Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2017 N 19АП-5232/2017 ПО ДЕЛУ N А35-9052/2016

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2017 г. по делу N А35-9052/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Ушаковой И.В.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
- от Комитета по управлению имуществом Курской области: Каюна А.Д., представителя по доверенности N 02.2-01-20/420 от 18.01.2017;
- от областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Железногорский горно-металлургический колледж": Полянской Л.А., представителя по доверенности N 19/04 от 07.08.2017;
- от Администрации города Железногорска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Железногорска на решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 по делу N А35-9052/2016 (судья Масютина Н.С.), по исковому заявлению областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Железногорский горно-металлургический колледж" (ОГРН 1024601221611, ИНН 4633003687), Комитета по управлению имуществом Курской области (ОГРН 1024600947502, ИНН 4629011325) к Администрации города Железногорска (ОГРН 1024601221127, ИНН 4633006046) об обязании принять здание в муниципальную собственность,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области,

установил:

областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Железногорский горно-металлургический колледж" (далее также - истец, ОБПОУ "ЖГМК") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации города Железногорска (далее также - ответчик) об обязании принять в муниципальную собственность жилое здание (общежитие) общей площадью 6 943, 8 кв. м, расположенное по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Л. Голенькова, д. 6А, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
20.12.2016 определением суда к участию в деле в качестве соистца привлечен Комитет по управлению имуществом Курской области.
03.04.2017 определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 по делу N А35-9052/2016 исковые требования Областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Железногорский горно-металлургический колледж", Комитета по управлению имуществом Курской области удовлетворены.
Администрация города Железногорска, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда от 16.06.2017 по делу N А35-9052/2016 оставить без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
В представленном суду апелляционной инстанции через электронный сервис "Мой Арбитр" отзыве на апелляционную жалобу Комитет по управлению имуществом Курской области указал, что решение суда является законным и обоснованным, просил суд апелляционной инстанции оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Администрации города Железногорска и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
До начала судебного заседания через канцелярию суда от Администрации города Железногорска поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 29.08.2017, представитель Комитета по управлению имуществом Курской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, ссылаясь на то, что обжалуемое решение является законным, просил суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Железногорский горно-металлургический колледж" также с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил суд апелляционной инстанции оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и отзывах на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей Администрации города Железногорска и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об оставлении решения Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Курская область на здание общежития, кадастровый номер 46:30:000040:717, площадью 6 943, 8 кв. м, расположенное по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Л. Голенькова, д. 6А.
В соответствии с распоряжением Администрации Курской области N 408-ра от 23.05.2013 "О реорганизации областных бюджетных образовательных учреждений профессионального образования" вышеуказанное здание общежития, входящее в состав имущественного комплекса областного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища N 18, было передано истцу.
23.03.2015 за истцом в ЕГРП зарегистрировано право оперативного управления на здание общежития.
В обоснование заявленного требования истец указал на отсутствие необходимости в спорном общежитии, поскольку с 2013 года в нем проживают граждане, работающие в муниципальных предприятиях и организациях г. Железногорска и заселенные по ходатайствам городской и районной администраций.
На содержание общежития истец вынужден тратить средства, не предусмотренные сметой на его содержание.
ОБПОУ "ЖГМК" письмом N 02-26/104 от 04.02.2014 обратилось к ответчику с просьбой инициировать на заседании городской Думы рассмотрение вопроса о передаче спорного общежития в муниципальную собственность г. Железногорска.
31.07.2013 произведен осмотр общежития, расположенного по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Л. Голенькова, д. 6А, о чем составлен акт осмотра общежития.
В ответе N С/13/30-297 от 21.02.2014 ответчик сообщил, что готов рассмотреть вопрос о принятии спорного общежития в муниципальную собственность после устранения замечаний, указанных в акте от 31.07.2013, а именно: выполнение ремонтных работ и заключение договоров социального найма с нанимателями комнат.
Истцом в адрес ответчика 22.08.2016 была направлена претензия с просьбой принять в муниципальную собственность спорное здание общежития.
Ответчик в письме N С/13-1818 от 14.09.2016, ссылаясь на необходимость проведения работ по оформлению перепланировки помещений здания общежития согласно требованиям действующего законодательства, либо приведения указанных помещений в прежнее состояние в соответствии с техническим паспортом, сообщил истцу, что готов рассмотреть вопрос о принятии спорного общежития в муниципальную собственность после устранения вышеуказанных замечаний.
Поскольку Администрация города Железногорска уклонилась от принятия здания общежития в муниципальную собственность, ОБПОУ "ЖГМК" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 212 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 9 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с названным Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
То есть, при наличии предусмотренных указанной нормой оснований, имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Согласно статье 50 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, распоряжениями главы Администрации г. Железногорска гражданам г. Железногорска выдавались разрешения на вселение в спорное здание общежития, происходило распределение комнат в общежитии (том 2 л.д. 108-113), с жильцами общежития заключены договора найма жилых помещений (том 1 л.д. 147-158).
Материалами дела подтверждается, что спорное здание общежития используется для постоянного проживания граждан г. Железногорска, а не учащихся ОБПОУ "ЖГМК", то есть общежитие служит для выполнения полномочий, возложенных на Администрацию г. Железногорска.
При таких обстоятельствах и в силу прямого указания законодательства РФ суд обоснованно пришел к выводу о том, что здание общежития подлежит передаче в муниципальную собственность.
Ссылка ответчика на перепланировку и изменение помещений в спорном здании общежития, нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации при эксплуатации здания общежития не может служить основанием для отказа Администрации г. Железногорска в принятии спорного здания в муниципальную собственность ввиду вышеизложенного.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на оценку обоснованности и законности судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении государственной пошлины судом не решается, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 по делу N А35-9052/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Железногорска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.Ю.ЩЕРБАТЫХ

Судьи
И.В.УШАКОВА
Л.А.СЕРЕГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)