Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 10.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-23700/2016

Требование: Об обязании заключить договор социального найма и договор передачи жилья в собственность.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указали, что квартира была предоставлена как служебная жилая площадь на основании служебного ордера, в квартире они зарегистрированы, обратились с заявлением о заключении договора социального найма с последующей передачей квартиры в собственность, но им было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-23700/2016


Судья ФИО

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио
и судей фио, фио
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе фио, фио на решение Перовского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении иска фио, фио к Департаменту городского имущества адрес об обязании заключить договор социального найма и договор передачи жилья в собственность отказать,
установила:

Истцы обратились в суд с иском с Департаменту городского имущества адрес об обязании заключить договор социального найма и договор передачи жилья в собственность на квартиру, расположенную по адресу: Москва адрес кор. 3 кв. 203, ссылаясь на то, что данная трехкомнатная квартира была предоставлена как служебная жилая площадь на семью из четырех человек (фио, супруг фио, сын фио, сын фио) на основании служебного ордера телефон от дата в связи с трудовыми отношениями фио с Совхозом им. Моссовета. В настоящее время в квартире зарегистрированы истцы. Они обратились в ДГИ с заявлением о заключении договора социального найма с последующей передачей квартиры в собственность, в чем им было отказано.
Представитель истцов в судебном заседании исковые требования полностью поддержал.
Представитель ответчика - Департамента городского имущества адрес в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что спорное жилое помещение является служебным, решение об исключении данного помещения из числа служебных не принималось, истец отработала в организации, предоставившей помещение, менее 10 лет.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят истцы фио, фио по доводам апелляционной жалобы.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся истцов, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истцов по доверенности фио, представителя Департамента городского имущества адрес по доверенности фио, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизации подлежат жилые помещения, в отношении которых граждане имеют право пользования на условиях договора социального найма.
Согласно ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", служебные жилые помещения по общему правилу приватизации не подлежат. Вместе с тем, собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно п. 1. Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата N 158-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 711-ПП" с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета адрес, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения:
1.1. Договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
1.2. Договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами адрес, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышает размеры площади жилого помещения, указанные в п. 1.1 настоящего Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и статье 35 указанного Закона адрес.
В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона адрес, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.
В соответствии с п. 5 настоящее Постановление распространяется на служебные жилые помещения, предоставленные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением Верховного Суда РФ от дата N 5-АПГ13-8 п. 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата N 711-ПП был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения настоящего решения.
В соответствии с п. 3 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата N 158-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 711-ПП" с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета адрес, менее 10 лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 вышеназванного Закона адрес, при наличии одного из следующих оснований:
1) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости;
2) получения работником, которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей;
3) смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения;
4) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что отдельная трехкомнатная квартира общей площадью 70,3 кв. м, жилой площадью 42,9 кв. м, по адресу: адрес кор. 3 кв. 203 была предоставлена фио на семью из 4 человек (она, супруг фио, сын фио, сын фио) на основании служебного ордера N 554454 от дата, выданного на основании решения Перовского исполкома N 1451 от дата адрес была предоставлена как служебная в связи с трудовыми отношениями фио с Совхозом им. Моссовета.
В соответствии с трудовым договором, заключенным между фио и Совхозом им. Моссовета, фио обязалась отработать на тепличном комбинате по указанной специальности (маляр-штукатур) не менее 10 лет с момента получения ордера на служебное жилое помещение, а при прекращении с совхозом трудовых отношений до истечения 10-летнего срока, освободить занимаемую служебную жилую площадь в 10-дневный срок.
В настоящее время в квартире зарегистрированы фио и сын фио.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним квартира по адресу: адрес кор. 3 кв. 203 является собственностью адрес.
Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре и сделок с ним запрашиваемых сведений, у истцов фио и фио отсутствуют другие жилые помещения на праве собственности.
Истцы обращались с заявлением о заключении договора социального найма в Департамент городского имущества адрес, однако получили отказ, в связи с тем, что в соответствии с п. 3 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата N 158-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 711-ПП" договоры социального найма заключаются с гражданами на занимаемые ими жилые помещения в случае, если суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает нормы предоставления площади жилого помещения (18 кв. м площади жилого помещения на одного человека).
Из копии трудовой книжки фио судом установлено, что она отработала в организации, предоставившей спорное жилое помещение, т.е. в Совхозе им. Моссовета, в период с дата по дата, откуда была уволена на основании п. 4 ст. 33 КЗОТ РФ за длительные прогулы без уважительной причины. В Совхоз Моссовета фио была принята на работу в порядке перевода из ГКБ N 15, где работала в период с дата После увольнения из Совхоза им. Моссовета фио в период с дата по дата работала в ПСМО ДСК-4.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что, как следует из трудовой книжки истца, у нее отсутствует необходимый для заключения с ней договора социального найма стаж работы в организациях, финансируемых за счет средств бюджета адрес, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
При этом суд учел, что из Совхоза им. Моссовета истец была уволена в связи с длительными прогулами и в соответствии с трудовым договором обязана была освободить жилое помещение, а соответственно истцы не имеют права на заключение с ними договора социального найма на основании п. 3 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата N 158-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 711-ПП".
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они противоречат материалам дела.
Как следует из решения суда, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции при подсчете трудового стажа истца фио учел периоды ее работы в организации, предоставившей спорное жилое помещение, т.е. в Совхозе им. Моссовета, в период с дата по дата, период работы в ГКБ N 15, где истец работала с дата, а также период работы в ПСМО ДСК-4 после увольнения из Совхоза им. Моссовета с дата по дата.
Между тем, суд первой инстанции должным образом не обосновал свои выводы в той части, почему им не были приняты во внимание следующие периоды работы истца согласно сведениям, указанным в трудовой книжке: в Спецуправлении N 302 Треста "Мосотделстрой N 10" МГОЖС с дата по дата, в УЖКХ МГРТС-1 РСУ-2 Главмосстроя в период с дата по дата. В случае включения указанных периодов в стаж работы истца он составит более 10 лет. При этом причина увольнения в случае наличия у истца стажа работы в организациях, финансируемых за счет средств бюджета адрес, более 10 лет правового значения не имеет.
Учитывая, что Департаментом городского имущества истцу было отказано в удовлетворении требований заявителя о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение по адресу: адрес в связи с превышением суммарной площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых заявитель и кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, нормы предоставления площади жилого помещения (18 кв. м площади жилого помещения на одного человека) необоснованно, вопрос о возможности заключения с истцом договора социального найма в зависимости от продолжительности стажа истца ответчиком не рассматривался, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, а на Департамент государственного имущества адрес должна быть возложена обязанность пересмотреть вопрос о возможности заключения договора социального найма с истцом фио и ее сыном фио с учетом продолжительности стажа истца фио.
Судебная коллегия лишена возможности решить вопрос об удовлетворении иска по имеющимся доказательствам, учитывая, что Департаментом городского имущества адрес стаж истца на предмет финансирования организаций, в которых работала истец, за счет бюджета адрес не проверялся, по основанию наличия у истца стажа менее 10 лет ей в заключении договора социального найма не отказывалось.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Перовского районного суда адрес от дата отменить.
Обязать Департамент городского имущества адрес пересмотреть вопрос о заключении с фио договора социального найма на квартиру по адресу: адрес с учетом ее стажа в организациях, финансируемых за счет бюджета адрес.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)