Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 10.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-39767/2017

Требование: О признании незаконным действия, признании изначального права состоять на жилищном учете по категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании предоставить жилую площадь по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обстоятельства: Включенному в программу обеспечения жильем истцу в установленный период ни одного варианта жилого помещения предложено не было, в дополнение к занимаемой площади были предложены площади в виде комнат, однако доступа к комнатам предоставлено не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2017 г. по делу N 33-39767


Судья первой инстанции: Алексеев Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего: судьи Горновой М.В.
судей Казаковой О.Н., Быковской Л.И.
при секретаре Ч.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казаковой О.Н.
дело по апелляционной жалобе К.И.
на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2017 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований К.И. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным действия, признании изначального права состоять на жилищном учете по категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании предоставить жилую площадь по договору социального найма - отказать,
установила:

К.И. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным действия, признании изначального права состоять на жилищном учете по категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании предоставить жилую площадь по договору социального найма, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
В обоснование своих требований истец указал, что в 1987 году К.И. и его дочь К.О., проживающие в 2-комнатной квартире, площадью 40,6 по адресу:, были приняты на учет для приобретения кооперативной жилой площади согласно Решению исполкома Севастопольского райсовета Москвы от 10.06.1987 N 3402. В 1990 г. К.И. был включен в "общую" очередь на предоставление государственного жилого помещения, поскольку обеспеченность жилой площадью на одного человека, проживающего по вышеуказанному адресу составляла менее 5 кв. м. Проживающие по вышеуказанному адресу семья К.В., имеющая право на жилищную льготу, была включена в отдельную очередь первоочередников по льготе "одинокая мать" на предоставление государственного жилого помещения, что подтверждается Решением исполкома Севастопольского райсовета Москвы от 25.05.1990 N 2245. Дело жилищного учета N 1190-328 было заведено на ответственного квартиросъемщика К.М. В 1990 году К.В. была принята на учет для приобретения кооперативной жилой площади по месту работы и месту жительства. После прекращения обеспечения граждан жилыми помещениями в домах ЖСК с 2003 г. К.И. и семья К.В. продолжали стоять в разных очередях на предоставление государственного жилого помещения: К.И. - в "общей" очереди, а семья К.В. - в отдельной очереди первоочередников по льготе "одинокая мать". Так в 2008 году К.И. был включен вместе в семьей первоочередников семьи К.В. в Программу обеспечения жилыми помещениями в 2008 - 2010 г.г., утвержденную Правительством Москвы 26.08.2008 г. Согласно разъяснениям Начальника Отдела ревизий и проверок ДЖП и ЖФ г. Москвы от 02.10.2008 N ДЖ-К-13157/8 (0,1), размер жилого помещения, предоставляемого семье К.В. из 2-х человек с учетом занимаемой площади должен быть равен 33,4 кв. м общей площади, что соответствует площади малогабаритной однокомнатной квартиры. Включенному в Программу обеспечения К.И. в установленный Правительством Москвы период с 2008 - 2010 г.г. ни одного варианта жилого помещения предложено не было. В последующие 3 года, какого-либо варианта жилой площади предложено не было. 21.04.2014 г. в дополнение к занимаемой площади были предложены площади в виде комнат в квартирах, 2/3 доли в которых находится в личной собственности других граждан, однако доступа к комнатам предоставлено не было.
Истец с учетом уточненных требований просит суд признать незаконными действия Департамента городского имущества г. Москвы, обязании предоставить жилую площадь по договору социального найма и признании на изначальное право состоять на жилищном учете по категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. в ходе рассмотрения дела стало известно, что Департамент городского имущества г. Москвы перевел К.И. и семью К.В. в составе 2-х человек (она и сын - К.А.) с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Истец К.И. в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо К.В. в судебное заседание явилась, поддержала уточненные исковые требования истца.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит К.И. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1. ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца К.И., представителя ответчика З., третье лицо К.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
На основании ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В силу ч. 1 ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, и нуждающимся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ установлен Законом г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п. 10 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат.
В силу п. 4 ст. 23 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма требования граждан, состоящих на жилищном учете как одна семья, о предоставлении двух и более жилых помещений как разным семьям удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 4 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", жители города Москвы, указанные в части 1 настоящей статьи, имевшие право на жилищные льготы до вступления настоящего Закона в силу, сохраняют свое право на первоочередное или внеочередное обеспечение жилыми помещениями, если они представили до 1 марта 2005 года в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы документы, подтверждающие соответствующее право, и на момент предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого помещения сохраняют основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот.
Судом установлено, что К.И. в составе семьи из 3 человек (он, сестра - К.В., сын сестры - К.А.) зарегистрированы в двухкомнатной квартире площадью жилого помещения 40,6 кв. м, жилой площадью 24,8 кв. м по адресу:
Решением исполкома Севастопольского райсовета от 25 мая 1990 года N 2245 семья К.И. в составе 5-ти человек (он, мать - К.М., дочь - К.О., сестра - К.В., сын сестры - К.А.) была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий: 3 человека (он, мать, дочь) - на общих основаниях; 2 человека (сестра и ее сын) - по категории "одинокие матери", в рамках одного учетного дела N 56-01-956370-1990-0328.0.
К.О. выбыла в 2000 году.
К.М. умерла в году.
В связи с подходом очереди, семья К.И. из 3 человек (он, сестра, сын сестры) была включена в программу обеспечения жилой площадью на 2008 год.
В соответствии с действующим жилищным законодательством при улучшении жилищных условий учитываются все жилые помещения, находящиеся на праве собственности и пользования у членов семьи очередника, а также в течение 5 лет учитываются действия, ведущие к ухудшению жилищных условий, в том числе расторжение брака.
В ходе работы в 2008 - 2009 годах по обеспечению жилой площадью данной семьи было установлено, что К.И. расторг брак в 2007 году, что является действием, повлекшим ухудшение жилищных условий. Бывшая жена - К.Л., одна, занимает на праве собственности однокомнатную квартиру площадью жилого помещения 41,6 кв. м, жилой площадью 20,9 кв. м по адресу;.
Общественная жилищная комиссия Юго-Западного административного округа (протокол N 17 от 05.05.2009) рекомендовала исключить семью из программы обеспечения жилой площадью на 2009 - 2010 годы.
Комиссия по жилищным вопросам Правительства Москвы (протокол N 644 от 03.06.2009) решила согласиться с рекомендацией общественной жилищной комиссии Юго-Западного административного округа от 05.05.2009.
Распоряжением префекта Юго-Западного административного округа от 08.07.2009 N 1370-РЖ семья К.И. была выведена из плана обеспечения жилой площадью на основании п. 4 ст. 10 и п. 5, 6.2 ст. 21 Закона города Москвы 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии с обращением прокуратуры Юго-Западного административного округа в интересах семьи К.В. Черемушкинским районным судом 03.06.2010 было принято решение обязать префектуру Юго-Западного административного округа устранить нарушения в отношении семьи К.В., восстановив семью в составе трех человек (она, сын - К.А., брат - К.И.) в плане обеспечения жилой площадью в соответствии с очередностью.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12.04.2011 данное решение оставлено без изменения.
Далее установлено, что в 2011 году К.И. на семью из трех человек, из имеющегося ресурса жилой площади, были предложены три варианта жилых помещений (на выбор), с освобождением занимаемой площади (с учетом площади, имеющейся в собственности у бывшей жены К.В.): двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 55,7 кв. м, жилой площадью 27,9 кв. м, в доме-новостройке по адресу:; двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 51,9 кв. м, жилой площадью 30,4 кв. м, в доме-новостройке по адресу:; двухкомнатная квартира за выбытием граждан площадью жилого помещения 55,6 кв. м (общей площадью 50,8 кв. м), жилой площадью 28,9 кв. м, по адресу:.
В своем обращении от 28.12.2011 N ГГГ-56-6927/1 семья К.В. в составе 2-х человек (она, сын - К.А.) и К.И. дали согласие на предоставление двухкомнатной квартиры по адресу:, в дополнение к занимаемой площади. К.В. были даны письменные разъяснения о невозможности такого варианта, в связи со значительным превышением нормы предоставления на семью данного состава и данной численности.
В 2012 году семье К.В. были предложены (письмо с уведомлением от 24.05.2012 N 2113 исх.), с освобождением занимаемой площади: двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 63,8 кв. м, жилой площадью 33,4 кв. м, в доме-новостройке по адресу:; трехкомнатная квартира площадью жилого помещения 71,4 кв. м, жилой площадью 43,6 кв. м, в доме-новостройке по адресу:.
Согласие ни на один из предложенных вариантов от семьи не поступило.
Согласно п. п. 3, 4 статьи 21 вышеуказанного Закона гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предлагается в общей сложности 5 вариантов жилых помещений.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 21.06.2012 N Р56-8479 К.В. на семью из 3-х человек (она, сын, брат - К.И.) была предоставлена трехкомнатная квартира площадью жилого помещения 71,4 кв. м, жилой площадью 43,6 кв. м в доме-новостройке, расположенном по адресу:, как последний вариант.
В соответствии с письмами от 21.06.2012 N 2338-5, от 23.09.2012 N 56-ПГ-2915/2-(1), от 28.09.2012 N 56-ПГ-2915/2-(4)-1 семья была приглашена в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Юго-Западном административном округе для заключения договора социального найма на предоставленную квартиру, а также проинформирована, что в случае отказа от заключения договора социального найма на предоставленную квартиру семья будет снята с жилищного учета в установленном порядке согласно ст. 41 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей Москвы на жилые помещения" без предоставления жилой площади.
В установленные сроки семья К.И. не заключила договора социального найма на предоставленную квартиру.
В соответствии со ст. 41 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей Москвы на жилые помещения" пунктом 2 Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 10.10.2012 N Р56-13881 семья К.И. в составе 3 человек была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий без предоставления жилого помещения, о чем были проинформированы письмом от 11.10.2012 N 5236-5.
В 2013 году в ходе прокурорской проверки был выявлен факт незаконного снятия с жилищного учета семьи К.В. в составе 2-х человек (она и сын - К.А.) и К.И.
В связи с Представлением прокуратуры г. Москвы от 29.07.2013 7/32-2496-2009/96468 "Об устранении нарушений жилищного законодательства":
Отменен пункт 2 Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 10.10.2012 N Р56-13881 о снятии с жилищного учета семьи К.В. из 3-х человек (она, сын - К.А., брат - К.И.).
Постановлено - считать семью К.В. из 3-х человек (она, сын - К.А., брат - К.И.) состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1990 года.
Согласно ст. 57 ЖК РФ, ст. 17 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении прав жителей г. Москвы на жилые помещения", а также положением Государственной программы города Москвы "Жилище" на 2012 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 454-ПП, жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет нуждающихся.
В соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении прав жителей г. Москвы на жилые помещения" вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний; гражданам.
Поскольку семья К.И. в составе 3-х человек (он, сестра К.В., сын сестры - К.А.) к указанным категориям граждан не относится, суд пришел к выводу об отсутствии оснований к получению жилья во внеочередном порядке.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции руководствовался указанными нормами права и пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные К.И. требования удовлетворению не подлежат.
Установлено, что по состоянию на 22.09.2016 г. номер очереди семьи истца по Москве - 842, номер очереди на городскую программу по заключению договора социального найма - 637.
Признавая, что отсутствуют основания для признания изначального права состоять на жилищном учете по категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходил из положений п. 4 ст. 23 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", согласно которым, при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма требования граждан, состоящих на жилищном учете как одна семья, о предоставлении двух и более жилых помещений как разным семьям удовлетворению не подлежат.
Не принимая во внимание доводы истца о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить жилую площадь по договору социального найма, суд указал, что в настоящий момент, в отношении семьи истца Департаментом городского имущества г. Москвы решение о предоставлении его семье жилого помещения по договору социального найма не принималось, оснований для получения жилья во внеочередном порядке не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонта и реконструкции не подлежат (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), пункт 3 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 настоящего Кодекса Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Семья К.И. в составе 3-х человек (он, сестра К.В., сын сестры - К.А.) к указанным категориям граждан не относится.
Судом учтено, что требования истца, заявленные к ДГИ г. Москвы, о предоставлении ему квартиры отдельно от семьи К.В. не соответствуют положениям ч. 4 ст. 23 вышеуказанного Закона г. Москвы.
В силу требований ч. 1 ст. 67 ГПК РФ оценка доказательств осуществляется судом, который оценивает их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их в совокупности в соответствии с правилами ч. 4 ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных истцом исковых требований.
Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют те, что явились основанием к отказу в предоставлении по договору социального найма во внеочередном порядке жилого помещения; были предметом проверки и оценки; выводы суда отражены в мотивировочной части решения, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Указание в апелляционной жалобе на то, что настоящее дело было рассмотрено судом в незаконном составе (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), по тому основанию, что определение о подготовке дела к судебному разбирательству в порядке ст. ст. 147 - 150 ГПК РФ вынес один судья, а о назначении дела к судебному разбирательству в порядке ст. 153 ГПК другой несостоятельно, поскольку рассмотрение по существу данного гражданского дела в суде первой инстанции осуществлено одним и тем же судьей.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не было проведено предварительное судебное заседание, не влечет отмену решения суда, поскольку проведение предварительного судебного заседания по настоящему делу в силу положений ст. 150, 152 ГПК РФ обязательным не являлось.
Спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Костенко И.И. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)