Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, своего собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Уваров О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
судей: Шурловой Л.А., Калединой Е.Г.
с участием прокурора Левушкиной Е.В.
при секретаре К.А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Ставропольского края в лице полномочного представителя В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 28 апреля 2016 года по иску прокурора Апанасенковского района Ставропольского края, действующего в защиту интересов Б.Н.С. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,
установила:
Прокурор Апанасенковского района Ставропольского края, действующий в защиту интересов Б.Н.С., обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в котором просил обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Б.Н.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В ходе проверки было установлено, что Б.Н.С., **** года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. Б.Н.С. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых договорам социального найма и Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края включен в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда СК.
В настоящее время Б.Н.С. достиг совершеннолетнего возраста, и в связи с этим, снят с полного обеспечения государства, своего собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечен, зарегистрирован и проживает по адресу: <...> д. ** кв. *.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Б.Н.С. благоустроенное жилищное помещение специализированного жилого фонда Ставропольского края по договору найма.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 28 апреля 2016 года исковые требования Прокурора Апанасенковского района Ставропольского края - удовлетворены. Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Б.Н.С., **** года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Апанасенковского района Ставропольского края по нормам предоставления площади жилого помещения.
В апелляционной жалобе полномочный представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать. Указал, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что Б.Н.С. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда лишь 29.08.2014 г. и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером 809. Тогда как, согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности. Первоочередное предоставление Б.Н.С. жилого помещения нарушит конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Б.Н.С. По мнению, заявителя жалобы судом при принятии решения не в полном объеме исследованы нормы, предусмотренные законодательством.
Возражения на апелляционную жалобу ответчика не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав процессуального истца прокурора Левушкину Е.В. об отсутствии оснований к отмене либо изменению решения суда, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, иск прокурора заявлен в интересах Б.Н.С., **** года рождения. Указанный статус Б.Н.С. подтверждается свидетельством о смерти отца Б.С., умершего 23.05.1995 г., мать - Б.Н.И., **** года рождения, инвалид 2 группы нетрудоспособна, справка серия СМЭ - 2007 N 4792149. Постановлением Главы муниципального образования с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края N 61 от 25.06.2004 г. опекуном над несовершеннолетним Б.Н.С. был назначен брат К.А.А. с 25.06.2004 г. по 13.04.2009 г.
Постановлением администрации муниципального образования села А. района Ставропольского края N 174-п от 15.07.2013 г. Б.Н.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Решением Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 27.03.2014 г., вступившим в законную силу, установлен факт, что Б.Н.С., **** года рождения, <...>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время Б.Н.С. зарегистрирован и проживает по адресу: <...> д. ** кв. *. и согласно Уведомления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 30.04.2013 г. N 26-0-103/4001/2013-649 не имеет в собственности жилого помещения.
Заявитель 29.08.2014 обратился о включении в сводных список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору специализированного найма и Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края Б.Н.С. включен в такой сводный список.
В силу вышеуказанной нормы закона в случае отсутствия незаселенных жилых помещений или жилых помещений необходимой общей жилой площади по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края, с письменного согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе Ставропольского края.
Законом Ставропольского края N 6-кз от 06.02.2015 г. "О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или по договору социального найма Б.Н.С. не имеет. Также участвующими в деле лицами не оспаривалась нуждаемость Б.Н.С. в жилом помещении.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что на время рассмотрения спора Б.Н.С. специализированным жилым помещением не обеспечен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Б.Н.С. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013 г. N 240-п утвержден порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание.
Нормами Жилищного кодекса РФ, ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Ставропольского края.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 28 апреля 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-5563/2016
Требование: О предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, своего собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. по делу N 33-5563/2016
Судья Уваров О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
судей: Шурловой Л.А., Калединой Е.Г.
с участием прокурора Левушкиной Е.В.
при секретаре К.А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Ставропольского края в лице полномочного представителя В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 28 апреля 2016 года по иску прокурора Апанасенковского района Ставропольского края, действующего в защиту интересов Б.Н.С. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,
установила:
Прокурор Апанасенковского района Ставропольского края, действующий в защиту интересов Б.Н.С., обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в котором просил обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Б.Н.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В ходе проверки было установлено, что Б.Н.С., **** года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. Б.Н.С. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых договорам социального найма и Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края включен в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда СК.
В настоящее время Б.Н.С. достиг совершеннолетнего возраста, и в связи с этим, снят с полного обеспечения государства, своего собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечен, зарегистрирован и проживает по адресу: <...> д. ** кв. *.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Б.Н.С. благоустроенное жилищное помещение специализированного жилого фонда Ставропольского края по договору найма.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 28 апреля 2016 года исковые требования Прокурора Апанасенковского района Ставропольского края - удовлетворены. Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Б.Н.С., **** года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Апанасенковского района Ставропольского края по нормам предоставления площади жилого помещения.
В апелляционной жалобе полномочный представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать. Указал, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что Б.Н.С. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда лишь 29.08.2014 г. и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером 809. Тогда как, согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности. Первоочередное предоставление Б.Н.С. жилого помещения нарушит конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Б.Н.С. По мнению, заявителя жалобы судом при принятии решения не в полном объеме исследованы нормы, предусмотренные законодательством.
Возражения на апелляционную жалобу ответчика не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав процессуального истца прокурора Левушкину Е.В. об отсутствии оснований к отмене либо изменению решения суда, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, иск прокурора заявлен в интересах Б.Н.С., **** года рождения. Указанный статус Б.Н.С. подтверждается свидетельством о смерти отца Б.С., умершего 23.05.1995 г., мать - Б.Н.И., **** года рождения, инвалид 2 группы нетрудоспособна, справка серия СМЭ - 2007 N 4792149. Постановлением Главы муниципального образования с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края N 61 от 25.06.2004 г. опекуном над несовершеннолетним Б.Н.С. был назначен брат К.А.А. с 25.06.2004 г. по 13.04.2009 г.
Постановлением администрации муниципального образования села А. района Ставропольского края N 174-п от 15.07.2013 г. Б.Н.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Решением Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 27.03.2014 г., вступившим в законную силу, установлен факт, что Б.Н.С., **** года рождения, <...>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время Б.Н.С. зарегистрирован и проживает по адресу: <...> д. ** кв. *. и согласно Уведомления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 30.04.2013 г. N 26-0-103/4001/2013-649 не имеет в собственности жилого помещения.
Заявитель 29.08.2014 обратился о включении в сводных список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору специализированного найма и Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края Б.Н.С. включен в такой сводный список.
В силу вышеуказанной нормы закона в случае отсутствия незаселенных жилых помещений или жилых помещений необходимой общей жилой площади по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края, с письменного согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе Ставропольского края.
Законом Ставропольского края N 6-кз от 06.02.2015 г. "О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или по договору социального найма Б.Н.С. не имеет. Также участвующими в деле лицами не оспаривалась нуждаемость Б.Н.С. в жилом помещении.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что на время рассмотрения спора Б.Н.С. специализированным жилым помещением не обеспечен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Б.Н.С. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013 г. N 240-п утвержден порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание.
Нормами Жилищного кодекса РФ, ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Ставропольского края.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 28 апреля 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)