Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - Назанская М.В., доверенность от 17.09.2008 г.,
от ответчика - Бузоверов В.М., доверенность от 06.02.2009 г. N 23, Михайлова Н.П., доверенность от 11.01.2009 г. N 1,
от третьих лиц:
- ФГУ "Жадовский лесхоз" - не явился, извещен,
- ФГУ "Барышский лесхоз" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 февраля 2009 г., в зале N 6, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2008 года по делу N А72-6064/2008 (судья Семенова М.А.),
по заявлению ИП Чванова Н.А.
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области
третьи лица:
ФГУ "Жадовский лесхоз"
ФГУ "Барышский лесхоз"
о признании незаконным бездействия,
Индивидуальный предприниматель Чванов Николай Андреевич (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд Ульяновской области к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области (далее - ответчик, Министерство), с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решений о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006 г., заключенных с ФГУ "Жадовский лесхоз" и ФГУ "Барышский лесхоз", а также об обязании ответчика принять такие решения.
Определением от 13.10.2008 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУ "Жадовский лесхоз" и ФГУ "Барышский лесхоз".
Решением суда от 20 октября 2008 года признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, выражающееся в непринятии решения о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006 г., заключенных с ФГУ "Жадовский лесхоз" и ФГУ "Барышский лесхоз". Ответчик обязан принять решения о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006 г., заключенных с ФГУ "Жадовский лесхоз" и ФГУ "Барышский лесхоз".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что согласно ст. 32 Лесного кодекса РФ 1996 года договор аренды участка лесного фонда считается заключенным с момента государственной регистрации. Поскольку заявитель до вступления в силу нового Лесного кодекса не принял каких-либо мер по регистрации вышеуказанных договоров, они не считаются заключенными, следовательно, каких-либо отношений между Предпринимателем и органами лесного хозяйства не возникло.
Кроме того, Министерство считает, что Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 г. N 268, предусматривает переоформление договоров лицам, уже использующих соответствующие участки лесного фонда по заключенным договорам, тогда как заявитель не мог пользоваться данными участками лесного фонда по незаключенным договорам. Следовательно, Министерство не имело правовых оснований для переоформления вышеуказанных договоров.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили ее удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц заявителя в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что 12.09.2006 г. Агентством лесного хозяйства по Ульяновской области проведен лесной конкурс, по результатам которого, согласно протокола от 12.09.2006 г. N 10, победителем признан заявитель, который выиграл право аренды сроком на 10 лет участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, расположенных в кварталах 55-80 Малохомутерского лесничества на площади 2884 га, в кварталах 52-73 Барышского лесничества на площади 2 195 га ФГУ "Барышский лесхоз"; в кварталах 4-7, 10-19, 25, 31 Жадовского лесничества на площади 1.747 га ФГУ "Жадовский лесхоз" (л.д. 10-12).
27.09.2006 г. заявителем заключены договоры аренды вышеназванных участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства с ФГУ "Жадовский лесхоз" и ФГУ "Барышский лесхоз" на срок 10 лет, которые согласно разделу УП Договоров, вступают в силу с момента регистрации в УФРС по Ульяновской области (л.д. 14-17, 18-21).
14.05.2007 г. Предприниматель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области с заявлениями о регистрации договоров аренды.
01.06.2007 г. сообщениями N 01/179/2007-004, N 01/179/2007-006 заявителю отказало в государственной регистрации договоров, в связи с тем, что согласно изменениям, внесенным в ст. 130 ГК РФ Федеральным законом от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", участки лесного фонда и многолетние насаждения не являются объектами недвижимого имущества, и государственная регистрация прав, ограничений (обременении) прав на участки лесного фонда, многолетние насаждения, а также сделок с ними с 08.12.2006 г. не осуществляется (л.д. 23, 24).
Предприниматель 10.06.2008 г., ссылаясь на ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 г. N 268 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ", обратился к ответчику с заявлением, в котором просил привести в соответствие с Лесным кодексом РФ заключенные 27.09.2006 г. с ФГУ "Жадовский лесхоз" и ФГУ "Барышский лесхоз" договоры аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства.
Соответствующего решения ответчиком не принято, в адрес заявителя не направлено.
Считая бездействие Министерства незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В статье 4 Гражданского кодекса РФ установлено общее правило, в соответствии с которым правовые акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В порядке исключения действие закона может распространяться и на отношения, возникшие до введения его в действие, но только тогда, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Лесной кодекс применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие.
Вместе с тем, ст. 4 этого Закона прямо предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 1 января 2009 г.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (п. 2).
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 6).
Приказом Министерства природных ресурсов от 04.10.2007 г. N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении) (п. 2).
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в Московской области - в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (далее - уполномоченный орган) (п. 3).
Срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения (п. 6).
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (п. 7).
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком (п. 9).
Споры, возникающие при приведении договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (заключении договора аренды лесного участка, договора безвозмездного срочного пользования), рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12).
Доводы подателя жалобы о том, что отношения между Предпринимателем и органами лесного хозяйства не возникли в силу отсутствия государственной регистрации договоров аренды участков лесного фонда от 27.09.2006 г. до введения в действие Лесного кодекса РФ, и Порядок распространяется лишь на договора, прошедшие государственную регистрацию, суд апелляционной инстанции признает необоснованными.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Исходя из этого определения, акт государственной регистрации не является юридическим фактом, из которого возникает правоотношение.
Моментом возникновения гражданско-правовых отношений в данном случае является момент проведения конкурса на заключение договоров аренды (сентябрь 2006 г.).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что результаты лесного конкурса не оспорены, договоры заключены по результатам конкурса в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством; сроков для регистрации договоров аренды действующее законодательство не содержит, и УФРС по Ульяновской области отказано заявителю в государственной регистрации указанных договоров; на момент обращения Предпринимателя в Министерство (10.06.2008 г.) срок для приведения договоров аренды в соответствие с Лесным кодексом РФ не истек.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Министерство должно было привести в соответствие с Лесным кодексом РФ договоры аренды от 27.09.2006 г.
Вместе с тем судом установлено, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что решение по результатам рассмотрения заявления Предпринимателя от 10.06.2008 г. о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ договоров аренды лесных участков ответчиком принято не было, следовательно Министерством допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования заявителя в полном объеме.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2008 года по делу N А72-6064/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.02.2009 N 11АП-8524/2008 ПО ДЕЛУ N А72-6064/2008
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2009 г. по делу N А72-6064/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - Назанская М.В., доверенность от 17.09.2008 г.,
от ответчика - Бузоверов В.М., доверенность от 06.02.2009 г. N 23, Михайлова Н.П., доверенность от 11.01.2009 г. N 1,
от третьих лиц:
- ФГУ "Жадовский лесхоз" - не явился, извещен,
- ФГУ "Барышский лесхоз" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 февраля 2009 г., в зале N 6, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2008 года по делу N А72-6064/2008 (судья Семенова М.А.),
по заявлению ИП Чванова Н.А.
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области
третьи лица:
ФГУ "Жадовский лесхоз"
ФГУ "Барышский лесхоз"
о признании незаконным бездействия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Чванов Николай Андреевич (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд Ульяновской области к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области (далее - ответчик, Министерство), с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решений о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006 г., заключенных с ФГУ "Жадовский лесхоз" и ФГУ "Барышский лесхоз", а также об обязании ответчика принять такие решения.
Определением от 13.10.2008 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУ "Жадовский лесхоз" и ФГУ "Барышский лесхоз".
Решением суда от 20 октября 2008 года признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, выражающееся в непринятии решения о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006 г., заключенных с ФГУ "Жадовский лесхоз" и ФГУ "Барышский лесхоз". Ответчик обязан принять решения о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006 г., заключенных с ФГУ "Жадовский лесхоз" и ФГУ "Барышский лесхоз".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что согласно ст. 32 Лесного кодекса РФ 1996 года договор аренды участка лесного фонда считается заключенным с момента государственной регистрации. Поскольку заявитель до вступления в силу нового Лесного кодекса не принял каких-либо мер по регистрации вышеуказанных договоров, они не считаются заключенными, следовательно, каких-либо отношений между Предпринимателем и органами лесного хозяйства не возникло.
Кроме того, Министерство считает, что Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 г. N 268, предусматривает переоформление договоров лицам, уже использующих соответствующие участки лесного фонда по заключенным договорам, тогда как заявитель не мог пользоваться данными участками лесного фонда по незаключенным договорам. Следовательно, Министерство не имело правовых оснований для переоформления вышеуказанных договоров.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили ее удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц заявителя в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что 12.09.2006 г. Агентством лесного хозяйства по Ульяновской области проведен лесной конкурс, по результатам которого, согласно протокола от 12.09.2006 г. N 10, победителем признан заявитель, который выиграл право аренды сроком на 10 лет участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, расположенных в кварталах 55-80 Малохомутерского лесничества на площади 2884 га, в кварталах 52-73 Барышского лесничества на площади 2 195 га ФГУ "Барышский лесхоз"; в кварталах 4-7, 10-19, 25, 31 Жадовского лесничества на площади 1.747 га ФГУ "Жадовский лесхоз" (л.д. 10-12).
27.09.2006 г. заявителем заключены договоры аренды вышеназванных участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства с ФГУ "Жадовский лесхоз" и ФГУ "Барышский лесхоз" на срок 10 лет, которые согласно разделу УП Договоров, вступают в силу с момента регистрации в УФРС по Ульяновской области (л.д. 14-17, 18-21).
14.05.2007 г. Предприниматель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области с заявлениями о регистрации договоров аренды.
01.06.2007 г. сообщениями N 01/179/2007-004, N 01/179/2007-006 заявителю отказало в государственной регистрации договоров, в связи с тем, что согласно изменениям, внесенным в ст. 130 ГК РФ Федеральным законом от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", участки лесного фонда и многолетние насаждения не являются объектами недвижимого имущества, и государственная регистрация прав, ограничений (обременении) прав на участки лесного фонда, многолетние насаждения, а также сделок с ними с 08.12.2006 г. не осуществляется (л.д. 23, 24).
Предприниматель 10.06.2008 г., ссылаясь на ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 г. N 268 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ", обратился к ответчику с заявлением, в котором просил привести в соответствие с Лесным кодексом РФ заключенные 27.09.2006 г. с ФГУ "Жадовский лесхоз" и ФГУ "Барышский лесхоз" договоры аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства.
Соответствующего решения ответчиком не принято, в адрес заявителя не направлено.
Считая бездействие Министерства незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В статье 4 Гражданского кодекса РФ установлено общее правило, в соответствии с которым правовые акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В порядке исключения действие закона может распространяться и на отношения, возникшие до введения его в действие, но только тогда, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Лесной кодекс применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие.
Вместе с тем, ст. 4 этого Закона прямо предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 1 января 2009 г.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (п. 2).
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 6).
Приказом Министерства природных ресурсов от 04.10.2007 г. N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении) (п. 2).
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в Московской области - в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (далее - уполномоченный орган) (п. 3).
Срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения (п. 6).
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (п. 7).
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком (п. 9).
Споры, возникающие при приведении договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (заключении договора аренды лесного участка, договора безвозмездного срочного пользования), рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12).
Доводы подателя жалобы о том, что отношения между Предпринимателем и органами лесного хозяйства не возникли в силу отсутствия государственной регистрации договоров аренды участков лесного фонда от 27.09.2006 г. до введения в действие Лесного кодекса РФ, и Порядок распространяется лишь на договора, прошедшие государственную регистрацию, суд апелляционной инстанции признает необоснованными.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Исходя из этого определения, акт государственной регистрации не является юридическим фактом, из которого возникает правоотношение.
Моментом возникновения гражданско-правовых отношений в данном случае является момент проведения конкурса на заключение договоров аренды (сентябрь 2006 г.).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что результаты лесного конкурса не оспорены, договоры заключены по результатам конкурса в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством; сроков для регистрации договоров аренды действующее законодательство не содержит, и УФРС по Ульяновской области отказано заявителю в государственной регистрации указанных договоров; на момент обращения Предпринимателя в Министерство (10.06.2008 г.) срок для приведения договоров аренды в соответствие с Лесным кодексом РФ не истек.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Министерство должно было привести в соответствие с Лесным кодексом РФ договоры аренды от 27.09.2006 г.
Вместе с тем судом установлено, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что решение по результатам рассмотрения заявления Предпринимателя от 10.06.2008 г. о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ договоров аренды лесных участков ответчиком принято не было, следовательно Министерством допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования заявителя в полном объеме.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2008 года по делу N А72-6064/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)