Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-26792/2016

Требование: О признании недействительным решения об отказе в предоставлении жилого помещения, снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, обязании предоставить жилое помещение, заключив договор социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указали, что решением истцам отказано в предоставлении жилого помещения, истцы сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, однако уровень обеспеченности общей жилой площадью истцов не изменился.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2016 г. по делу N 33-26792/2016


Судья суда первой инстанции: Мрыхина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.,
судей Артюховой Г.М., Лебедевой И.Е.,
при секретаре М.Н.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лебедевой И.Е. дело по апелляционной жалобе истца О.О. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 12 января 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований О.О., О.Е. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным Решения N * от * г. Департамента жилищного обеспечения МО РФ об отказе О.Э. в предоставлении жилого помещения общей площадью * кв. м, расположенного по адресу: *, о снятии О.О. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания; обязании Департамента жилищного обеспечения МО РФ восстановить О.О. в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания; обязании Департамента жилищного обеспечения МО РФ предоставить О.О. и О.Е. жилое помещение общей площадью * кв. м, расположенное по адресу: *, заключив с ними договор социального найма - отказать,

установила:

О.О., О.Е. обратились к ответчику Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ со следующими требованиями: признать недействительным Решение N * от * г. Департамента жилищного обеспечения МО РФ об отказе О.Э. в предоставлении жилого помещения общей площадью * кв. м, расположенного по адресу: *, о снятии О.О. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания; обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ восстановить О.О. в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания; обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ предоставить О.О. и О.Е. жилое помещение общей площадью * кв. м, расположенное по адресу: *, заключив с ними договор социального найма. Свои требования истцы мотивировали тем, что согласно извещению о предварительном распределении жилого помещения N * от * г., О.Э. на состав семьи в количестве * человек предварительно распределено (с учетом права на дополнительную площадь) жилое помещение общей площадью * кв. м по адресу: *. Решением N * от * г. О.Э. отказано в предоставлении указанного жилого помещения, О.Э. и О.О. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. В решении указано, что уровень обеспеченности общей жилой площадью жилого помещения О.Э. и его сына О.О. составляет выше учетной нормы, установленной в г. Москве. Однако, жилая площадь на сына не предоставлялась.
Истец О.Е., представитель истцов О.Е., О.О. адвокат Краева Н.В., действующая на основании ордера и доверенности, в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Ответчик Департамент жилищного обеспечения МО РФ представителя в судебное заседание не направил, о дне слушания извещен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения в которых указал, что поскольку военнослужащему О.Э. было предоставлено жилое помещение общей площадью * кв. м по адресу: *, на * человека, то и обязанности перед военнослужащим МО РФ выполнило в полном объеме.
Третье лицо Министерство обороны РФ о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Третье лицо Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Третье лицо О.Э. о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец О.О., по доводам апелляционной жалобы, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права.
В заседание судебной коллегии истец О.Е., а также представитель истцов О.Е., О.О. действующий на основании доверенности Ж. явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Истец О.О., а также третье лицо О.Э. в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом.
Ответчик Департамент жилищного обеспечения МО РФ, а также третьи лица Министерство обороны РФ, Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого представителей в заседание судебной коллегии не направили, извещены надлежащим образом.
Учитывая надлежащее извещение лиц участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав истца, а также представителя истцов Ж., исследовав в открытом судебном заседании материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого от * г. О.Э. был признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания.
О.Э. проходил службу в Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого с * г. в должности старшего преподавателя кафедры. На состав семьи * человека (он, жена и сын), ему была предоставлена жилая площадь из слушательского фонда - отдельная * квартира общей площадью * кв. м, по адресу: *, в июле *. О.Э. был уволен в запас на основании ст. *, п. * ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", с оставлением в списке очередников академии на получение постоянной жилой площади.
* г. брак между О.Э. и О.Е. был прекращен.
Из выписки из Протокола N * заседания жилищной комиссии Военной академии РВСН имени Петра Великого от * г., следует, что жилищной комиссией было принято решение: предоставить по договору социального найма отдельную однокомнатную квартиру общей площадью * кв. м, жилой площадью * кв. м, по адресу: *, подполковнику юстиции запаса О.Э. на состав семьи * человек. Бывшей жене подполковника юстиции запаса О.Э. - О.Е., предоставляется путем вывода из слушательского фонда в муниципальное жилье квартира по адресу: *, общей площадью * кв. м, жилой площадью * кв. м, на состав семьи * человека (она, сын О.О., * г.р.). После заключения договоров социального найма снять семью подполковника юстиции запаса О.Э. с учета нуждающихся в получении жилой площади.
* г. произведена государственная регистрация права собственности О.Э. на квартиру по адресу: *.
* г. О.Е. было вручено извещение о предварительном распределении жилого помещения N * от * г., согласно которому О.Э. на состав семьи в количестве * человека предварительно распределено (с учетом права на дополнительную площадь) жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры по адресу: *.
Решением ДЖО МО N * от * г. О.Э. отказано в предоставлении жилого помещения общей площадью * кв. м, расположенного по адресу: *; О.Э. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку уровень обеспеченности О.Э. и его сына О.О. составляет выше учетной нормы, установленной в г. Москве (* кв. м на одного человека).
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 24 июня 2010 года N 205-В10-17 из анализа статьи 15 и статьи 23 Федерального закона следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя в определенной в этих нормах Федерального закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Федеральный закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение, в случае если сдача жилого помещения не представляется возможным, то военнослужащий не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона, даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Руководствуясь указанными нормами права, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период прохождения военной службы в рядах ВС РФ по линии МО РФ О.Э. было предоставлено жилое помещение общей площадью * кв. м по адресу: *, решение о предоставлении указанного жилого помещения О.Э. на состав семьи из одного человека, оспорено не было, * г. произведена государственная регистрация права собственности О.Э. на указанную квартиру, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения О.Э. составляет выше учетной нормы, установленной в г. Москве, в свою очередь О.О. не имеет статуса военнослужащего, его права производны от права О.Э., как военнослужащего, состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту военной службы последнего. О.Е. после расторжения брака с О.Э., членом его семьи не являлась, а потому не подлежала обеспечению по линии МО РФ, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах права и следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств. Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 г. 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2014 г. N 8 при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируется как нормами Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", так и нормами ЖК РФ.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения предоставляется военнослужащим, отвечающим требованиям п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" один раз.
Согласно п. 25 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80, действовавшей на момент предоставления О.Э. жилья, в соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР признаются нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежат учету военнослужащие, проходящие военную службу по контракту: имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ниже уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади; имеющие иные основания для признания их таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 01 марта 2005 года ЖК РСФСР утратил силу. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно п. 31 Инструкции военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях: улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и если отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно п. 32 Инструкции жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Согласно п. 37 Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части по форме согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами: выписками из протокола заседания жилищной комиссии воинской части (гарнизона), справками о сдаче жилых помещений в КЭЧ района по форме согласно приложению N 8 к настоящей Инструкции или забронированного жилого помещения; копиями жилищного договора (для военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями); паспортами (свидетельствами о рождении) членов семьи; копиями финансового лицевого счета и выписками из домовой книги (поквартирной карточки) (для военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства), справками о проверке жилищных условий (для военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства); выписками из личного дела военнослужащего о составе семьи; справками, подтверждающими место военной службы военнослужащих, справками (заключениями) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации и другими документами, относящимися к решению данного вопроса, представляется на утверждение начальнику гарнизона.
Из изложенного следует, что военнослужащие обеспечиваются жильем один раз, О.Э. был обеспечен жильем по избранному месту жительства в г. Москве за счет средств Министерства обороны РФ в установленном законом порядке, повторное обеспечение его жилым помещением за счет федеральных средств исключается. Право его сына О.О. на обеспечение жилым помещением не носит самостоятельного характера и производно от права О.Э., как военнослужащего на обеспечение жилым помещением, которое было им реализовано в установленном законом порядке. Ни повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением, ни обеспечение членов семьи военнослужащего жилым помещением отдельно от военнослужащего действующим законодательством не предусмотрено.
То обстоятельство, что О.О. не был включен в состав семьи своего отца О.Э. при предоставлении ему жилого помещения по адресу: * и не был в нем зарегистрирован по месту жительства, само по себе не может служить основанием для обеспечения О.О. отдельным жилым помещением в дополнение к жилью, предоставленному его отцу.
Кроме того, площадь предоставленного О.Э. жилого помещения (* кв. м) соответствует норме предоставления жилого помещения на семью из двух человек (* кв. м x * = * кв. м).
Довод жалобы истца о том, что О.Э. обеспечивался жилой площадью с учетом его права на дополнительную площадь, как лица, имеющего ученую степень, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Согласно п. 8 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
Аналогичные положения содержатся в действующей редакции п. 8 ст. 15 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Содержание названных правовых норм указывает на то, что военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, в отличие от офицеров в воинских званиях полковник, ему равном и выше, - при обеспечении жилым помещением имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы.
Как следует из материалов дела О.О., уволен в запас в звании подполковника юстиции, обеспечивался жильем уже после его увольнения в запас, в связи с чем, у него отсутствовало право на обеспечение жильем с учетом дополнительной площади.
Тот факт, что при обеспечении О.О. жилой площадью принято решение об обеспечении бывшей жены О.Э. - О.Е. на нее и на сына О.О. путем предоставления квартиры по адресу: * юридического значения при разрешении настоящего спора не имеет, поскольку бывшая жена О.О. не подлежала обеспечению за счет средств Министерства обороны РФ, а его сын О.Э. не подлежал отдельному обеспечению жилым помещением.
Остальные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, регулирующего предоставление жилых помещений военнослужащим, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Головинского районного суда г. Москвы от 12 января 2016 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)