Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Садиковой,
судей В.Р. Валиева, А.Н. Григорьева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Федотовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 июля 2017 года
по делу N А40-214293/16, принятое судьей О.А. Березовой
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Каскад" (ОГРН 1027739021672)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423), ГУП "РЭМ" (ОГРН 1047727021198)
о признании частично незаконным распоряжения от 22.07.2016 N 20145 об обязании направить проект договора купли-продажи нежилого помещения
при участии в судебном заседании:
от истца: Филиппов Н.В. (по доверенности от 10.05.2017), Остапова Л.В. (по доверенности от 10.11.2016)
от ответчиков: от ГУП "РЭМ" - Губанова И.С. (по доверенности от 22.12.2016), от Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен
установил:
ООО "Каскад" обратилось в суд с иском, в котором просило признать частично незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 22.07.2016 N 20145 (п. 3 и 4) и обязать ГУП "РЭМ" направить ООО "Каскад" проект договора купли-продажи нежилого помещения площадью 146, 9 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 30, стр. 1 (подвал, пом. III, комн. 1 - 4) по цене 19 488 000 руб.
Рассмотрев требования истца, суд решил производство по делу в части требования о признании частично незаконным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 22.07.2016 N 20145 прекратить, заявление в части требования об обязании ГУП "РЭМ" направить ООО "Каскад" проект договора купли-продажи удовлетворить; обязать ГУП "РЭМ" в течение 10-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу направить ООО "Каскад" проект договора купли-продажи нежилого помещения площадью 146, 9 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 30, стр. 1 (подвал, пом. III, комн. 1 - 4) по цене 19 488 000 руб. Судом также распределены судебные расходы между сторонами.
С решением суда не согласился ответчик Департамент городского имущества города Москвы, подал апелляционную жалобу, в обоснование доводов которой указал, что собственник имущества не вправе распорядиться имуществом, переданным во владение унитарному предприятию независимо от наличия или отсутствия согласия предприятия, полагает, что требование истца удовлетворению не подлежит, поскольку противоречит ФЗ N 159-ФЗ, просил решении суда отменить, в иске отказать. В судебное заседание апелляционного суда представитель Департамента не явился, извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие указанного лица.
Представитель истца и ответчика ГУП "РЭМ" возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, представили отзывы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
По договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, от 12.10.2006 N 1-1216/06, заключенному истцом в качестве арендатора и Департаментом имущества города Москвы в качестве арендодателя, арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение площадью 146,9 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 30, стр. 1 (подвал, пом. III, комн. 1 - 4). По дополнительному соглашению от 25.11.2015 права и обязанности арендодателя переданы ГУП "Московское имущество", за которым 25.11.2015 зарегистрировано право хозяйственного ведения на указанное нежилое помещение.
Являясь субъектом малого предпринимательства, что следует из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, опубликованного на официальном сайте ФНС России в сети Интернет, 06.06.2016 истец обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектом малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" в отношении арендованного им помещения на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Письмом от 09.06.2016 N 33-5-84234/16-(0)-1 Департамент отказал в предоставлении государственной услуги, сославшись на то, что помещение на основании распоряжения Департамента от 30.10.2015 N 19944 передано на праве хозяйственного ведения ГУП "Московское имущество", в связи с чем решение вопроса о заключении договора купли-продажи имущества относится к компетенции ГУП "Московское имущество".
25.03.2016 аналогичное заявление истцом подавалось в ГУП "Московское имущество", однако письмом от 22.04.2016 N 12-12/3146/16 в заключении договора купли-продажи истцу отказано со ссылкой на ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, согласно которой государственное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным ст. 3 ФЗ N 159-ФЗ. Кроме того, в письме указано, что по договору аренды истец арендует помещение площадью 146, 9 кв. м, в то время как в хозяйственном ведении ГУП "Московское имущество" находится помещение площадью 155 кв. м. Вместе с тем из материалов дела следует, что ГУП "Московское имущество" приняло решение о возмездном отчуждении нежилого помещения площадью 155 кв. м, в связи с чем 01.07.2016 обратилось в Департамент за согласованием сделки по отчуждению указанного помещения по цене 19 488 000 руб. (цена определена отчетом об оценке рыночной стоимости от 22.06.2016 N р-27/06, составленным ЗАО "РенКонтракт").
Помещение площадью 155 кв. м представляет собой помещение площадью 146,9 кв. м, предоставленное истцу в аренду, и, кроме того, помещение площадью 8,1 кв. м (подвал, комн. В), которое, как следует из экспликации и поэтажного плана, представляет собой лестничную клетку. Распоряжением от 22.07.2016 N 20145 Департамент согласовал сделку по отчуждению помещения площадью 155 кв. м по цене не ниже рыночной стоимости, установленной на основании отчета независимого оценщика, подтвержденной положительным экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков (согласно отчету от 22.06.2016 N р-27/06, составленному ЗАО "РентКотракт", рыночная стоимость помещения площадью 155 кв. м составляет 19 488 000 руб.).
24.08.2016 истец повторно обратился в ГУП "Московское имущество" по вопросу выкупа указанного помещения, однако договор купли-продажи с ним не заключен, поскольку в отношении помещения ГУП "Московское имущество" издан приказ от 28.09.2016 N 309-03 о продаже помещения на аукционе с начальной ценой продажи в размере 19 488 000 руб.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: 1) арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 данного Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 или ч. 2.1 ст. 9, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона 24.07.2007 N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Соответствие истца требованиям, предусмотренным ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, установлено судом в ходе судебного разбирательства, ответчиками не оспаривается.
Ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (уполномоченные органы), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривают в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных ст. 3. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, решение о включении арендуемого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного и муниципального имущества может быть принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не ранее чем через 30 дней после направления уведомления указанным координационным или совещательным органам (ч. 1 ст. 2). Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества в случае принятия решения об условиях приватизации уполномоченным органом установлен в ч. 2 и 4. ст. 4.
Ч. 2 ст. 2 устанавливает, что государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным ст. 3, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества. Условием отчуждения такого имущества является согласие собственника имущества: ч. 3 ст. 2 устанавливает, что согласие собственника арендуемого имущества, которое принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на совершение унитарным предприятием сделки, направленной на возмездное отчуждение такого имущества, дается не ранее чем через 30 дней после направления указанным собственником уведомления координационным или совещательным органам в области развития малого и среднего предпринимательства (в случае, если такие органы созданы при соответствующих органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления) и арендатору или арендаторам такого имущества. Ч. 3 ст. 4 предусматривает, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое приняло решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным ст. 3 требованиям, а также получило согласие собственника на отчуждение этого имущества, направляет указанному лицу предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", проект договора купли-продажи арендуемого имущества и при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
Таким образом, правом принятия решений о приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, обладают уполномоченные органы - органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а в отношении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения, - не только уполномоченные органы, но и эти государственные и муниципальные предприятия.
Судом установлено, что ГУП "Московское имущество", которому на праве хозяйственного ведения передано нежилое помещение площадью 155 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 30, стр. 1, - приняло решение о возмездном отчуждении этого помещения и получило согласие собственника этого помещения на совершение сделки, направленной на возмездное отчуждение помещения.
Как в период до принятия указанного решения, так и в период после его принятия истец, соответствуя требованиям, установленным ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, заявил о намерении реализовать предоставленное ему федеральным законодателем преимущественное право на приобретение арендованного имущества площадью 146,9 кв. м, которое полностью входит в состав помещения площадью 155 кв. м. Следовательно, в силу прямого указания закона (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ) ГУП "Московское имущество" обязано осуществить возмездное отчуждение помещения площадью 146, 9 кв. м в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права истца на приобретение указанного помещения.
Решение о продаже указанного помещения на аукционе в составе помещения площадью 155 кв. м не обеспечивает реализацию истцом преимущественного права. При этом суд отмечает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2017 по делу N А40-208727/16-1-1547 установлено, что из буквального содержания текста оспариваемого распоряжения от 22.07.2016 N 20145 не следует, что Департаментом был определен исключительный способ продажи - аукцион. При указанных обстоятельствах судом правомерно удовлетворен иск в части требований, предъявленных к ГУП "РЭМ", возлагая на него обязанность направить истцу проект договора купли-продажи нежилого помещения площадью 146,9 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 30, стр. 1 (подвал, пом. III, комн. 1 - 4) по цене 19 488 000 руб.
Определяя цену помещения в размере 19 488 000 руб., суд исходил из того, что данная цена определена отчетом от 22.06.2016 N р-27/06, составленным ЗАО "РентКотракт" по заказу ГУП "Московское имущество", за помещение 155 кв. м, в состав которого полностью входит помещение площадью 146,9 кв. м, заявление об уточнении исковых требований свидетельствует о согласии истца приобрести за указанную цену помещение площадью 146,9 кв. м (то есть помещение меньшей площади).
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2017 года по делу N А40-214293/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2017 N 09АП-38935/2017 ПО ДЕЛУ N А40-214293/16
Разделы:Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2017 г. N 09АП-38935/2017
Дело N А40-214293/16
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Садиковой,
судей В.Р. Валиева, А.Н. Григорьева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Федотовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 июля 2017 года
по делу N А40-214293/16, принятое судьей О.А. Березовой
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Каскад" (ОГРН 1027739021672)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423), ГУП "РЭМ" (ОГРН 1047727021198)
о признании частично незаконным распоряжения от 22.07.2016 N 20145 об обязании направить проект договора купли-продажи нежилого помещения
при участии в судебном заседании:
от истца: Филиппов Н.В. (по доверенности от 10.05.2017), Остапова Л.В. (по доверенности от 10.11.2016)
от ответчиков: от ГУП "РЭМ" - Губанова И.С. (по доверенности от 22.12.2016), от Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен
установил:
ООО "Каскад" обратилось в суд с иском, в котором просило признать частично незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 22.07.2016 N 20145 (п. 3 и 4) и обязать ГУП "РЭМ" направить ООО "Каскад" проект договора купли-продажи нежилого помещения площадью 146, 9 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 30, стр. 1 (подвал, пом. III, комн. 1 - 4) по цене 19 488 000 руб.
Рассмотрев требования истца, суд решил производство по делу в части требования о признании частично незаконным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 22.07.2016 N 20145 прекратить, заявление в части требования об обязании ГУП "РЭМ" направить ООО "Каскад" проект договора купли-продажи удовлетворить; обязать ГУП "РЭМ" в течение 10-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу направить ООО "Каскад" проект договора купли-продажи нежилого помещения площадью 146, 9 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 30, стр. 1 (подвал, пом. III, комн. 1 - 4) по цене 19 488 000 руб. Судом также распределены судебные расходы между сторонами.
С решением суда не согласился ответчик Департамент городского имущества города Москвы, подал апелляционную жалобу, в обоснование доводов которой указал, что собственник имущества не вправе распорядиться имуществом, переданным во владение унитарному предприятию независимо от наличия или отсутствия согласия предприятия, полагает, что требование истца удовлетворению не подлежит, поскольку противоречит ФЗ N 159-ФЗ, просил решении суда отменить, в иске отказать. В судебное заседание апелляционного суда представитель Департамента не явился, извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие указанного лица.
Представитель истца и ответчика ГУП "РЭМ" возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, представили отзывы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
По договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, от 12.10.2006 N 1-1216/06, заключенному истцом в качестве арендатора и Департаментом имущества города Москвы в качестве арендодателя, арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение площадью 146,9 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 30, стр. 1 (подвал, пом. III, комн. 1 - 4). По дополнительному соглашению от 25.11.2015 права и обязанности арендодателя переданы ГУП "Московское имущество", за которым 25.11.2015 зарегистрировано право хозяйственного ведения на указанное нежилое помещение.
Являясь субъектом малого предпринимательства, что следует из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, опубликованного на официальном сайте ФНС России в сети Интернет, 06.06.2016 истец обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектом малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" в отношении арендованного им помещения на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Письмом от 09.06.2016 N 33-5-84234/16-(0)-1 Департамент отказал в предоставлении государственной услуги, сославшись на то, что помещение на основании распоряжения Департамента от 30.10.2015 N 19944 передано на праве хозяйственного ведения ГУП "Московское имущество", в связи с чем решение вопроса о заключении договора купли-продажи имущества относится к компетенции ГУП "Московское имущество".
25.03.2016 аналогичное заявление истцом подавалось в ГУП "Московское имущество", однако письмом от 22.04.2016 N 12-12/3146/16 в заключении договора купли-продажи истцу отказано со ссылкой на ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, согласно которой государственное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным ст. 3 ФЗ N 159-ФЗ. Кроме того, в письме указано, что по договору аренды истец арендует помещение площадью 146, 9 кв. м, в то время как в хозяйственном ведении ГУП "Московское имущество" находится помещение площадью 155 кв. м. Вместе с тем из материалов дела следует, что ГУП "Московское имущество" приняло решение о возмездном отчуждении нежилого помещения площадью 155 кв. м, в связи с чем 01.07.2016 обратилось в Департамент за согласованием сделки по отчуждению указанного помещения по цене 19 488 000 руб. (цена определена отчетом об оценке рыночной стоимости от 22.06.2016 N р-27/06, составленным ЗАО "РенКонтракт").
Помещение площадью 155 кв. м представляет собой помещение площадью 146,9 кв. м, предоставленное истцу в аренду, и, кроме того, помещение площадью 8,1 кв. м (подвал, комн. В), которое, как следует из экспликации и поэтажного плана, представляет собой лестничную клетку. Распоряжением от 22.07.2016 N 20145 Департамент согласовал сделку по отчуждению помещения площадью 155 кв. м по цене не ниже рыночной стоимости, установленной на основании отчета независимого оценщика, подтвержденной положительным экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков (согласно отчету от 22.06.2016 N р-27/06, составленному ЗАО "РентКотракт", рыночная стоимость помещения площадью 155 кв. м составляет 19 488 000 руб.).
24.08.2016 истец повторно обратился в ГУП "Московское имущество" по вопросу выкупа указанного помещения, однако договор купли-продажи с ним не заключен, поскольку в отношении помещения ГУП "Московское имущество" издан приказ от 28.09.2016 N 309-03 о продаже помещения на аукционе с начальной ценой продажи в размере 19 488 000 руб.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: 1) арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 данного Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 или ч. 2.1 ст. 9, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона 24.07.2007 N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Соответствие истца требованиям, предусмотренным ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, установлено судом в ходе судебного разбирательства, ответчиками не оспаривается.
Ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (уполномоченные органы), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривают в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных ст. 3. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, решение о включении арендуемого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного и муниципального имущества может быть принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не ранее чем через 30 дней после направления уведомления указанным координационным или совещательным органам (ч. 1 ст. 2). Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества в случае принятия решения об условиях приватизации уполномоченным органом установлен в ч. 2 и 4. ст. 4.
Ч. 2 ст. 2 устанавливает, что государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным ст. 3, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества. Условием отчуждения такого имущества является согласие собственника имущества: ч. 3 ст. 2 устанавливает, что согласие собственника арендуемого имущества, которое принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на совершение унитарным предприятием сделки, направленной на возмездное отчуждение такого имущества, дается не ранее чем через 30 дней после направления указанным собственником уведомления координационным или совещательным органам в области развития малого и среднего предпринимательства (в случае, если такие органы созданы при соответствующих органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления) и арендатору или арендаторам такого имущества. Ч. 3 ст. 4 предусматривает, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое приняло решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным ст. 3 требованиям, а также получило согласие собственника на отчуждение этого имущества, направляет указанному лицу предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", проект договора купли-продажи арендуемого имущества и при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
Таким образом, правом принятия решений о приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, обладают уполномоченные органы - органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а в отношении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения, - не только уполномоченные органы, но и эти государственные и муниципальные предприятия.
Судом установлено, что ГУП "Московское имущество", которому на праве хозяйственного ведения передано нежилое помещение площадью 155 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 30, стр. 1, - приняло решение о возмездном отчуждении этого помещения и получило согласие собственника этого помещения на совершение сделки, направленной на возмездное отчуждение помещения.
Как в период до принятия указанного решения, так и в период после его принятия истец, соответствуя требованиям, установленным ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, заявил о намерении реализовать предоставленное ему федеральным законодателем преимущественное право на приобретение арендованного имущества площадью 146,9 кв. м, которое полностью входит в состав помещения площадью 155 кв. м. Следовательно, в силу прямого указания закона (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ) ГУП "Московское имущество" обязано осуществить возмездное отчуждение помещения площадью 146, 9 кв. м в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права истца на приобретение указанного помещения.
Решение о продаже указанного помещения на аукционе в составе помещения площадью 155 кв. м не обеспечивает реализацию истцом преимущественного права. При этом суд отмечает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2017 по делу N А40-208727/16-1-1547 установлено, что из буквального содержания текста оспариваемого распоряжения от 22.07.2016 N 20145 не следует, что Департаментом был определен исключительный способ продажи - аукцион. При указанных обстоятельствах судом правомерно удовлетворен иск в части требований, предъявленных к ГУП "РЭМ", возлагая на него обязанность направить истцу проект договора купли-продажи нежилого помещения площадью 146,9 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 30, стр. 1 (подвал, пом. III, комн. 1 - 4) по цене 19 488 000 руб.
Определяя цену помещения в размере 19 488 000 руб., суд исходил из того, что данная цена определена отчетом от 22.06.2016 N р-27/06, составленным ЗАО "РентКотракт" по заказу ГУП "Московское имущество", за помещение 155 кв. м, в состав которого полностью входит помещение площадью 146,9 кв. м, заявление об уточнении исковых требований свидетельствует о согласии истца приобрести за указанную цену помещение площадью 146,9 кв. м (то есть помещение меньшей площади).
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2017 года по делу N А40-214293/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Д.Н.САДИКОВА
Судьи
В.Р.ВАЛИЕВ
А.Н.ГРИГОРЬЕВ
Д.Н.САДИКОВА
Судьи
В.Р.ВАЛИЕВ
А.Н.ГРИГОРЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)