Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33-13586/2016

Требование: О признании обстоятельств установленными, признании права на получение государственного жилищного сертификата повторно, обязании выдать жилищный сертификат повторно.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик незаконно и необоснованно отказал истцу и членам его семьи в получении повторно государственного жилищного сертификата, чем нарушил права и законные интересы истца.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2016 г. по делу N 33-13586


Судья Новикова О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ворониной И.В.,
судей Захаровой Е.А., Лукьянова И.Е.,
при секретаре........ Е.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой Е.А. дело по апелляционной жалобе ФКУ "УКС МЧС России" на решение Останкинского районного суда г. Москвы от..... г., которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать право С.Р., с составом семьи...... человека (он, жена - С.М., дочь - С.Э. Р., .... г.р., дочь - С.А.Р., ....... г.р.), на получение государственного жилищного сертификата повторно.
Обязать ФКУ "УКС МЧС России" выдать С.Р., с составом семьи 4 человека (он, жена - С.М. С., дочь - С.Э.Р., ......... г.р., дочь - С.А.Р., ...... г.р.), государственный жилищный сертификат повторно в установленных ранее размерах согласно п. 47 Постановления Правительства Российской Федерации от........ года N 153.
установила:

С.Р. обратился в суд с иском к ФКУ "Управление госэкспертизы жилищного обеспечения МЧС России" о признании решения жилищно-бытовой комиссии Академии гражданской защиты МЧС России о принятии на учет очередников из числа военнослужащих Академии гражданской защиты, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получения жилья, оформленного пунктом 3.4. Протокола N 2 от........ года, не имеющим части, в которой С.Р. и члены его семьи были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г. Москва признании решения жилищно-бытовой комиссии Академии гражданской защиты МЧС России в части принятия на учет очередников из числа военнослужащих Академии гражданской защиты, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получения жилья подполковника С.Р. и членов его семьи с... года, оформленного пунктом 3.4. Протокола N 2 от...... года - не отмененным решением комиссии ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России" от..... г., оформленным Протоколом N 49 от..... года; признании С.Р. и членов его семьи (жена - С.М.С., дочь - С.Э.Р., ..... г.р., дочь - С.А.Р., .... г.р.) состоящими на учете очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (нуждающихся в жилых помещениях); признании незаконным бездействия ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России", выразившегося в невыдаче С.Р., составом семьи 4 человека (он, жена - С.М.С., дочь - С.Э.Р., ..... г.р., дочь - С.А.Р., .... г.р.), государственного жилищного сертификата повторно; признать права С.Р., составом семьи..... человека (он, жена - С.М.С., дочь - С.Э.Р., ...... г.р., дочь - С.А.Р., ..... г.р.), на получение государственного жилищного сертификата повторно; обязании ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России" выдать С.Р., составом семьи.... человека (он, жена - С.М.С., дочь - С.Э.Р., ... г.р., дочь - С.А.Р., ..... г.р.), государственный жилищный сертификат повторно в установленных ранее размерах согласно п. 47 Постановления Правительства Российской Федерации от... года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы...". В иске С.Р. указано, что ответчик - ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России" незаконно и необоснованно отказал истцу и членам его семьи в получении повторно государственного жилищного сертификата, чем нарушил права и законные интересы истца, предусмотренные ст. 40 Конституции Российской Федерации, п. 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 2. ст. 2 ЖК РФ.
Решением Коллегии МЧС России от...... года N...... ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС" было ликвидировано, а вопросы жилищного обеспечения переданы в ФКУ "УКС МЧС России", однако из ЕГРЮЛ ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС" в качестве юридического лица не исключено, в связи с чем по ходатайству истца ФКУ "УКС МЧС России" было привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчики ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС" и ФКУ "УКС МЧС России" явку своих представителей в суд не обеспечили, об отложении рассмотрения дела не просили, письменных возражений по иску не представили.
Представитель третьего лица - МЧС России, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, письменных возражений в суд не поступало.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ФКУ "УКС МЧС России", ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ФКУ "УКС МЧС России" О., возражения С.Р. и его представителей М. и Ж., судебная коллегия полагает, что решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поскольку судом неправильно применены положения норм материального права и установленные обстоятельства не соответствуют материалам дела, поэтому решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается, что в....... году Приказом министра МЧС N 111-ВК от... года С.Р., заместитель начальника отдела воспитательной работы управления РУ МЧС России по Пермскому краю, в числе других сотрудников Государственной противопожарной службы, был освобожден от занимаемой должности и в соответствии с п. 3 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы на основании первого контракта о прохождении военной службы был зачислен в списки личного состава войск гражданской обороны в порядке переаттестации на должность преподавателя кафедры тактики Академии гражданской защиты МЧС России.
Службу в МЧС России закончил подполковником запаса по ст. 51 п. 2 пп. "А" (организационно-штатные мероприятия) ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с последующим увольнением на пенсию (приказ Министра МЧС России от....... г. N ...-ВК, где указана выслуга лет на службе: календарная - ....... лет..... месяц).
Из материалов дела следует, что после перевода...... года истец обратился с рапортом на имя начальника Академии гражданской защиты МЧС России о постановке его с членами семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, получении жилья на основании и в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 2 ЖК РФ ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О статусе военнослужащих".
Решением жилищно-бытовой комиссии АГЗ МЧС России (Протокол N 2) от..... года (пункт 3.4 данного протокола) истец и члены его семьи были поставлены на учет очередников из числа военнослужащих АГЗ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получении жилья с...... г.
....г. с целью реализации жилищных прав военнослужащего ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России" истцу был выдан государственный жилищный сертификат серии УВ N...... от.... года. Однако, как усматривается из материалов дела, истец не смог реализовать выданный ему ГЖС в установленный срок. Кроме того, в сентябре.... года истец сдал в отдел планирования и учета жилых помещений справку Сберегательного банка России о закрытии..... года счета на его имя по причине истечения срока действия ГЖС, без перечисления средств социальной выплаты.
......г. комиссией ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (протокол N....) принято решение об отмене решения комиссии, оформленного протоколом N.... от.... г., в части принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по населенному пункту - г. Москва с...... г., подполковника С.Р. (пункт 3.4 Протокола). С.Р. составом семьи 4 человека (он, жена - С.М.С., дочь - С.Э.Р., дочь - Сафиуллина А.Р. сняты с учета в связи с отсутствием документов, подтверждающих календарную выслугу на военной службе... лет и более.
Указанное решение было оспорено в судебном порядке С.Р., и решением Останкинского районного суда г. Москвы от..... г., вступившим в законную силу, С.Р. отказано в удовлетворении требований к ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от..... г., которым отменено решение жилищной комиссии Академии гражданской защиты от..... г. о принятии С.Р. в составе семьи из 4 человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Разрешая заявленные С.Р. исковые требования по настоящему делу и приходя к выводу об их обоснованности, суд исходил из того, что истец и члены его семьи в связи со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не лишается возможности реализовать свои права на улучшение жилищных условий путем реализации прав, предусмотренных государственным жилищным сертификатом на основании п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в связи с истечением срока действия государственного жилищного сертификата, истец в соответствии с требованиями п. 47 Правил утв. ППРФ N.... обратился в ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России" с заявлением о повторной выдаче сертификата, однако начальник ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России" в ответе (исх. N... от..... года) отказал в выдаче государственного жилищного сертификата, мотивировав свой отказ тем, что истец и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Вместе с тем, по мнению суда, решение о выдаче истцу ГЖС незаконным не признавалось, основания для получения ГЖС у истца не отпали, в связи с чем, бездействие ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России", выразившееся в непредставлении истцу и членам его семьи, не снятых с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (нуждающихся в жилых помещениях), государственного жилищного сертификата повторно, в силу п. 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 2. ст. 2 ЖК РФ, является незаконным, а поскольку право на получение истцом ГЖС не утрачено, а выданный ему ГЖС не реализован, истец имеет право на повторное получение ГЖС.
Указанные выводы суда не соответствуют материалам дела и требованиям закона.
Согласно п. 2. ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Так, в соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы.... лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы... лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. В ранее действовавшей редакции названного Федерального закона право военнослужащих на предоставление жилого помещения также было поставлено в зависимость от тех же критериев общей продолжительности военной службы, и те же критерии предусмотрены Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. N.......
По смыслу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено несколько способов реализации прав на улучшение жилищных условий, лиц, признанных в установленном порядке нуждающимися, в частности: предоставление служебного жилого помещения; предоставление жилых помещений в собственность; предоставление жилых помещений по договору социального найма; предоставление государственных жилищных сертификатов; предоставление "военной ипотеки"; предоставление единовременной денежной субсидии.
При этом п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что граждане, уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно пп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на....... - ... гг., утв. Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на..... - ..... годы" от..... г. N 153 (далее - Правила утв. ППРФ N......), право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет...... лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
Согласно п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 153, в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что при решении вопроса о праве гражданина, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, претендовать на улучшение жилищных условий, как путем выдачи ему государственного жилищного сертификата, так и путем предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, к юридически значимым обстоятельствам относятся: наличие необходимой продолжительности военной службы (службы) в календарном исчислении 10 лет и более, учет этого лица после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий).
Признание права военнослужащего, уволенного с военной службы, на получение государственного жилищного сертификата, как и права на получение жилых помещений по договору социального найма, зависит с признанием его нуждающимся в жилых помещениях в порядке, установленном ст. 51 ЖК РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд ошибочно не принял во внимание, что основанием для выдачи... г. С.Р. государственного жилищного сертификата послужило решение жилищно-бытовой комиссии АГЗ МЧС России (Протокол N 2) от.... года (пункт 3.4 данного протокола), которое было отменено...... г. комиссией ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (протокол N....) в части принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по населенному пункту - г. Москва с........ г., подполковника С.Р. (пункт 3.4 Протокола). С.Р. составом семьи 4 человека (он, жена - Сафиуллина М.С., дочь - С.Э., дочь - Сафиуллина А.Р., сняты с учета в связи с отсутствием документов, подтверждающих календарную выслугу на военной службе...... лет и более. На дату его обращения за выдачей повторно государственного жилищного сертификата, С.Р. в установленном законом порядке нуждающимся в жилых помещениях признан не был, необходимой продолжительности военной службы не имел.
Законность решения о снятии С.Р. с жилищного учета проверена судом, и решением суда установлено, что основанием для снятия С.Р. с жилищного учета послужило отсутствие у него на дату постановки на учет необходимой продолжительности военной службы, которая составляла.... года..... месяцев, кроме того, комиссии были представлены документы военнослужащего, которые по результатам служебных проверок были признаны недействительными.
Отсутствие необходимой продолжительности военной службы как на дату постановки С.Р. на жилищный учет, так и на дату его увольнения, позволяет сделать вывод о том, что у него отсутствовало право на получение государственного жилищного сертификата как первоначально, так и в последующем - повторно.
Ссылка С.Р. на то, что общая календарная продолжительность его выслуги на службе к моменту увольнения составляла более.... лет, не влечет удовлетворение его требований, поскольку юридическое значение для обеспечения военнослужащего, уволенного с военной службы, жилым помещением, как путем предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, так и путем предоставления ему государственного жилищного сертификата, имеет наличие установленного законом ....-летней и более календарной продолжительности военной службы. Из справок, представленных в материалы дела, исследованных судом первой инстанции, следует, что такой продолжительности военной службы С.Р. как на дату постановки его на жилищный учет, так и на дату увольнения, не имел.
Ошибочным является довод С.Р. о том, что с учета нуждающихся в получении государственного жилищного сертификата он не снимался, продолжает состоять на жилищном учете, поэтому может требовать повторной выдачи жилищного сертификата. Этот довод не основан на доказательствах и на законе, поскольку признание военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях осуществляется в порядке, установленном ст. 51 ЖК РФ, обеспечение его жилыми помещениями производится с учетом условий и критериев, установленных в Федеральном законе "О статусе военнослужащих", предоставление жилых помещений по договору социального найма или обеспечение военнослужащего государственным жилищным сертификатом являются способами реализации его права на обеспечение жилыми помещениями. Ссылка С.Р. и суда на позицию представителя ответчика, который ранее в ходе рассмотрения дела... г. ссылался на наличие у С.Р. права на получение государственного жилищного сертификата, не может быть признана обоснованной, поскольку суду при рассмотрении настоящего дела следовало проверить законность требований С.Р., и с учетом фактических обстоятельств дела, закона и представленных доказательств вынести решение по существу спора.
Допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права не позволяют согласиться с решением суда, оно является незаконным и подлежит отмене. В удовлетворении исковых требований С.Р. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Останкинского районного суда г. Москвы от...... г. отменить.
Принять по делу новое решение.
С.Р. в иске к ФКУ "Управление госэкспертизы жилищного обеспечения МЧС России", ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" о признании обстоятельств установленными, признании права на получение государственного жилищного сертификата повторно, обязании выдать жилищный сертификат повторно отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)