадастровый номер N 90:22:010201:495, указанного в акте от 27.06.2008 серия ЯЯ N 001152, не возражали против продолжения строительных работ IV пускового комплекса, 9-этажный крупнопанельный жилой дом N 4.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.08.2016 по делу N А83-2284/2016, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016, по заявлению ООО "Строительная компания Консоль-Строй ЛТД" к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления от 28.03.2016 N 48 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, установлено, что к застройке земельного участка по ул. Киевская, д. 181 в г. Симферополе заявитель приступил в 2007 году с согласия владельца этого земельного участка, предоставившего его под застройку. Строительство застройщиком объектов на земельном участке по ул. Киевской, д. 181 в городе Симферополе не является самовольным.
Довод жалобы о прекращении указанных выше Договоров об инвестиции в строительство и о паевом участии в строительстве, не может быть принят, поскольку доказательства прекращения данных Договоров на момент регистрации декларации в дело не представлены. Кроме того, разрешая вопрос о достоверности сведений, указанных обществом в декларации суд не предрешает вопросы гражданско-правового характера, связанные с исполнением сторонами своих обязательств по договорам. Вопрос о праве Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" на земельный участок по ул. Киевская, д. 181, в г. Симферополе и правопреемстве университета по отношению к НАПКС не является предметом спора по настоящему делу и оценке не подлежит. Судом первой инстанции верно отмечено, что распоряжение Совета министров Республики Крым принято 04.08.2015, а декларация заявителя о начале выполнения строительных работ N РК 083140007118 была зарегистрирована в декабре 2014 года.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что вынося оспариваемый приказ об отмене регистрации декларации о начале выполнения строительных работ N РК 083140007118 на основании представления прокурора, Службой не принято внимание, что использование заявителем земельного участка по ул. Киевская, д. 181 в г. Симферополе для строительства объектов недвижимости не являлось самовольным. Оснований считать, что застройка земельного участка обществом на момент подачи и регистрации декларации осуществлялась вопреки воле собственника и владельца земельного участка не имеется, нарушения со стороны ООО "СК Консоль-Строй ЛТД" при заполнении соответствующей декларации о начале выполнения строительных работ отсутствовали. Следовательно, общество в декларации не указывало недостоверные сведения, касающиеся информации о земельном участке.
Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.03.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А83-2454/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 02.10.2017 N Ф10-3782/2017 ПО ДЕЛУ N А83-2454/2016
Требование: О признании недействительным приказа об отмене регистрации декларации о начале выполнения строительных работ, обязании уполномоченного органа отменить приказ.Разделы:
Инвестирование в строительство; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: В связи с выявлением недостоверных сведений на основании представления прокурора уполномоченный орган отменил регистрацию декларации о начале выполнения строительных работ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2017 г. по делу N А83-2454/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 2 октября 2017 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смирнова В.И.
судей Бессоновой Е.В., Якимова А.А.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Консоль-Строй ЛТД" (ул. Бородина, д. 16, г. Симферополь, Республика Крым): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
- от Службы государственного строительного надзора Республики Крым (ул. Крейзера, д. 6, г. Симферополь, Республика Крым): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
- от Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет В.И.Вернадского" (пр. Академика Вернадского, д. 4, г. Симферополь, Республика Крым): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного строительного надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.03.2017 (судья Ищенко Г.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 (судьи Евдокимов И.В., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу N А83-2454/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Консоль - Строй ЛТД" (далее - заявитель, ООО "СК Консоль-Строй ЛТД", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе государственного строительного надзора Республики Крым (далее - заинтересованное лицо, Служба), в котором просит суд признать приказ Службы государственного строительного надзора Республики Крым N 10 "ОД" от 03.03.2016 "Об отмене регистрации декларации о начале выполнения строительных работ N РК 083140007118 от 30.12.2014 по объекту: "Комплекс жилой и общественной застройки по ул. Никанорова в г. Симферополь (ул. Киевская, 181), 1 очередь строительства, IV пусковой комплекс, 9-этажный крупнопанельный жилой дом N 4" недействительным и обязать Службу Государственного строительного надзора Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены приказа N 10 "ОД" от 03.03.2016.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.03.2017, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017, заявление ООО "Строительная компания Консоль-Строй ЛТД" удовлетворено.
Не согласившись с решением и апелляционным постановлением Служба государственного строительного надзора Республики Крым обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, в удовлетворении требований отказать, поскольку оспариваемый приказ содержит информацию о том, какие именно сведения в ранее зарегистрированной декларации являются недостоверными и данные сведения касаются земельного участка, предоставленного под строительство, письменного согласия Национальной академии природоохранного и курортного строительства (далее - НАПКС) на передачу права застройки земельного участка общество не получало, обязательства по договору об инвестиции в строительство с целью строительства и введение в эксплуатацию объектов общественной и жилой застройки на земельном участке были прекращены и как следствие прекращены обязательства сторон по договору N 0671/328-77 от 01.01.2011 заключенного между упомянутым ООО Фирма "Консоль ЛТД" и ООО "Строительная компания Консоль-Строй ЛТД" о паевом участии в строительстве многоквартирных жилых домов.
В отзыве Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский Федеральный университет им. В.И.Вернадского" (далее - Университет) просит удовлетворить кассационную жалобу, так как земельный участок передан в федеральную собственность в связи с образованием университета, университет не является правопреемником НАПКС.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа не явились, своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе и отзыве, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд округа считает жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "СК Консоль-Строй ЛТД" было зарегистрировано на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, - регистрационный номер 31095642, дата регистрации 23.08.2000, также указаны сведения о дате внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения, - 05.01.2015, ОГРН 1159102014170.
Таким образом, общество привело свои учредительные документы в соответствии с нормами статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом N 124-ФЗ, Федеральным законом от 31.12.2014 N 506-ФЗ.
04.05.2007 между НАПКС (участник-1) и ООО фирмой "Консоль ЛТД" (участник-2) (далее - фирма) заключен договор N 4/07 об инвестициях в строительство (далее - договор).
Согласно пункту 1 договора, участники по настоящему договору обязуются совместно действовать без образования юридического лица путем привлечения инвестиционных средств участника-2 для строительства и введения в эксплуатацию объектов общественной и жилой застройки на земельном участке участника-1, по ул. Киевская, д. 181, в г. Симферополе, согласно генерального плана развития академии в том числе нового учебного корпуса УНПК "Консоль", теннисных кортов, жилых домов, газовой котельной для обслуживания существующих зданий академии и строящихся объектов, именуемых в дальнейшем "объекты".
Согласно подпункта 2.1.1 пункта 2.1 договора, для достижения предмета и целей настоящего договора, участник 1 предоставляет участнику-2 право на застройку земельного участка, находящегося в постоянном пользовании участника 1 и указанной в пункте 1.1 настоящего договора, а также на строительство объектов.
В подпункте 2.3.1 пункта 2.3 договора указано, что для достижения предмета и целей настоящего договора, фирма в полном объеме обеспечивает финансирование строительства объектов, за счет собственных средств и привлеченных средств (кредитов банков, частных средств юридических и физических лиц), право на привлечение которых по отдельным договорам о долевом участии, предоставляется фирме, как стороне, осуществляющей ведение общих дел участников договора.
В соответствии с пунктом 3.2 договора, участники пришли к согласию о том что, в порядке распределения результатов строительства объектов, участникам выделяется следующее: участнику-1 передаются в собственность: квартиры, общей площадью 3 500 м{\super 2, в домах, построенных по настоящему договору, учебный корпус построенный согласно проекта, а также право на бесплатное использование теннисных кортов не менее 3 часов в день, за время, согласованное с участником-2 (подпункт 3.2.1); участнику-2 передается в собственность или по его указанию третьим лицам на основании заключенных участником-2 договоров о долевом участии в строительстве, по окончании строительства вся остальная жилая и нежилая площадь "Объектов" (подпункт 3.2.2).
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного и надлежащего исполнения НАПКС и фирмой своих обязательств, то есть до окончания строительства всех объектов, предусмотренных договором (пункт 6.1).
Дополнительным соглашением N 1 от 10.06.2008 к договору об инвестициях в строительство N 4/07 от 04.05.2007, участники изложили пункт 3.2.1 в следующей редакции:
"Участнику-1 передаются безвозмездно в виде добровольного пожертвования в собственность квартиры, общей площадью 3 500 м{\super 2 в домах, построенных по настоящему Договору, учебный корпус, построенный по проекту, а также право на бесплатное использование теннисных кортов не менее 3 часов в день, за время, согласованное с участником-2".
Согласно выписке из решения 22 сессии V созыва Симферопольского городского совета АР Крым от 27.06.2007 N 308 "О разрешении разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков, предоставлении, передаче гражданам Украины, юридическим и физическим лицам-предпринимателям земельных участков в собственность, постоянное пользование, аренду в г. Симферополе" утверждено градостроительное обоснование развития территории Национальной академии природоохранного и курортного строительства, выполненное Государственным головным территориальным научно-исследовательским и проектным институтом "КрымНИИпроект".
На основании решения 35-й сессии 5 созыва Симферопольского городского совета N 495 от 06.03.2008, НАПКС предоставлено право постоянного пользования земельным участком, площадью 6,9200 га по ул. Киевская, д. 181, г. Симферополь, с целевым назначением - строительство учебных корпусов, многоэтажных домов и обслуживание учебного заведения, о чем свидетельствует государственный акт серии ЯЯ 001152 от 27.06.2008.
Таким образом, застройка земельного участка по ул. Киевская, д. 181 в г. Симферополе начата в 2007 году с согласия его пользователя на основании государственного акта серии ЯЯ 001152 от 27.06.2008 и в соответствии с его целевым назначением.
Далее, 01.01.2011 между фирмой (участник-1) и обществом (участник-2) заключен долгосрочный договор N 0671/328-77 о паевом участии в строительстве (далее - договор о паевом участии).
Согласно пункта 1.1 договора, участники по настоящему договору обязуются совместно действовать без образования юридического лица путем привлечения паевых средств участника-1 и участника-2 для строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых домов по ул. Киевской (Никанорова) в г. Симферополе, именуемого в дальнейшем "объект".
Согласно пункта 2.1 договора, для достижения предмета и целей, указанных в пункте 1.1, настоящего договора, участник 1 в качестве его паевого вклада: предоставляет участнику 2 полученное от заказчика право на застройку земельного участка, объекта, в соответствии с надлежащим образом утвержденной заказчиком проектной документацией (подпункт 2.1.1 договора); совместно с участником-2 и заказчиком строительства регистрирует объект в органах ГАСК - и получает от уполномоченных органов государственной власти и управления все необходимые разрешительные документы для проведения проектных, подготовительных и строительных работ по строительству объекта (подпункт 2.1.2 договора).
Срок окончания строительства - в течение 6 лет с даты подписания данного Договора (пункт 5.1 договора).
Дополнительным соглашением N 1 от 30.12.2014 к долгосрочному N 0671/328-77 о паевом участии в строительстве, участники изложили пункт 6.1 в следующей редакции:
"Срок окончания строительства объекта 30.12.2016 (пункт 5.1). Срок действия настоящего договора до 30.12.2016 (пункт 6.1.)".
31.12.2014 между фирмой и обществом заключено дополнительное соглашение к долгосрочному договору N 0671/328-77 о паевом участии в строительстве от 01.01.2011 (далее - договор о паевом участии).
Пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции:
"Участники по настоящему договору обязуются совместно действовать без образования юридического лица путем привлечения паевых средств "участника-1" и "участника-2" для строительства и ввода в эксплуатацию объектов общественной и жилой застройки на земельном участке Национальной академии природоохранного и курортного строительства по улице Киевская, д. 181 (Никанорова) в г. Симферополе, в соответствии с генеральным планом развития академии в т.ч. нового учебного корпуса УНВК "Консоль", теннисных кортов, жилых домов, газовой котельной для обслуживания существующих строений академии и строящихся объектов, именуемых всех вместе в дальнейшем "Объекты" на условиях и в порядке, установленном договором об инвестиции в строительство от 07.05.2007, заключенного между Национальной академией природоохранного и курортного строительства и ООО Фирмой "Консоль ЛТД" и согласованного Специальной комиссией Министерства образования и науки Украины (протокол N 10 от 24.04.2007).
"Участники" не преследуют целью настоящего договора получение прибыли".
Пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции:
"Для достижения предмета и целей, указанных в пункт 1.1 настоящего договора, участник-1 в качестве его паевого вклада:
- 2.1.1. предоставляет участнику-2 полученное от Национальной академией природоохранного и курортного строительства на основании пункта 2.1.1 договора об инвестиции в строительство от 07.05.2007, право на застройку земельного участка, указанного в пункте 1.1 настоящего договора объектами, в соответствии с надлежащим образом утвержденной заказчиком проектной документацией;
- 2.1.2. совместно с участником 2 и заказчиком строительства регистрирует Объект в органах ГАСК - и получает от уполномоченных органов государственной власти и управления все необходимые разрешительные документы для проведения проектных, подготовительных и строительных работ по строительству объекта".
Изложен пункт 5.1 договора в следующей редакции:
"Сроки строительства "объектов" по данному договору следующие: начало строительства - 2011 год; окончание строительства - после застройки земельного участка, указанного в пункте 1.1 настоящего договора, "объектами по настоящему договору".
25.12.2014 заявителем подана и 30.12.2014 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым зарегистрирована за N РК 083140007118 декларация о начале выполнения строительных работ, которой задекларировано новое строительство "Комплекс жилой и общественной застройки по ул. Никанорова в г. Симферополь (ул. Киевская, д. 181), 1 очередь строительства. IV пусковой комплекс 9-этажный крупнопанельный жилой дом N 4", III категории сложности, СС2, по разработанной проектно-конструкторским отделом г. Севастополь ООО "ЮГГИДРОСПЕЦСТРОЙ" и утвержденной заявителем проектной документации, прошедшей экспертизу филиала "МОСГОСЭКСПЕРТИЗА", по выданным Главным управлением архитектуры, строительства и регионального развития Исполнительного комитета Симферопольского городского совета N 459 от 10.09.2014 градостроительным условиям.
В декларации общества отражено, что земельный участок под строительство используется на основании государственного акта на право постоянного пользования земельным участком серия ЯЯ N 001152 от 27.06.2008, зарегистрирован в Книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды за N 030800100002.
Основными показателями объекта строительства указаны: 0,4962 м{\super 2 - площадь участка, 689,08 м{\super 2 - площадь застройки, 4 494,91 м{\super 2 - общая площадь, 19 520,14 м{\super 3 - строительный объем, 9 этажей.
В связи с выявлением недостоверных сведений на основании представления прокурора Республики Крым от 04.02.2016 N 7/2-147-2016/Нд381-2016 Служба государственного строительного надзора Республики Крым, руководствуясь пунктом 7 раздела 2 "Порядка выполнения строительных работ", утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2040-6/14 (в редакции постановления Государственного Совета Республики Крым от 24.12.2014 N 387-1/14), приказом от 03.03.2016 N 10 "ОД" отменила регистрацию декларации РК N 083140007118 от 30.12.2014 о начале выполнения строительных работ "Комплекс жилой и общественной застройки по ул. Никанорова в г. Симферополь (ул. Киевская, д. 181), 1 очередь строительства, IV пусковой комплекс, 9-этажный крупнопанельный жилой дом N 4".
Не согласившись с приказом Службы, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.03.2017, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017, заявление ООО "Строительная компания Консоль-строй ЛТД" удовлетворено, поскольку суды пришли к выводу о том, что правоустанавливающий акт на земельный участок серии ЯЯ N 001152 от 27.06.2008 на момент регистрации декларации являлся действующим, иных актов не имелось, целевое назначение земельного участка не изменялось, общество является застройщиком, факт самовольного строительства не установлен, соответственно сведения указанные в декларации являлись достоверными, оспариваемый приказ издан Службой без проведения проверки.
Не согласившись с решением и постановлением Служба обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Федеральным конституционным законом от 23.06.2016 N 5-ФКЗ "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" внесены в часть 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ изменения, заменены слова "До 1 января 2017 года" словами "До 1 января 2019 года".
Разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора (пункт 1 статьи 21 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым").
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2040-6/14 "О порядке выполнения подготовительных и строительных работ" утверждены "Порядок выполнения подготовительных работ" и "Порядок выполнения строительных работ".
Согласно пункту 2 главы 1 "Порядка выполнения строительных работ", строительные работы на объектах могут выполняться заказчиком после получения документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком: при регистрации декларации о начале выполнения строительных работ - по объектам, относящимся к I - III категориям сложности.
Декларация о начале выполнения строительных работ подается заказчиком или его уполномоченным представителем в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или направляется заказным письмом с описью вложения в Службу стройнадзора с приложением заверенных заказчиком копий документов, указанных в поданной декларации о начале выполнения строительных работ (пункт 1 глава 2 "Порядка выполнения строительных работ").
Пунктом 2 главы 2 "Порядка выполнения строительных работ" предусмотрено, что заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации и прилагаемых документах, в соответствии с законом.
Вместе с тем, согласно пункту 7 главы 2 "Порядка выполнения строительных работ", в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации или в прилагаемых документах, Служба вправе отменить регистрацию такой декларации. Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из Единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации.
Как усматривается из оспариваемого приказа, декларация о начале выполнения строительных работ объекта III категории сложности отменена в связи с выявлением недостоверных сведений, внесенных в нее.
Вместе с тем, удовлетворяя требования общества суды первой и апелляционной инстанций отметили, что издавая оспариваемый приказ, Служба стройнадзора не указала конкретные обстоятельства недостоверности сведений, внесенных в декларацию, не раскрыла сути допущенных застройщиком нарушений, не указала нормы закона, которым противоречат действия застройщика, а сослалась лишь на представление заместителя прокурора Республики Крым от 04.02.2016 N 7/2-147-2016/Нд381-2016.
Суд округа считает, что сами по себе перечисленные недостатки оспариваемого приказа не могут влечь за собой безусловного вывода о нарушении прав общества без рассмотрения существа спора, то есть вопроса о достоверности представленных застройщиком в декларации сведений.
Однако, отсутствие обоснования приказа и каких-либо мотивированных выводов относительно конкретных обстоятельств недостоверности сведений, ранее внесенных в декларацию, создает правовую неопределенность относительно оснований отмены регистрации декларации.
При этом материалы дела не содержат доказательств проведения Службой каких-либо проверочных мероприятий в установленном порядке, в материалах дела также отсутствуют и в приказе не указаны документы, фиксирующие, что Службой была выявлена недостоверность каких-либо содержащихся в декларации сведений.
Согласно правовой позиции, сформированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.02.2005 N 84-О, согласно которой само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Таким образом, сам по себе акт прокурорского реагирования в форме представления не обладает силой принудительного исполнения, а лишь возлагает на адресата обязанность рассмотреть представление и принять в пределах своей компетенции законные и обоснованные меры с соблюдением установленной процедуры, которая в рассматриваемом случае предполагает установление оснований для отмены регистрации декларации путем их проверки и их изложение в оспариваемом приказе.
Обязанность органа по рассмотрению представления и принятию мер по устранению допущенных нарушений закона не освобождает его от необходимости проверки и выяснения всех обстоятельств, от обязанности доказывания наличия оснований для принятия конкретных мер реагирования и вынесения соответствующего ненормативного акта, а также его надлежащего мотивированного обоснования, что в данном случае Службой не соблюдено.
Вместе с тем, в рамках настоящего дела суды обоснованно оценили не соответствие приказа Службы строительного надзора требованиям формального характера в совокупности с иными обстоятельствами дела, связанными непосредственно с существом спора с учетом содержания представления прокуратуры и представленных сторонами в ходе судебного разбирательства доказательств.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы об отсутствии письменного согласия владельца земельного участка - НАПКС на передачу права застройки земельного участка обществу, прекращение обязательств по договорам от 04.05.2007 между НАПКС и фирмой, от 01.01.2011 между фирмой и обществом, на отсутствие упоминания общества в государственном акте на право постоянного пользования земельным участком серия ЯЯ N 001152 от 27.06.2008 суд округа считает данные доводы подлежащими отклонению, поскольку они не свидетельствуют о недостоверности сведений, указанных в декларации застройщика.
В декларации о начале выполнения работ от 30.12.2014 в разделе "Информация о документах удостоверяющих право собственности или пользование земельным участком" заявителем указано: "Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком от 27.06.2008 серия ЯЯ N 001152, зарегистрирован в книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли за номером 030800100002.
Судами верно установлено, что данный акт является действительным, иного правоустанавливающего документа, согласно которого можно было бы идентифицировать данный земельный участок, в том числе и для передачи в федеральную собственность, не существует.
По материалам дела, после регистрации спорной декларации общества 04.08.2015 распоряжением Совета министров Республики Крым "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" N 704-р (с изменениями, внесенными распоряжением Совета министров Республики Крым от 22.12.2015 N 1268-р) передано из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность: недвижимое имущество (приложение N 1), транспортные средства (приложение N 2), движимое имущество (приложение N 3), земельные участки (приложение N 4), товарно-материальные ценности на сумму 386 847 952 рубля 84 копейки (пункт 1 распоряжения). Согласно пункта 3 распоряжения, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено: осуществить необходимые мероприятия, связанные с передачей в федеральную собственность имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения, а также составлением актов приема-передачи земельных участков, указанных в приложении 4 к настоящему распоряжению (пункт 3.1 распоряжения); обеспечить закрепление за федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" на праве оперативного управления имущества, указанного в подпункте 1.5 пункта 1 настоящего распоряжения и в приложениях 1, 2, 3 к настоящему распоряжению, предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, указанных в приложении 4 к настоящему распоряжению (пункт 3.2 распоряжения).
В соответствии с пунктом 16 приложения N 4 к распоряжению из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность подлежит передаче земельный участок площадью 69 200 м{\super 2, кадастровый номер N 90:22:010201:495, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 181.
Таким образом, начиная с 27.06.2008 земельный участок, на котором осуществляется строительство находился во владении образовательных учреждений, в начале НАПКС, а в настоящее время университета. При этом в соответствии с решением первоначального собственника N 495 от 06.03.2008, принятым на 35 сессии 5 созыва Симферопольского городского совета земельный участок выделен образовательному учреждению с целью осуществления строительства.
С этой целью Академия предоставила заявителю право на застройку земельного участка (подпункты 2.1.1, 2.1.2 раздела 2 договора).
ООО фирма "Консоль ЛТД" заключило долгосрочный договор N 0671/328-77 с ООО "Строительная компания Консоль-Строй ЛТД" о паевом участии в строительстве многоквартирных жилых домов по ул. Киевской (Никанорова), в соответствии с которым фирма предоставила обществу полученное от заказчика право на застройку земельного участка. В дополнительном соглашении к договору N 0671/328-77 от 01.01.2011 стороны указали владельца и адрес земельного участка, на котором ведется строительство, а именно: на земельном участке Национальной академии природоохранного и курортного строительства по ул. Киевская, д. 181 (Никанорова) в г. Симферополе.
Довод жалобы о невозможности передачи части прав по договору без письменного согласия участника - НАПКС (пункт 10.3 договора от 04.05.2007 N 4/07) не принимается судом, поскольку согласно пункту 4.2 - ООО фирма "Консоль ЛТД" предоставляется право для привлечения для строительства Объектов, указанных в данном договоре, паевых средств юридических и физических лиц на основании отдельных договоров о паевом участии в строительстве, в пределах доли ООО фирма "Консоль ЛТД", указанной в пункте 3.2.2 данного договора, а также право предоставлять без отдельного согласия НАПКС незавершенные строительством объекты в целом или в части, имущественные права на иных в залог, с целью получения кредитов для строительства объектов.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым "О вопросах управления собственностью Республики Крым" от 30.04.2014 N 2085-6/14 (в редакции от 30.04.2014) установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее, чем до 01.01.2015, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Ранее, 11.04.2014 постановлением Государственного совета Республики Крым N 2042-6/14 "О национализации учебных заведений, научных, научно-технических, научно-исследовательских учреждений, предприятий, расположенных на территории Республики Крым" национализированы в собственность Республики Крым следующие учебные заведения, научные, научно-технические, научно-исследовательские учреждения, предприятия, расположенные на территории Республики Крым, в том числе:
- - Таврический национальный университет имени В.И.Вернадского (юридический адрес: 95007, Автономная Республика Крым, г. Симферополь, просп. Вернадского, д. 4, ЕГРПОУ 02070967);
- - Национальная академия природоохранного и курортного строительства (юридический адрес: 95493, Автономная Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 181, ЕГРПОУ 24401092).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.08.2014 N 1465 создано Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 распоряжения, Минобрнауки России поручено обеспечить совместно с Советом Министров Республики Крым и Росимуществом осуществление мероприятий, связанных с созданием и развитием федерального университета, не позднее 01.01.2016. В пункте 3 распоряжения, указано принять к сведению информацию Совета министров Республики Крым об использовании образовательных и научных организаций по перечню согласно приложению в качестве базы для создания и развития федерального университета.
Согласно перечню образовательных и научных организаций, утвержденному данным распоряжением, Таврический национальный университет имени В.И.Вернадского, Национальная академия природоохранного и курортного строительства (в настоящее время Академия строительства и архитектуры ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И.Вернадского") также является базой для создания и развития университета.
31.10.2014 распоряжением Совета министров Республики Крым от 31.10.2014 N 1139-р (в редакции от 31.10.2014) "О передаче имущества" передано в безвозмездное бессрочное пользование федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского" (далее - ФГАОУ "Крымский университет") имущество образовательных и научных организаций, предприятий согласно прилагаемому перечню.
Согласно "Перечню образовательных и научных организаций, предприятий", имущество которых передается в безвозмездное бессрочное пользование федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского", университету передан, в частности Таврический национальный университет имени В.И.Вернадского, Национальная академия природоохранного и курортного строительства.
Таким образом, университет был создан на имущественной базе ранее действовавшего образовательного учреждения НАПКС с учетом акта от 27.06.2008 о праве пользования. Однако, до момента регистрации спорной декларации общества N РК 083140007118 от 30.12.2014, ни собственник земельного участка, ни владельцы земельного участка не заявляли о лишении общества права застройки земельного участка кадастровый номер N 90:22:010201:495, указанного в акте от 27.06.2008 серия ЯЯ N 001152, не возражали против продолжения строительных работ IV пускового комплекса, 9-этажный крупнопанельный жилой дом N 4.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.08.2016 по делу N А83-2284/2016, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016, по заявлению ООО "Строительная компания Консоль-Строй ЛТД" к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления от 28.03.2016 N 48 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, установлено, что к застройке земельного участка по ул. Киевская, д. 181 в г. Симферополе заявитель приступил в 2007 году с согласия владельца этого земельного участка, предоставившего его под застройку. Строительство застройщиком объектов на земельном участке по ул. Киевской, д. 181 в городе Симферополе не является самовольным.
Довод жалобы о прекращении указанных выше Договоров об инвестиции в строительство и о паевом участии в строительстве, не может быть принят, поскольку доказательства прекращения данных Договоров на момент регистрации декларации в дело не представлены. Кроме того, разрешая вопрос о достоверности сведений, указанных обществом в декларации суд не предрешает вопросы гражданско-правового характера, связанные с исполнением сторонами своих обязательств по договорам. Вопрос о праве Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" на земельный участок по ул. Киевская, д. 181, в г. Симферополе и правопреемстве университета по отношению к НАПКС не является предметом спора по настоящему делу и оценке не подлежит. Судом первой инстанции верно отмечено, что распоряжение Совета министров Республики Крым принято 04.08.2015, а декларация заявителя о начале выполнения строительных работ N РК 083140007118 была зарегистрирована в декабре 2014 года.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что вынося оспариваемый приказ об отмене регистрации декларации о начале выполнения строительных работ N РК 083140007118 на основании представления прокурора, Службой не принято внимание, что использование заявителем земельного участка по ул. Киевская, д. 181 в г. Симферополе для строительства объектов недвижимости не являлось самовольным. Оснований считать, что застройка земельного участка обществом на момент подачи и регистрации декларации осуществлялась вопреки воле собственника и владельца земельного участка не имеется, нарушения со стороны ООО "СК Консоль-Строй ЛТД" при заполнении соответствующей декларации о начале выполнения строительных работ отсутствовали. Следовательно, общество в декларации не указывало недостоверные сведения, касающиеся информации о земельном участке.
Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.03.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А83-2454/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
А.А.ЯКИМОВ
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
А.А.ЯКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)