Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гульовская Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.,
судей: Нижегородцевой И.Л. и Пятовой Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Д.
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 8 июня 2016 года
гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора и Р. к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о понуждении приобрести жилое помещение и заключить договора найма специализированного жилищного фонда,
и, заслушав доклад судьи Пятовой Н.Л., выслушав прокурора Абакарова А.А.,
установила:
Арзамасский городской прокурор обратился в суд с настоящим иском к ответчику в интересах истца, указывая, что Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 11.03.2014 г. N она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского района Нижегородской области, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. В этой связи Арзамасский городской прокурор, действуя в интересах Р., просит суд обязать администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области приобрести истцу жилое помещение в черте границ Арзамасского муниципального района, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м), и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения, установив разумный срок для устранения выявленных нарушений.
Решением суда от 8 июня 2016 года на администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области возложена обязанность предоставить Р. в черте границ Арзамасского муниципального района Нижегородской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда размером не ниже 30 кв. м, установив срок исполнения - 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, в частности, на то, что администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по делу, что у нее отсутствуют денежные средства на обеспечение жильем истца. Также ссылается на нарушение порядка очередности и нарушение прав и законных интересов других лиц, состоящих в списке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2).
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в силу следующего.
Материалами дела подтверждено, что Р., <данные изъяты> года рождения, родители которой лишены родительских прав, постановлением администрации Арзамасского района Нижегородской области от 21.03.2002 г. N была передана под опеку, при этом за ней было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. 9, 10, 11).
Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 27.02.2014 г. N признан факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении (л.д. 15).
Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 11.03.2014 г. N истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области (л.д. 16).
До настоящего времени жилым помещением истец не обеспечена.
Разрешая спор по существу, суд пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению Р. жильем.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области" и от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
При этом ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При таких обстоятельствах, установив факт нарушения прав истца на обеспечение жильем путем, суд правомерно удовлетворил иск в части, обязав ответчика обеспечить истца жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в п. п. 1.2 и 1.4 устанавливает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Законом Нижегородской области от 30.09.2008 г. N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (п. 6 ч. 1 ст. 2).
Данные государственные полномочия в соответствии с ч. 2 ст. 2 названного Закона переданы органам местного самоуправления на неопределенный срок. При этом органы местного самоуправления при исполнении переданных государственных полномочий в силу предписаний п. 1 ч. 2 ст. 4 того же Закона обязаны осуществлять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
В соответствии с Уставом Арзамасского муниципального района Нижегородской области администрация района - исполнительно-распорядительный орган района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области (ст. 40).
Следовательно, именно администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области является лицом, ответственным за обеспечение истца жильем, то есть надлежащим ответчиком по делу.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку основаны на ошибочном применении норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении данного спора суд правильно установил правоотношения сторон, тщательным образом исследовал доказательства, представленные сторонами, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. В решении в соответствии со ст. 67 ГПК РФ приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, а другие отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 8 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.11.2016 ПО ДЕЛУ N 33-13602/2016
Требование: Об обеспечении жильем по договору найма специализированного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 ноября 2016 г. по делу N 33-13602/2016
Судья: Гульовская Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.,
судей: Нижегородцевой И.Л. и Пятовой Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Д.
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 8 июня 2016 года
гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора и Р. к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о понуждении приобрести жилое помещение и заключить договора найма специализированного жилищного фонда,
и, заслушав доклад судьи Пятовой Н.Л., выслушав прокурора Абакарова А.А.,
установила:
Арзамасский городской прокурор обратился в суд с настоящим иском к ответчику в интересах истца, указывая, что Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 11.03.2014 г. N она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского района Нижегородской области, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. В этой связи Арзамасский городской прокурор, действуя в интересах Р., просит суд обязать администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области приобрести истцу жилое помещение в черте границ Арзамасского муниципального района, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м), и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения, установив разумный срок для устранения выявленных нарушений.
Решением суда от 8 июня 2016 года на администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области возложена обязанность предоставить Р. в черте границ Арзамасского муниципального района Нижегородской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда размером не ниже 30 кв. м, установив срок исполнения - 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, в частности, на то, что администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по делу, что у нее отсутствуют денежные средства на обеспечение жильем истца. Также ссылается на нарушение порядка очередности и нарушение прав и законных интересов других лиц, состоящих в списке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2).
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в силу следующего.
Материалами дела подтверждено, что Р., <данные изъяты> года рождения, родители которой лишены родительских прав, постановлением администрации Арзамасского района Нижегородской области от 21.03.2002 г. N была передана под опеку, при этом за ней было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. 9, 10, 11).
Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 27.02.2014 г. N признан факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении (л.д. 15).
Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 11.03.2014 г. N истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области (л.д. 16).
До настоящего времени жилым помещением истец не обеспечена.
Разрешая спор по существу, суд пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению Р. жильем.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области" и от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
При этом ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При таких обстоятельствах, установив факт нарушения прав истца на обеспечение жильем путем, суд правомерно удовлетворил иск в части, обязав ответчика обеспечить истца жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в п. п. 1.2 и 1.4 устанавливает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Законом Нижегородской области от 30.09.2008 г. N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (п. 6 ч. 1 ст. 2).
Данные государственные полномочия в соответствии с ч. 2 ст. 2 названного Закона переданы органам местного самоуправления на неопределенный срок. При этом органы местного самоуправления при исполнении переданных государственных полномочий в силу предписаний п. 1 ч. 2 ст. 4 того же Закона обязаны осуществлять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
В соответствии с Уставом Арзамасского муниципального района Нижегородской области администрация района - исполнительно-распорядительный орган района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области (ст. 40).
Следовательно, именно администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области является лицом, ответственным за обеспечение истца жильем, то есть надлежащим ответчиком по делу.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку основаны на ошибочном применении норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении данного спора суд правильно установил правоотношения сторон, тщательным образом исследовал доказательства, представленные сторонами, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. В решении в соответствии со ст. 67 ГПК РФ приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, а другие отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 8 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)