Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.07.2016 ПО ДЕЛУ N 11-10191/2016

Требование: О предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, заключении договора найма специализированного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на регистрационный учет как лицо, не имеющее закрепленного жилого помещения. До настоящего времени жилье ей не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2016 г. по делу N 11-10191/2016


Судья Горшенина Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Уфимцевой Т.Д., Чаус И.А., Соколовой Н.Ф.,
с участием прокурора при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Каслинского муниципального района Челябинской области на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 27 апреля 2016 года по иску Каслинского городского прокурора в интересах К. к администрации Каслинского муниципального района Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, заключение прокурора Соколовой Н.Ф., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Каслинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах К. к администрации Каслинского муниципального района о предоставлении за счет средств бюджета Челябинской области благоустроенного жилого помещения в виде квартиры общей площадью не менее **** кв. м по договору найма специализированного жилого помещения в границах Каслинского муниципального района, отвечающего санитарным и техническим нормам, заключении договора найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что К. **** года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением главы города Касли N 51 от 29 января 2002 года поставлена на регистрационный учет как лицо, не имеющее закрепленного жилого помещения. К. с 09.09.2002 находилась на полном государственном обеспечении, проходит обучение в ГБОУ СПО (ССУЗ) "****". До настоящего времени жилье ей не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Герасимчук С.В. на иске настаивала.
Представитель ответчика администрации Каслинского муниципального района Р. иск не признала.
Представитель Управления социальной защиты населения администрации Каслинского муниципального района З. полагала права К. не нарушенными.
Представитель МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья VII вида Каслинского муниципального района Б. исковые требования поддержала.
К., представители Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение, которым исковые требования Каслинского городского прокурора в интересах К. удовлетворил, обязав администрацию Каслинского муниципального района предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее **** кв. м в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Каслинского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить. Ссылается на отсутствие доказательств, подтверждающих нарушение прав К. администрацией Каслинского муниципального района. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа носит заявительный характер, К. в администрацию Каслинского муниципального района с заявлением не обращалась. Поскольку К. по настоящее время проходит обучение в ГБОУ СПО (ССУЗ) "****", решение вопроса о предоставлении жилого помещения является преждевременным. Кроме того предоставление истцу жилого помещения без соблюдения очередности приведет к нарушению прав других лиц, включенных в список ранее К. На момент предоставления жилья могут измениться обстоятельства, послужившие основанием для признания К. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что К. **** года рождения постановлением главы города Касли Челябинской области от 18.09.2001 N 709 признана оставшейся без попечения родителей; ее мать К.М.А. умерла **** года, отец К.В.П. умер **** года (л.д. 8-11).
Постановлением главы города Касли Челябинской области от 29 января 2002 года N 51 К. поставлена на регистрационный учет как лицо, оставшееся без попечения родителей и не имеющее закрепленного жилья (л.д. 7).
К. являлась воспитанницей МБУ "****" Каслинского муниципального района с 09.09.2002; в настоящее время обучается в ГБПОУ "****", срок обучения с 01.09.2014 по 31.01.2017 (л.д. 6, 28).
К. включена в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Каслинскому муниципальному району (л.д. 36-38, 46-47).
К. жилых помещений в собственности не имеет (л.д. 27).
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона).
В силу ст. 5 названного закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст. ст. 1, 17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье".
В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (ст. 6 Закона).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что К. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Каслинскому муниципальному району, достигла возраста **** лет, жилое помещение ей не предоставлено, и пришел к выводу о том, что она имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда но нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а обязанность по предоставлению жилого помещения К. должна быть возложена на администрацию Каслинского муниципального района за счет средств субвенций из бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы администрации Каслинского муниципального района Челябинской области об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав К. администрацией Каслинского муниципального района, о том, что К. в администрацию с заявлением о предоставлении жилья не обращалась, предоставление истцу жилого помещения по решению суда приведет к нарушению прав других лиц, включенных в список ранее К., не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий, перечисленных в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Нарушение данного права в силу ст. 3 ГПК РФ является основанием для обращения в суд.
Поскольку К. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста **** лет, у нее возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда; полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления (в данном случае администрация Каслинского муниципального района Челябинской области), в связи с чем исковые требования прокурора в интересах К. удовлетворены обоснованно.
При этом гарантированное законом право К. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ранее К.
Недостаточный объем финансирования, отсутствие жилых помещений специализированного жилищного фонда не освобождают ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению К. жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы администрации Каслинского муниципального района о том, что К. по настоящее время проходит обучение в ГБОУ СПО (ССУЗ) "****", в связи с чем решение вопроса о предоставлении жилого помещения является преждевременным, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
По смыслу закона (ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При этом законом предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий пункта 1 статьи 8).
Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
Поскольку К. включена в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Каслинскому муниципальному району, достигла возраста **** лет, она имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, при этом отдельного заявления в администрацию Каслинского муниципального района о предоставлении жилого помещения не требуется.
Доводы апелляционной жалобы администрации Каслинского муниципального района Челябинской области о том, что на момент предоставления жилья могут измениться обстоятельства, послужившие основанием для признания К. нуждающейся в улучшении жилищных условий, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют. На момент рассмотрения дела судом К. имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Вместе с тем, признавая правильными выводы суда первой инстанции в части возложения на администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области обязанности по предоставлению К. жилого помещения специализированного жилищного фонда, судебная коллегия полагает необходимым исключить указание на предоставление жилого помещения в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Челябинской области от 25.10.2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" не содержат указания на предоставление жилых помещений названной категории граждан в течение определенного срока.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Каслинского городского суда Челябинской области от 27 апреля 2016 года изменить, исключив указание на предоставление К. жилого помещения в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части решение Каслинского городского суда Челябинской области от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Каслинского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)