Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Административный истец оспаривает отказ во внесении изменений в решение о предоставлении в собственность ему и членам его семьи жилого помещения с доплатой за превышение нормы предоставления, при этом ранее административному истцу в судебном порядке отказано в признании данного решения незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гучинский И.И.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Ильичевой Е.В.
при секретаре Ч.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2016 года административное дело N 2а-735/2016 по апелляционной жалобе С.И.В. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2016 года по административному исковому заявлению С.И.В. к ЮЛ1 об оспаривании действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца С.И.В., представителя административного истца адвоката Б.Н.В., действующего на основании доверенности от 24 июля 2015 сроком на 3 года и ордеру от 18 июля 2015 года, судебная коллегия
С.И.В., уточнив в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования, обратился в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к ЮЛ1 (далее ЮЛ1), в котором просил признать незаконными и не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права и законные интересы административного истца оспариваемые действия (бездействие) и взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> рублей.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать административного ответчика внести изменения в решение от 29 января 2014 года N 03-26/19 "О предоставлении жилого помещения в равных долях, по <...> на каждого, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно: С.И.В.; супруга - С.М.В.; сын - С.Р.И., на "О заключении договора социального найма жилого помещения (<адрес>, Санкт-Петербург), находящегося в федеральной собственности: С.И.В.; супруга - С.М.В.; сын - С.Р.И." (л.д. 63 - 68).
В обоснование заявленных требований С.И.В. указал, что решением ЮЛ1 от 29 января 2014 года N 03-26/19 С.И.В., С.М.В. и С.Р.И. предоставлено в собственность в равных долях по <...> доли жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, с выплатой за превышение нормы предоставления жилой площади <...> рублей <...> копеек. Полагая решение незаконным, так как на предоставленное жилое помещение не был заключен договор социального найма, без заключения которого согласия на приватизацию административный истец не давал, С.И.В. обратился к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в решение от 29 января 2014 года N 03-26/19 о заключении договора социального найма <адрес>, Санкт-Петербург, находящейся в федеральной собственности: С.И.В.; супруга - С.М.В.; сын - С.Р.И., в удовлетворении которого отказано. По мнению С.И.В., отказ административного ответчика является незаконным, так как, являясь военнослужащим, имел право на получение жилой площади по договору социального найма, которая с его согласия могла быть передана ему и членам его семьи бесплатно в порядке приватизации, однако, спорная площадь была приватизирована без его согласия и заключения договора социального найма с возложением на него обязанности выплатить компенсацию за излишне предоставленную площадь, что является незаконным, поскольку принадлежащая С.М.В. <...> доля квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не должна была учитываться при определении размера жилой площади, так как была получена С.М.В. в порядке приватизации в несовершеннолетнем возрасте.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга в удовлетворении административного искового заявления отказано (л.д. 186 - 195).
В апелляционной жалобе С.И.В. просит решение отменить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении (л.д. 199 - 205).
Представитель административного ответчика, заинтересованное лицо С.М.В. и представитель заинтересованного лица органа опеки и попечительства Местной администрации муниципального образования муниципального округа пос. Шушары на рассмотрение дела не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, документы об уважительной причине неявки не представили; заинтересованные лица просят дело рассматривать в их отсутствие, С.М.В. возражает против доводов апелляционной жалобы.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание представителя административного ответчика и заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что С.И.В. проходил военную службу по контракту (л.д. 126),
Решением ЮЛ1 от 24 апреля 2012 года С.И.В. и члены его семьи супруга С.М.В. и сын С.Р.И. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 15).
Приказом командующего войсками Западного военного округа N 503 от 21 декабря 2013 года подполковник С.И.В. исключен из списков личного состава войсковой части <...> с 31 декабря 2013 года в связи с увольнением по приказу N 358 от 28 ноября 2013 года в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 126).
Уведомлением ЮЛ1 от 30 января 2013 года С.И.В. предложена на семью из трех человек отдельная двухкомнатная квартира площадью <...> кв. м, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, с оплатой превышения нормы жилой площади в размере <...> рублей <...> копеек, на предоставление которой на предложенных условиях С.И.В. дано согласие, произведена оплата компенсации за предоставленную квартиру в размере <...> рублей <...> копеек (л.д. 17, 103 - 106).
Решением ЮЛ1 от 29 января 2014 года N 03-26/19 С.И.В., С.М.В. и С.Р.И. предоставлено в собственность в равных долях по <...> доли жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, которая передана С.И.В. 29 января 2014 года по акту приема-передачи (л.д. 10, 11).
7 мая 2014 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве собственности С.И.В., С.М.В. и С.Р.И. на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, по <...> доли за каждым (л.д. 12).
Решением ЮЛ1 от 29 января 2014 года N 03-04/32 С.И.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с получением жилой площади (л.д. 18).
14 октября 2015 года С.И.В. обратился в ЮЛ1 с заявлением о внесении изменений в решение от 29 января 2014 года N 03-26/19 о заключении договора социального найма <адрес>, Санкт-Петербург, находящейся в федеральной собственности: С.И.В.; супруга - С.М.В.; сын - С.Р.И. (л.д. 9).
Решением ЮЛ1, оформленным письмом, от 20 октября 2015 года С.И.В. отказано в удовлетворении заявления (л.д. 40).
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 8 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации права на жилище военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1455 от 3 ноября 2010 года определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу через Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О применении судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2.1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
- - жилого помещения в собственность бесплатно;
- - жилого помещения по договору социального найма;
- - единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Норма предоставления площади жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма согласно части 1 статьи 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно пункту 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, жилые помещения предоставляются по нормам, установленным статьей 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих". Размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
Согласно части 6 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со статьей 2 названного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Право С.И.В. на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением, возникшее вследствие принятия их в период прохождения военной службы на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, было реализовано посредством предоставления квартиры N <...>, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в собственность.
Как следует из материалов дела, административный истец и члены его семьи не занимали указанную квартиру по договору социального найма до принятия ЮЛ1 решения от 29 января 2014 года N 03-26/19 о предоставлении указанной квартиры им собственность, а потому мнение С.И.В. о предоставлении указанной квартиры ему и членам его семьи в порядке приватизации является ошибочным, основано на неправильном толковании действующего законодательства.
Выводы суда первой инстанции о том, что положения Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" к правоотношениям сторон неприменимы, являются правильными.
Согласно пунктам 4, 5 Правил предоставления военнослужащим жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, федеральными органами принимаются решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, выписка из которых по форме согласно приложению выдается (направляется) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей, в порядке, устанавливаемом федеральными органами. Выписки, указанные в пункте 4 настоящих Правил, являются основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) или членов их семей на предоставленные жилые помещения.
Правилами оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2013 года N 942 (далее Правила оплаты), установлен порядок оплаты военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, признанными нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом, в котором федеральным законом предусмотрена с их согласия общей площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" норму площади жилого помещения.
В соответствии с пунктом 4 Правил оплаты военнослужащему направляется извещение о возможности предоставить ему жилое помещение с оплатой площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, за счет собственных средств, который в соответствии с пунктом 5 Правил оплаты при изъявлении желания получить такое жилое помещение сообщает федеральному органу об этом в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его извещения.
С.И.В. было направлено извещение о распределении жилого помещения общей площадью 61,3 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> от него получено согласие на получение указанного жилого помещения на предложенных условиях, произведена оплата, квартира принята по акту приема-передачи и на нее зарегистрировано право долевой собственности С.И.В. и членов его семьи (л.д. 118, 10 - 12).
Решение о предоставлении С.И.В. и членам его семьи указанной квартиры в собственность с оплатой площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, за счет собственных средств, оспаривалось С.И.В. в Пушкинском районном суде Санкт-Петербурга, решением которого от 24 декабря 2015 года по делу N 2-4680/2015 С.И.В. отказано в удовлетворении искового заявления к ЮЛ1 о признании недействительной сделки по передаче ему, С.М.В. и С.Р.И. в порядке приватизации <адрес>, Санкт-Петербург, и взыскании уплаченных <...> рублей (л.д. 109 - 114).
При рассмотрении дела N 2-4680/2015 судом установлено, что указанная жилая площадь предоставлена С.И.В. с его согласия; доказательств получения квартиры под влиянием обмана, заблуждения, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств не представлено; размер превышения нормы жилого помещения определен правильно, при предоставлении жилой площади административным ответчиком обоснованно учтено имевшееся ранее у С.М.В. на праве собственности жилое помещение; основания для возврата денежных средств, оплаченных за превышение нормы жилого помещения, отсутствуют; намерение административного ответчика ЮЛ1 заключить с административным истцом и членами его семьи договор социального найма не было реализовано в связи с волеизъявлением административного истца получить квартиру в собственность; письменная форма сделки соблюдена.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, обстоятельства, установленные решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2015 года по делу N 2-4680/2015, не подлежат доказыванию и оспариванию при рассмотрении настоящего дела.
Статьей 49 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
По договору социального найма жилого помещения согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Поскольку на дату принятия ЮЛ1 20 октября 2015 года оспариваемого решения <адрес>, Санкт-Петербург, не находилась в государственном или муниципальном жилищном фонде, а принадлежала на праве долевой собственности С.И.В., С.М.В. и С.Р.И., право собственности которых на указанную квартиру не прекращено, то квартира не может быть предоставлена С.И.В. и членам его семьи по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.И.В. - без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.07.2016 N 33А-12428/2016 ПО ДЕЛУ N 2А-735/2016
Требование: Об оспаривании действий (бездействия).Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Административный истец оспаривает отказ во внесении изменений в решение о предоставлении в собственность ему и членам его семьи жилого помещения с доплатой за превышение нормы предоставления, при этом ранее административному истцу в судебном порядке отказано в признании данного решения незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. N 33а-12428/2016
Судья: Гучинский И.И.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Ильичевой Е.В.
при секретаре Ч.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2016 года административное дело N 2а-735/2016 по апелляционной жалобе С.И.В. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2016 года по административному исковому заявлению С.И.В. к ЮЛ1 об оспаривании действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца С.И.В., представителя административного истца адвоката Б.Н.В., действующего на основании доверенности от 24 июля 2015 сроком на 3 года и ордеру от 18 июля 2015 года, судебная коллегия
установила:
С.И.В., уточнив в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования, обратился в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к ЮЛ1 (далее ЮЛ1), в котором просил признать незаконными и не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права и законные интересы административного истца оспариваемые действия (бездействие) и взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> рублей.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать административного ответчика внести изменения в решение от 29 января 2014 года N 03-26/19 "О предоставлении жилого помещения в равных долях, по <...> на каждого, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно: С.И.В.; супруга - С.М.В.; сын - С.Р.И., на "О заключении договора социального найма жилого помещения (<адрес>, Санкт-Петербург), находящегося в федеральной собственности: С.И.В.; супруга - С.М.В.; сын - С.Р.И." (л.д. 63 - 68).
В обоснование заявленных требований С.И.В. указал, что решением ЮЛ1 от 29 января 2014 года N 03-26/19 С.И.В., С.М.В. и С.Р.И. предоставлено в собственность в равных долях по <...> доли жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, с выплатой за превышение нормы предоставления жилой площади <...> рублей <...> копеек. Полагая решение незаконным, так как на предоставленное жилое помещение не был заключен договор социального найма, без заключения которого согласия на приватизацию административный истец не давал, С.И.В. обратился к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в решение от 29 января 2014 года N 03-26/19 о заключении договора социального найма <адрес>, Санкт-Петербург, находящейся в федеральной собственности: С.И.В.; супруга - С.М.В.; сын - С.Р.И., в удовлетворении которого отказано. По мнению С.И.В., отказ административного ответчика является незаконным, так как, являясь военнослужащим, имел право на получение жилой площади по договору социального найма, которая с его согласия могла быть передана ему и членам его семьи бесплатно в порядке приватизации, однако, спорная площадь была приватизирована без его согласия и заключения договора социального найма с возложением на него обязанности выплатить компенсацию за излишне предоставленную площадь, что является незаконным, поскольку принадлежащая С.М.В. <...> доля квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не должна была учитываться при определении размера жилой площади, так как была получена С.М.В. в порядке приватизации в несовершеннолетнем возрасте.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга в удовлетворении административного искового заявления отказано (л.д. 186 - 195).
В апелляционной жалобе С.И.В. просит решение отменить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении (л.д. 199 - 205).
Представитель административного ответчика, заинтересованное лицо С.М.В. и представитель заинтересованного лица органа опеки и попечительства Местной администрации муниципального образования муниципального округа пос. Шушары на рассмотрение дела не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, документы об уважительной причине неявки не представили; заинтересованные лица просят дело рассматривать в их отсутствие, С.М.В. возражает против доводов апелляционной жалобы.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание представителя административного ответчика и заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что С.И.В. проходил военную службу по контракту (л.д. 126),
Решением ЮЛ1 от 24 апреля 2012 года С.И.В. и члены его семьи супруга С.М.В. и сын С.Р.И. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 15).
Приказом командующего войсками Западного военного округа N 503 от 21 декабря 2013 года подполковник С.И.В. исключен из списков личного состава войсковой части <...> с 31 декабря 2013 года в связи с увольнением по приказу N 358 от 28 ноября 2013 года в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 126).
Уведомлением ЮЛ1 от 30 января 2013 года С.И.В. предложена на семью из трех человек отдельная двухкомнатная квартира площадью <...> кв. м, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, с оплатой превышения нормы жилой площади в размере <...> рублей <...> копеек, на предоставление которой на предложенных условиях С.И.В. дано согласие, произведена оплата компенсации за предоставленную квартиру в размере <...> рублей <...> копеек (л.д. 17, 103 - 106).
Решением ЮЛ1 от 29 января 2014 года N 03-26/19 С.И.В., С.М.В. и С.Р.И. предоставлено в собственность в равных долях по <...> доли жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, которая передана С.И.В. 29 января 2014 года по акту приема-передачи (л.д. 10, 11).
7 мая 2014 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве собственности С.И.В., С.М.В. и С.Р.И. на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, по <...> доли за каждым (л.д. 12).
Решением ЮЛ1 от 29 января 2014 года N 03-04/32 С.И.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с получением жилой площади (л.д. 18).
14 октября 2015 года С.И.В. обратился в ЮЛ1 с заявлением о внесении изменений в решение от 29 января 2014 года N 03-26/19 о заключении договора социального найма <адрес>, Санкт-Петербург, находящейся в федеральной собственности: С.И.В.; супруга - С.М.В.; сын - С.Р.И. (л.д. 9).
Решением ЮЛ1, оформленным письмом, от 20 октября 2015 года С.И.В. отказано в удовлетворении заявления (л.д. 40).
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 8 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации права на жилище военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1455 от 3 ноября 2010 года определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу через Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О применении судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2.1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
- - жилого помещения в собственность бесплатно;
- - жилого помещения по договору социального найма;
- - единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Норма предоставления площади жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма согласно части 1 статьи 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно пункту 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, жилые помещения предоставляются по нормам, установленным статьей 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих". Размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
Согласно части 6 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со статьей 2 названного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Право С.И.В. на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением, возникшее вследствие принятия их в период прохождения военной службы на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, было реализовано посредством предоставления квартиры N <...>, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в собственность.
Как следует из материалов дела, административный истец и члены его семьи не занимали указанную квартиру по договору социального найма до принятия ЮЛ1 решения от 29 января 2014 года N 03-26/19 о предоставлении указанной квартиры им собственность, а потому мнение С.И.В. о предоставлении указанной квартиры ему и членам его семьи в порядке приватизации является ошибочным, основано на неправильном толковании действующего законодательства.
Выводы суда первой инстанции о том, что положения Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" к правоотношениям сторон неприменимы, являются правильными.
Согласно пунктам 4, 5 Правил предоставления военнослужащим жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, федеральными органами принимаются решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, выписка из которых по форме согласно приложению выдается (направляется) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей, в порядке, устанавливаемом федеральными органами. Выписки, указанные в пункте 4 настоящих Правил, являются основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) или членов их семей на предоставленные жилые помещения.
Правилами оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2013 года N 942 (далее Правила оплаты), установлен порядок оплаты военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, признанными нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом, в котором федеральным законом предусмотрена с их согласия общей площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" норму площади жилого помещения.
В соответствии с пунктом 4 Правил оплаты военнослужащему направляется извещение о возможности предоставить ему жилое помещение с оплатой площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, за счет собственных средств, который в соответствии с пунктом 5 Правил оплаты при изъявлении желания получить такое жилое помещение сообщает федеральному органу об этом в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его извещения.
С.И.В. было направлено извещение о распределении жилого помещения общей площадью 61,3 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> от него получено согласие на получение указанного жилого помещения на предложенных условиях, произведена оплата, квартира принята по акту приема-передачи и на нее зарегистрировано право долевой собственности С.И.В. и членов его семьи (л.д. 118, 10 - 12).
Решение о предоставлении С.И.В. и членам его семьи указанной квартиры в собственность с оплатой площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, за счет собственных средств, оспаривалось С.И.В. в Пушкинском районном суде Санкт-Петербурга, решением которого от 24 декабря 2015 года по делу N 2-4680/2015 С.И.В. отказано в удовлетворении искового заявления к ЮЛ1 о признании недействительной сделки по передаче ему, С.М.В. и С.Р.И. в порядке приватизации <адрес>, Санкт-Петербург, и взыскании уплаченных <...> рублей (л.д. 109 - 114).
При рассмотрении дела N 2-4680/2015 судом установлено, что указанная жилая площадь предоставлена С.И.В. с его согласия; доказательств получения квартиры под влиянием обмана, заблуждения, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств не представлено; размер превышения нормы жилого помещения определен правильно, при предоставлении жилой площади административным ответчиком обоснованно учтено имевшееся ранее у С.М.В. на праве собственности жилое помещение; основания для возврата денежных средств, оплаченных за превышение нормы жилого помещения, отсутствуют; намерение административного ответчика ЮЛ1 заключить с административным истцом и членами его семьи договор социального найма не было реализовано в связи с волеизъявлением административного истца получить квартиру в собственность; письменная форма сделки соблюдена.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, обстоятельства, установленные решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2015 года по делу N 2-4680/2015, не подлежат доказыванию и оспариванию при рассмотрении настоящего дела.
Статьей 49 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
По договору социального найма жилого помещения согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Поскольку на дату принятия ЮЛ1 20 октября 2015 года оспариваемого решения <адрес>, Санкт-Петербург, не находилась в государственном или муниципальном жилищном фонде, а принадлежала на праве долевой собственности С.И.В., С.М.В. и С.Р.И., право собственности которых на указанную квартиру не прекращено, то квартира не может быть предоставлена С.И.В. и членам его семьи по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.И.В. - без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)