Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу как инвалиду предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты, при этом денежные средства на счет продавца по договору купли-продажи жилого помещения не перечислены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Кириллова В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2016 г. гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Маймаева А.У. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании денежных средств, возложении обязанности совершить определенные действия
по кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мацаевой Т.В. на решение Центрального районного суда г. Читы от 6 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 2 декабря 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по доверенности Калиновой К.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с иском в интересах Маймаева А.У. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании денежных средств, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора Забайкальского края указал, что на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 28 ноября 2014 г. N 1376 Маймаеву А.У. как инвалиду второй группы, предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в размере 570924 руб. в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
С целью реализации предоставленной меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета Маймаевым А.У. и Маймаевой В.И. 25 апреля 2015 г. заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...>, с Михайловой Л.А. и Михайловым Д.М.
В соответствии с п. 3.1 заключенного договора, а также дополнительного соглашения к нему от 19 мая 2015 г., стоимость квартиры составляет 2000000 руб., из которой денежная сумма в размере 570924 руб. оплачивается за счет средств федерального бюджета по предоставленной мере социальной поддержки по обеспечению жильем путем перечисления денежных средств на счет продавца Михайловой Л.А.
Зарегистрированный 30 апреля 2015 г. в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю договор купли-продажи квартиры поступил в Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края 12 мая 2015 г.
Перечисление денежных средств по предоставленной мере социальной поддержки по обеспечению жильем на лицевой счет продавца Михайловой Л.А. со стороны Министерства социальной защиты населения Забайкальского края (являющегося правопреемником Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края) не производилось по причине отсутствия денежных средств федерального бюджета на реализацию предоставленных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Маймаева А.У. к прокурору Забайкальского края о неправомерном бездействии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, связанном с неперечислением средств федерального бюджета по предоставленной ему мере социальной поддержки по обеспечению жильем.
Обращаясь в суд с иском в интересах Маймаева А.У., заместитель прокурора Забайкальского края с учетом уточненных требований просил взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 570924 руб. в пользу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края по поступлении денежных средств в размере 570924 руб. перечислить их на счет Михайловой Л.А. во исполнение обязательства по заключенному 25 апреля 2015 г. Маймаевым А.У. и Маймаевой В.И. с Михайловой Л.А. и Михайловым Д.М. договору купли-продажи квартиры.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Маймаева В.И., Михайлова Л.А., Михайлов Д.М. и Министерство финансов Забайкальского края.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 6 октября 2015 г. исковые требования удовлетворены. С Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края взыскано 570924 руб. На Министерство социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность по поступлении денежных средств в размере 570924 руб. перечислить их на счет Михайловой Л.А. во исполнение обязательства по заключенному 25 апреля 2015 г. между Маймаевым А.У. и Маймаевой В.И. с Михайловой Л.А. и Михайловым Д.М. договору купли-продажи квартиры.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 2 декабря 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мацаевой Т.В. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Читы от 6 октября 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 2 декабря 2015 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 29 марта 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 7 июня 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились заместитель прокурора Забайкальского края, Маймаев А.У., третье лицо Маймаева В.И., представитель ответчиков Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, третьи лица Михайлова Л.А. и Михайлов Д.М., представитель третьего лица - Министерства финансов Забайкальского края, сведений о причинах неявки не представили. Заместителем прокурора Забайкальского края представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых выражается несогласие с приведенными в ней доводами. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, которые выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Маймаев А.У. является инвалидом второй группы по общему заболеванию.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Черновского административного района г. Читы от 13 мая 2004 г. Маймаев А.У. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 28 ноября 2014 г. N 1376 принято решение о предоставлении Маймаеву А.У. меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета в размере 570924 руб. на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. В адрес Маймаева А.У. 5 декабря 2014 г. направлено информационное письмо о принятии в отношении него указанного решения и о необходимости предоставления договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в установленном законом порядке.
12 мая 2015 г. в адрес Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Маймаев А.У. направил договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, заключенный 25 апреля 2015 г. между покупателями Маймаевым В.И. и Маймаевой А.У. и продавцами Михайловым Д.М. и Михайловой Л.А. Цена договора составила 2000000 руб., из которых 570924 руб. подлежат оплате за счет средств федерального бюджета в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов в соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 28 ноября 2014 г. N 1376. Данный договор купли-продажи прошел государственную регистрацию.
Перечисление денежных средств на расчетный счет продавца по договору купли-продажи жилого помещения от 25 апреля 2015 г. произведено не было.
Судом также установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" в июле 2015 г. Министерством социальной защиты Забайкальского края в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, как главному распорядителю бюджетных федеральных средств, направляемых на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлена заявка на предоставление в текущем году субвенций из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на сумму 656 065 440,0 руб.
Указанные денежные средства в бюджет Забайкальского края из федерального бюджета не поступили, что не оспаривалось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что бездействием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, связанным с неперечислением в бюджет Забайкальского края федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем, нарушаются права Маймаева А.У., в отношении которого уполномоченным органом Забайкальского края в 2014 г. принято решение о предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. При этом суд указал, что именно на Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации лежит обязанность по предоставлению денежных средств на эти цели, поскольку указанное Министерство является главным распорядителем бюджетных федеральных средств, направляемых на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
С указанным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (преамбула Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в качестве меры социальной защиты предусмотрено обеспечение инвалидов жильем.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (часть 1).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (части 2 - 5 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в порядке, определенным Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 (далее - Правила) (пункт 1).
В силу пункта 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил перечисления субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил).
Согласно статье 1 Закона Забайкальского края от 24 декабря 2008 г. N 106-ЗЗК "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, в Забайкальском крае" формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 16 марта 2010 г. N 109 "О некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае".
Предоставление единовременной денежной выплаты ветеранам Великой Отечественной войны или гражданам осуществляется Министерством социальной защиты населения Забайкальского края (далее - уполномоченный орган) в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период, источником которых являются субвенции федерального бюджета (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 6 Порядка единовременная денежная выплата гражданам предоставляется в соответствии с реестром ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (далее - реестр), по установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, форме. Реестр формируется уполномоченным органом на основании списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (далее - список), представляемых органами местного самоуправления, в которых указанные граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для принятия решения о предоставлении единовременной денежной выплаты в уполномоченный орган гражданином представляются документы, указанные в пункте 10 Порядка.
Уполномоченный орган в срок не более 25 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, рассматривает их и по результатам рассмотрения принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты либо об отказе в ее предоставлении (пункт 14 Порядка).
Пунктами 18 и 19 Порядка определено, что после получения письменного уведомления о принятом решении о предоставлении единовременной денежной выплаты гражданин обязан представить в уполномоченный орган договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в установленном порядке, после чего в течение 3 рабочих дней уполномоченный орган формирует заявку на финансирование и представляет ее в Министерство финансов Забайкальского края.
Министерство финансов Забайкальского края на основании заявки на финансирование, представленной уполномоченным органом, в течение 5 рабочих дней с момента поступления денежных средств федерального бюджета в бюджет Забайкальского края и в пределах указанных средств осуществляет их перечисление на расчетный счет уполномоченного органа (пункт 20 Порядка).
Перечисление денежных средств на лицевой (расчетный) счет продавца жилого помещения (лица, осуществляющего строительство жилого помещения, продавца строительных материалов), указанный в договоре купли-продажи жилого помещения (договоре участия в долевом строительстве, договоре строительного подряда, договоре купли-продажи строительных материалов), осуществляется незамедлительно после поступления денежных средств на расчетный счет уполномоченного органа, в соответствии с условиями указанными в представленных договорах (пункт 21 Порядка).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность следует, что они закрепляют механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, определяют источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названных категорий граждан.
Принятие в отношении инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 года решения уполномоченным органом (Министерством социальной защиты населения Забайкальского края) о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность может осуществляться только с учетом установленного Правилами порядком перечисления средств из федерального бюджета в бюджет субъектов Российской Федерации, то есть в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период.
Обязанность по перечислению бюджетных средств в субъект Российской Федерации по представленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации заявке в размере сверх установленных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации лимитов Правилами не установлена. Поэтому Министерство социальной защиты населения Забайкальского края вправе принимать решения о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем соответствующих категорий граждан только при наличии в бюджете субъекта средств федерального бюджета, поступивших на указанные цели, и не вправе претендовать на средства федерального бюджета (субсидии) сверх бюджетных средств, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Между тем, суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению к спорным отношениям положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, в том числе субъекта Российской Федерации (Забайкальского края), вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что бездействием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выразившемся в неперечислении в бюджет Забайкальского края федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем, нарушаются права Маймаева А.У., в отношении которого уполномоченным органом Забайкальского края в 2014 г. принято решение о предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной выплаты денежных средств.
Судами первой и апелляционной инстанций также допущены и другие нарушения норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 утверждено Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Положение).
Согласно подпункту 5.4.64 Положения Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Следовательно, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не является главным распорядителем всех средств федерального бюджета и не наделено полномочиями по выделению средств федерального бюджета, не предусмотренных федеральным законом о бюджете на очередной финансовый период для Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе распоряжаться только теми средствами федерального бюджета и, соответственно, является главным распорядителем только тех средств федерального бюджета, которые федеральным законом о бюджете на текущий финансовый период предусмотрены Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
С учетом приведенных обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления, которыми с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края взысканы денежные средства и на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность по поступлении денежных средств перечислить их на счет продавца жилого помещения Михайловой Л.А. нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что, согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако судами неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных заместителем прокурора Забайкальского края в интересах Маймаева А.У. исковых требований о взыскании денежных средств, возложении обязанности совершить определенные действия отказать.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 6 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 2 декабря 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Маймаева А.У. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании денежных средств, возложении обязанности совершить определенные действия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.07.2016 N 72-КГ16-3
Требование: О взыскании денежных средств, обязании совершить определенные действия.Разделы:
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу как инвалиду предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты, при этом денежные средства на счет продавца по договору купли-продажи жилого помещения не перечислены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. N 72-КГ16-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Кириллова В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2016 г. гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Маймаева А.У. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании денежных средств, возложении обязанности совершить определенные действия
по кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мацаевой Т.В. на решение Центрального районного суда г. Читы от 6 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 2 декабря 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по доверенности Калиновой К.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с иском в интересах Маймаева А.У. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании денежных средств, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора Забайкальского края указал, что на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 28 ноября 2014 г. N 1376 Маймаеву А.У. как инвалиду второй группы, предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в размере 570924 руб. в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
С целью реализации предоставленной меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета Маймаевым А.У. и Маймаевой В.И. 25 апреля 2015 г. заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...>, с Михайловой Л.А. и Михайловым Д.М.
В соответствии с п. 3.1 заключенного договора, а также дополнительного соглашения к нему от 19 мая 2015 г., стоимость квартиры составляет 2000000 руб., из которой денежная сумма в размере 570924 руб. оплачивается за счет средств федерального бюджета по предоставленной мере социальной поддержки по обеспечению жильем путем перечисления денежных средств на счет продавца Михайловой Л.А.
Зарегистрированный 30 апреля 2015 г. в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю договор купли-продажи квартиры поступил в Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края 12 мая 2015 г.
Перечисление денежных средств по предоставленной мере социальной поддержки по обеспечению жильем на лицевой счет продавца Михайловой Л.А. со стороны Министерства социальной защиты населения Забайкальского края (являющегося правопреемником Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края) не производилось по причине отсутствия денежных средств федерального бюджета на реализацию предоставленных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Маймаева А.У. к прокурору Забайкальского края о неправомерном бездействии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, связанном с неперечислением средств федерального бюджета по предоставленной ему мере социальной поддержки по обеспечению жильем.
Обращаясь в суд с иском в интересах Маймаева А.У., заместитель прокурора Забайкальского края с учетом уточненных требований просил взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 570924 руб. в пользу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края по поступлении денежных средств в размере 570924 руб. перечислить их на счет Михайловой Л.А. во исполнение обязательства по заключенному 25 апреля 2015 г. Маймаевым А.У. и Маймаевой В.И. с Михайловой Л.А. и Михайловым Д.М. договору купли-продажи квартиры.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Маймаева В.И., Михайлова Л.А., Михайлов Д.М. и Министерство финансов Забайкальского края.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 6 октября 2015 г. исковые требования удовлетворены. С Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края взыскано 570924 руб. На Министерство социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность по поступлении денежных средств в размере 570924 руб. перечислить их на счет Михайловой Л.А. во исполнение обязательства по заключенному 25 апреля 2015 г. между Маймаевым А.У. и Маймаевой В.И. с Михайловой Л.А. и Михайловым Д.М. договору купли-продажи квартиры.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 2 декабря 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мацаевой Т.В. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Читы от 6 октября 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 2 декабря 2015 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 29 марта 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 7 июня 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились заместитель прокурора Забайкальского края, Маймаев А.У., третье лицо Маймаева В.И., представитель ответчиков Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, третьи лица Михайлова Л.А. и Михайлов Д.М., представитель третьего лица - Министерства финансов Забайкальского края, сведений о причинах неявки не представили. Заместителем прокурора Забайкальского края представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых выражается несогласие с приведенными в ней доводами. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, которые выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Маймаев А.У. является инвалидом второй группы по общему заболеванию.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Черновского административного района г. Читы от 13 мая 2004 г. Маймаев А.У. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 28 ноября 2014 г. N 1376 принято решение о предоставлении Маймаеву А.У. меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета в размере 570924 руб. на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. В адрес Маймаева А.У. 5 декабря 2014 г. направлено информационное письмо о принятии в отношении него указанного решения и о необходимости предоставления договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в установленном законом порядке.
12 мая 2015 г. в адрес Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Маймаев А.У. направил договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, заключенный 25 апреля 2015 г. между покупателями Маймаевым В.И. и Маймаевой А.У. и продавцами Михайловым Д.М. и Михайловой Л.А. Цена договора составила 2000000 руб., из которых 570924 руб. подлежат оплате за счет средств федерального бюджета в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов в соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 28 ноября 2014 г. N 1376. Данный договор купли-продажи прошел государственную регистрацию.
Перечисление денежных средств на расчетный счет продавца по договору купли-продажи жилого помещения от 25 апреля 2015 г. произведено не было.
Судом также установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" в июле 2015 г. Министерством социальной защиты Забайкальского края в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, как главному распорядителю бюджетных федеральных средств, направляемых на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлена заявка на предоставление в текущем году субвенций из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на сумму 656 065 440,0 руб.
Указанные денежные средства в бюджет Забайкальского края из федерального бюджета не поступили, что не оспаривалось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что бездействием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, связанным с неперечислением в бюджет Забайкальского края федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем, нарушаются права Маймаева А.У., в отношении которого уполномоченным органом Забайкальского края в 2014 г. принято решение о предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. При этом суд указал, что именно на Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации лежит обязанность по предоставлению денежных средств на эти цели, поскольку указанное Министерство является главным распорядителем бюджетных федеральных средств, направляемых на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
С указанным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (преамбула Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в качестве меры социальной защиты предусмотрено обеспечение инвалидов жильем.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (часть 1).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (части 2 - 5 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в порядке, определенным Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 (далее - Правила) (пункт 1).
В силу пункта 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил перечисления субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил).
Согласно статье 1 Закона Забайкальского края от 24 декабря 2008 г. N 106-ЗЗК "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, в Забайкальском крае" формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 16 марта 2010 г. N 109 "О некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае".
Предоставление единовременной денежной выплаты ветеранам Великой Отечественной войны или гражданам осуществляется Министерством социальной защиты населения Забайкальского края (далее - уполномоченный орган) в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период, источником которых являются субвенции федерального бюджета (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 6 Порядка единовременная денежная выплата гражданам предоставляется в соответствии с реестром ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (далее - реестр), по установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, форме. Реестр формируется уполномоченным органом на основании списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (далее - список), представляемых органами местного самоуправления, в которых указанные граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для принятия решения о предоставлении единовременной денежной выплаты в уполномоченный орган гражданином представляются документы, указанные в пункте 10 Порядка.
Уполномоченный орган в срок не более 25 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, рассматривает их и по результатам рассмотрения принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты либо об отказе в ее предоставлении (пункт 14 Порядка).
Пунктами 18 и 19 Порядка определено, что после получения письменного уведомления о принятом решении о предоставлении единовременной денежной выплаты гражданин обязан представить в уполномоченный орган договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в установленном порядке, после чего в течение 3 рабочих дней уполномоченный орган формирует заявку на финансирование и представляет ее в Министерство финансов Забайкальского края.
Министерство финансов Забайкальского края на основании заявки на финансирование, представленной уполномоченным органом, в течение 5 рабочих дней с момента поступления денежных средств федерального бюджета в бюджет Забайкальского края и в пределах указанных средств осуществляет их перечисление на расчетный счет уполномоченного органа (пункт 20 Порядка).
Перечисление денежных средств на лицевой (расчетный) счет продавца жилого помещения (лица, осуществляющего строительство жилого помещения, продавца строительных материалов), указанный в договоре купли-продажи жилого помещения (договоре участия в долевом строительстве, договоре строительного подряда, договоре купли-продажи строительных материалов), осуществляется незамедлительно после поступления денежных средств на расчетный счет уполномоченного органа, в соответствии с условиями указанными в представленных договорах (пункт 21 Порядка).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность следует, что они закрепляют механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, определяют источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названных категорий граждан.
Принятие в отношении инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 года решения уполномоченным органом (Министерством социальной защиты населения Забайкальского края) о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность может осуществляться только с учетом установленного Правилами порядком перечисления средств из федерального бюджета в бюджет субъектов Российской Федерации, то есть в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период.
Обязанность по перечислению бюджетных средств в субъект Российской Федерации по представленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации заявке в размере сверх установленных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации лимитов Правилами не установлена. Поэтому Министерство социальной защиты населения Забайкальского края вправе принимать решения о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем соответствующих категорий граждан только при наличии в бюджете субъекта средств федерального бюджета, поступивших на указанные цели, и не вправе претендовать на средства федерального бюджета (субсидии) сверх бюджетных средств, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Между тем, суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению к спорным отношениям положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, в том числе субъекта Российской Федерации (Забайкальского края), вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что бездействием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выразившемся в неперечислении в бюджет Забайкальского края федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем, нарушаются права Маймаева А.У., в отношении которого уполномоченным органом Забайкальского края в 2014 г. принято решение о предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной выплаты денежных средств.
Судами первой и апелляционной инстанций также допущены и другие нарушения норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 утверждено Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Положение).
Согласно подпункту 5.4.64 Положения Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Следовательно, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не является главным распорядителем всех средств федерального бюджета и не наделено полномочиями по выделению средств федерального бюджета, не предусмотренных федеральным законом о бюджете на очередной финансовый период для Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе распоряжаться только теми средствами федерального бюджета и, соответственно, является главным распорядителем только тех средств федерального бюджета, которые федеральным законом о бюджете на текущий финансовый период предусмотрены Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
С учетом приведенных обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления, которыми с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края взысканы денежные средства и на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность по поступлении денежных средств перечислить их на счет продавца жилого помещения Михайловой Л.А. нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что, согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако судами неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных заместителем прокурора Забайкальского края в интересах Маймаева А.У. исковых требований о взыскании денежных средств, возложении обязанности совершить определенные действия отказать.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 6 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 2 декабря 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Маймаева А.У. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании денежных средств, возложении обязанности совершить определенные действия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)