Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4889/2017

Требование: О признании права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N 33-4889/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Самохиной Л.М., Федотовой Е.В.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д. к администрации муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области о признании права на обеспечение жилым помещением
по апелляционной жалобе Д.
на решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 14 декабря 2016 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., судебная коллегия

установила:

Д. обратилась в суд с вышеназванным иском к администрации МО Сакмарский район Оренбургской области. В обоснование исковых требований указала, что она с рождения проживала по адресу: (адрес) В 1997 году умерла ее мать М.Е.В. и истец с сестрой остались жить с отцом. Решением суда от 13 мая 2003 года ее отец М.Н.Г. лишен родительских прав. Распоряжением администрации Сакмарского района ей с сестрой был назначен опекун, который являлся их дедушкой, за ними было закреплено жилое помещение по адресу: (адрес) Указанное жилое помещение являлось служебным, выделенным отцу истца от войсковой части. До достижения 18 лет она проживала с дедушкой по адресу: (адрес). На момент совершеннолетия она являлась лицом, оставшимся без попечения родителей, нуждалась в предоставлении жилого помещения вне очереди, которое ей не было предоставлено. В 2010 году, переехала в г. Нижневартовск. в настоящее время находится в декретном отпуске, снимает квартиру. Жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма не имеет. Просила суд восстановить срок для обращения за защитой нарушенных прав, признать за ней право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма по категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Определением суда от 18 ноября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социального развития Оренбургской области.
В судебном заседании представители ответчика администрации МО Сакмарский район - С., М.В. исковые требования не признали указав, что Д. не обращалась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Истец утратила данное право после достижения 23 лет в *** года, заявление о восстановлении срока удовлетворению не подлежит.
Истец Д., представитель третьего лица Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в письменном заявлении Д. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна Д., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика, третье лицо не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном заявлении Д. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В действовавшей до 01 января 2013 года редакции Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривалось право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Такое право было предусмотрено и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ признан утратившим силу с 01 января 2013 года, а статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции.
В соответствии с действующей редакцией пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Действие названной статьи распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. (статья 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Из материалов дела следует, что матерью Д. (М.) является М.Е.В.., отцом - М.Н.Г.
05 января 1997 года М.Е.В. умерла.
Решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 13 мая 2003 года М.Н. лишен родительских прав в отношении дочерей М.Е.Н.., *** года рождения, и М.И.Н.
Распоряжением администрации Сакмарского района от 25 июля 2003 года N N над несовершеннолетними М.Е. и М.И.Н. установлена опека, опекуном назначен М.В.В.. За несовершеннолетними закреплена жилая площадь по адресу: (адрес).
Из уведомления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра от 03 октября 2016 года следует, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Д. на объекты недвижимого имущества.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истец до достижения возраста 23 лет в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась, каких-либо уважительных причин, препятствовавших осуществлению указанного права, не имеется.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в том числе и в связи с пропуском срока исковой давности.
С выводами суда об отказе в удовлетворении иска по существу заявленных требований судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют закону и обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не была своевременно поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по причине незаконного бездействия органа опеки и попечительства и органа местного самоуправления, поскольку уполномоченными органами не было разъяснена необходимость письменного обращения о постановке на учет, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежат на органе опеки и попечительства только до достижения такими детьми совершеннолетия. Истец не была лишена возможности с 18 до 23 лет самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет, однако таким правом не воспользовалась.
Довод апелляционной жалобы о том, что закрепление за Д. жилой площади являлось необоснованным, на законность принятого решения не влияет, т.к. указанное обстоятельство юридически значимым для разрешения спора не является, поскольку по достижении 18 лет Д. не воспользовалась своим правом, а по достижении возраста 23 лет право на указанную меру социальной поддержки ею утрачено.
Иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, решение суда, проверенное в пределах ее доводов, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 14 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)