Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 09 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05-07.06.2017 в помещении суда апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Тандем" и Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017 по делу N А55-15725/2016 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (ИНН 6311157407, ОГРН 1156311001802), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Экран" (ИНН 6319169796, ОГРН 1136319002731), г. Самара,
об оспаривании отказа в государственной регистрации договора аренды,
в судебном заседании приняли участие:
представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Фролова О.В. (до перерыва, доверенность от 30.12.2016 12-6073),
представитель акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Экран" Титова Е.Т. (до и после перерыва, доверенность от 14.04.2017 N 25),
представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Объедкова И.В. (после перерыва, доверенность от 09.01.2017 N 05),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Тандем" Щеповских С.В. (после перерыва, доверенность от 18.04.2015),
общество с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - ООО "Тандем") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным отказа Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 11.07.2016 N 63/009/502/2016-4036 в государственной регистрации заключенного между ООО "Тандем" и Министерством лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области договора от 15.04.2016 N 154/09н аренды лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N 154, выделы 13, 14, 15 и об обязании Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировать указанный договор аренды лесного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют акционерное общество "Научно-исследовательский институт "Экран" (далее - АО "НИИ "Экран") и Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017 по делу N А55-15725/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Тандем" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению ООО "Тандем", обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Кроме того, в апелляционной жалобе ООО "Тандем" просило взыскать с Управления Росреестра по Самарской области расходы на оплату услуг представителя в сумме 100000 руб.
Министерство в своей апелляционной жалобе также просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО "Тандем". По мнению Министерства, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
АО "НИИ "Экран" в отзыве на апелляционную жалобу ООО "Тандем" указало, что требования последнего являются правомерными.
Управление Росреестра по Самарской области в отзыве апелляционные жалобы отклонило.
В судебных заседаниях представители ООО "Тандем", Министерства и АО "НИИ "Экран" просили отменить обжалованное судебное решение и удовлетворить требования, заявленные ООО "Тандем".
Представители Управления Росреестра по Самарской области в судебных заседаниях просили оставить обжалованное судебное решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании 05.06.2017 был объявлен перерыв до 07.06.2017; после перерыва судебное заседание было продолжено.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства от 11.03.2016 N 113 "Об утверждении решения о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов с арендатором, надлежащим образом исполнившим договор аренды лесного участка" между Министерством (арендодатель) и ООО "Тандем" (арендатор) заключен договор от 15.04.2016 N 154/09н аренды лесного участка площадью 2,2 га, расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N 154, выделы 13, 14, 15, кадастровый номер 63:32:0000000:10965, для осуществления рекреационной деятельности (т. 1, л.д. 80-101).
27.04.2016 ООО "Тандем" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации указанного договора аренды лесного участка.
Сообщением от 11.07.2016 N 63/009/502/2016-4036 Управление Росреестра по Самарской области отказало ООО "Тандем" в государственной регистрации указанного договора аренды лесного участка (т. 1, л.д. 53-58).
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции отказал ООО "Тандем" в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 данной статьи.
Частью 3 статьи 74 ЛК РФ установлено, что договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, заключаются на новый срок без проведения торгов в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Случаи, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 3 статьи 74 ЛК РФ, не имеют никакого отношения к рассматриваемой ситуации.
Согласно части 4 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
В части 5 статьи 74 ЛК РФ указано, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого лесного участка в указанных в части 4 данной статьи случаях при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) заключенный ранее договор аренды такого лесного участка не был расторгнут с этим гражданином или с этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 24 ЛК РФ; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 данной статьи основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, из взаимосвязанного толкования положений пункта 7 части 5, пункта 1 части 4 и пункта 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ следует, что юридическое лицо, являющееся арендатором находящегося в государственной собственности лесного участка, предоставленного в аренду без проведения торгов, имеет право на заключение нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов, если на момент заключения нового договора аренды на этом лесном участке находятся здания и (или) сооружения.
Между тем при рассмотрении настоящего дела не представлено доказательств того, что на момент заключения договора аренды лесного участка от 15.04.2016 N 154/09н на этом лесном участке находились здания и (или) сооружения.
Ввиду непредставления доказательств нахождения на указанном лесном участке зданий и (или) сооружений не имеется и оснований для применения пункта 4 части 3 статьи 73.1 ЗК РФ, согласно которому без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, заключаются в случае нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления). Пункты 1 - 3 части 3 статьи 73.1 ЗК РФ не относятся к рассматриваемой ситуации.
Таким образом, договор аренды от 15.04.2016 N 154/09н не мог быть заключен.
Кроме того, суд первой инстанции учитывает следующие обстоятельства.
На основании заключенного с Министерством договора от 20.09.2011 N 154/09 указанный земельный участок был предоставлен АО "НИИ "Экран" в аренду на срок до 17.04.2016 (т. 1, л.д. 137-143). До этого АО "НИИ "Экран" арендовало указанный земельный участок по договору аренды от 17.04.1996 N 6 с Новобуянским лесхозом (т. 1, л.д. 69-72).
По договору уступки права аренды лесного участка от 21.07.2015 АО "НИИ "Экран" уступило ООО "Тандем" права и обязанности арендатора по договору аренды от 20.09.2011 N 154/09.
Из положений статьи 72 ЛК РФ следует, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, уполномоченный орган государственной власти предоставляет лесной участок конкретному арендатору, соответственно, именно это лицо должно исполнять обязанности по договору и только на него распространяются требования, установленные, в том числе, частями 3 - 5 статьи 74 ЛК РФ.
Частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
ЛК РФ не предусмотрена уступка права аренды лесных участков.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Условие подпункта "г" пункта 12 договора от 20.09.2011 N 154/09 о том, что АО "НИИ "Экран" вправе передавать свои права и обязанности по этому договору третьим лицам противоречит основному принципу законодательного регулирования в сфере предоставления лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, согласно которому предоставление таких лесных участков в аренду и заключение новых договоров аренды осуществляется преимущественно (за исключением случаев, прямо установленных ЛК РФ) на торгах, то есть с соблюдением публичных процедур.
Данное условие договора, допускающее возможность для лица, намеревающегося получить указанный земельный участок после истечения у АО "НИИ "Экран" срока аренды по договору от 20.09.2011 N 154/09, уклониться от проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка, послужило основанием для заключения АО "НИИ "Экран" и ООО "Тандем" договора уступки права аренды лесного участка от 21.07.2015, а этот договор, в свою очередь, - для заключения между Министерством и ООО "Тандем" договора от 15.04.2016 N 154/09н аренды лесного участка.
С учетом изложенного и на основании пункта 1 статьи 166, пункта 2 статьи 168 ГК РФ суд апелляционной инстанции установил, что подпункт "г" пункта 12 договора от 20.09.2011 N 154/09 аренды лесного участка, договор уступки права аренды лесного участка от 21.07.2015 и договор от 15.04.2016 N 154/09н аренды лесного участка являются ничтожными сделками, нарушающими баланс частных и публичных интересов в сфере лесопользования.
Внесение ООО "Тандем" платы за пользование указанным лесным участком не является обстоятельством, подтверждающим наличие у него права аренды этого земельного участка.
Таким образом, решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Доводы, приведенные ООО "Тандем" и Министерством в апелляционных жалобах и доводы, изложенные АО "НИИ "Экран" в отзыве, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Тандем" суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 110 АПК РФ, отказывает ему в удовлетворении заявления о взыскании с Управления Росреестра по Самарской области расходов на оплату услуг представителя в сумме 100000 руб.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ суд апелляционной инстанции взыскивает с ООО "Тандем" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., не уплаченную им по надлежащим реквизитам при подаче апелляционной жалобы.
Вопрос о возврате государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежными поручениями от 26.01.2017 N 6 и от 22.07.2017 N 10, содержащими неправильные реквизиты, может быть разрешен судом первой инстанции по соответствующему заявлению ООО "Тандем".
Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Самарской области от 10 января 2017 года по делу N А55-15725/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тандем" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2017 N 11АП-2395/2017 ПО ДЕЛУ N А55-15725/2016
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2017 г. по делу N А55-15725/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 09 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05-07.06.2017 в помещении суда апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Тандем" и Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017 по делу N А55-15725/2016 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (ИНН 6311157407, ОГРН 1156311001802), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Экран" (ИНН 6319169796, ОГРН 1136319002731), г. Самара,
об оспаривании отказа в государственной регистрации договора аренды,
в судебном заседании приняли участие:
представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Фролова О.В. (до перерыва, доверенность от 30.12.2016 12-6073),
представитель акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Экран" Титова Е.Т. (до и после перерыва, доверенность от 14.04.2017 N 25),
представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Объедкова И.В. (после перерыва, доверенность от 09.01.2017 N 05),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Тандем" Щеповских С.В. (после перерыва, доверенность от 18.04.2015),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - ООО "Тандем") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным отказа Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 11.07.2016 N 63/009/502/2016-4036 в государственной регистрации заключенного между ООО "Тандем" и Министерством лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области договора от 15.04.2016 N 154/09н аренды лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N 154, выделы 13, 14, 15 и об обязании Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировать указанный договор аренды лесного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют акционерное общество "Научно-исследовательский институт "Экран" (далее - АО "НИИ "Экран") и Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017 по делу N А55-15725/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Тандем" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению ООО "Тандем", обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Кроме того, в апелляционной жалобе ООО "Тандем" просило взыскать с Управления Росреестра по Самарской области расходы на оплату услуг представителя в сумме 100000 руб.
Министерство в своей апелляционной жалобе также просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО "Тандем". По мнению Министерства, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
АО "НИИ "Экран" в отзыве на апелляционную жалобу ООО "Тандем" указало, что требования последнего являются правомерными.
Управление Росреестра по Самарской области в отзыве апелляционные жалобы отклонило.
В судебных заседаниях представители ООО "Тандем", Министерства и АО "НИИ "Экран" просили отменить обжалованное судебное решение и удовлетворить требования, заявленные ООО "Тандем".
Представители Управления Росреестра по Самарской области в судебных заседаниях просили оставить обжалованное судебное решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании 05.06.2017 был объявлен перерыв до 07.06.2017; после перерыва судебное заседание было продолжено.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства от 11.03.2016 N 113 "Об утверждении решения о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов с арендатором, надлежащим образом исполнившим договор аренды лесного участка" между Министерством (арендодатель) и ООО "Тандем" (арендатор) заключен договор от 15.04.2016 N 154/09н аренды лесного участка площадью 2,2 га, расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N 154, выделы 13, 14, 15, кадастровый номер 63:32:0000000:10965, для осуществления рекреационной деятельности (т. 1, л.д. 80-101).
27.04.2016 ООО "Тандем" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации указанного договора аренды лесного участка.
Сообщением от 11.07.2016 N 63/009/502/2016-4036 Управление Росреестра по Самарской области отказало ООО "Тандем" в государственной регистрации указанного договора аренды лесного участка (т. 1, л.д. 53-58).
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции отказал ООО "Тандем" в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 данной статьи.
Частью 3 статьи 74 ЛК РФ установлено, что договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, заключаются на новый срок без проведения торгов в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Случаи, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 3 статьи 74 ЛК РФ, не имеют никакого отношения к рассматриваемой ситуации.
Согласно части 4 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
В части 5 статьи 74 ЛК РФ указано, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого лесного участка в указанных в части 4 данной статьи случаях при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) заключенный ранее договор аренды такого лесного участка не был расторгнут с этим гражданином или с этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 24 ЛК РФ; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 данной статьи основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, из взаимосвязанного толкования положений пункта 7 части 5, пункта 1 части 4 и пункта 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ следует, что юридическое лицо, являющееся арендатором находящегося в государственной собственности лесного участка, предоставленного в аренду без проведения торгов, имеет право на заключение нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов, если на момент заключения нового договора аренды на этом лесном участке находятся здания и (или) сооружения.
Между тем при рассмотрении настоящего дела не представлено доказательств того, что на момент заключения договора аренды лесного участка от 15.04.2016 N 154/09н на этом лесном участке находились здания и (или) сооружения.
Ввиду непредставления доказательств нахождения на указанном лесном участке зданий и (или) сооружений не имеется и оснований для применения пункта 4 части 3 статьи 73.1 ЗК РФ, согласно которому без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, заключаются в случае нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления). Пункты 1 - 3 части 3 статьи 73.1 ЗК РФ не относятся к рассматриваемой ситуации.
Таким образом, договор аренды от 15.04.2016 N 154/09н не мог быть заключен.
Кроме того, суд первой инстанции учитывает следующие обстоятельства.
На основании заключенного с Министерством договора от 20.09.2011 N 154/09 указанный земельный участок был предоставлен АО "НИИ "Экран" в аренду на срок до 17.04.2016 (т. 1, л.д. 137-143). До этого АО "НИИ "Экран" арендовало указанный земельный участок по договору аренды от 17.04.1996 N 6 с Новобуянским лесхозом (т. 1, л.д. 69-72).
По договору уступки права аренды лесного участка от 21.07.2015 АО "НИИ "Экран" уступило ООО "Тандем" права и обязанности арендатора по договору аренды от 20.09.2011 N 154/09.
Из положений статьи 72 ЛК РФ следует, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, уполномоченный орган государственной власти предоставляет лесной участок конкретному арендатору, соответственно, именно это лицо должно исполнять обязанности по договору и только на него распространяются требования, установленные, в том числе, частями 3 - 5 статьи 74 ЛК РФ.
Частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
ЛК РФ не предусмотрена уступка права аренды лесных участков.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Условие подпункта "г" пункта 12 договора от 20.09.2011 N 154/09 о том, что АО "НИИ "Экран" вправе передавать свои права и обязанности по этому договору третьим лицам противоречит основному принципу законодательного регулирования в сфере предоставления лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, согласно которому предоставление таких лесных участков в аренду и заключение новых договоров аренды осуществляется преимущественно (за исключением случаев, прямо установленных ЛК РФ) на торгах, то есть с соблюдением публичных процедур.
Данное условие договора, допускающее возможность для лица, намеревающегося получить указанный земельный участок после истечения у АО "НИИ "Экран" срока аренды по договору от 20.09.2011 N 154/09, уклониться от проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка, послужило основанием для заключения АО "НИИ "Экран" и ООО "Тандем" договора уступки права аренды лесного участка от 21.07.2015, а этот договор, в свою очередь, - для заключения между Министерством и ООО "Тандем" договора от 15.04.2016 N 154/09н аренды лесного участка.
С учетом изложенного и на основании пункта 1 статьи 166, пункта 2 статьи 168 ГК РФ суд апелляционной инстанции установил, что подпункт "г" пункта 12 договора от 20.09.2011 N 154/09 аренды лесного участка, договор уступки права аренды лесного участка от 21.07.2015 и договор от 15.04.2016 N 154/09н аренды лесного участка являются ничтожными сделками, нарушающими баланс частных и публичных интересов в сфере лесопользования.
Внесение ООО "Тандем" платы за пользование указанным лесным участком не является обстоятельством, подтверждающим наличие у него права аренды этого земельного участка.
Таким образом, решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Доводы, приведенные ООО "Тандем" и Министерством в апелляционных жалобах и доводы, изложенные АО "НИИ "Экран" в отзыве, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Тандем" суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 110 АПК РФ, отказывает ему в удовлетворении заявления о взыскании с Управления Росреестра по Самарской области расходов на оплату услуг представителя в сумме 100000 руб.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ суд апелляционной инстанции взыскивает с ООО "Тандем" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., не уплаченную им по надлежащим реквизитам при подаче апелляционной жалобы.
Вопрос о возврате государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежными поручениями от 26.01.2017 N 6 и от 22.07.2017 N 10, содержащими неправильные реквизиты, может быть разрешен судом первой инстанции по соответствующему заявлению ООО "Тандем".
Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10 января 2017 года по делу N А55-15725/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тандем" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)