Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 25.12.2015 N 4Г-13998/2015

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 декабря 2015 г. N 4г/2-13998/15


Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца М., поступившую в суд кассационной инстанции 22 декабря 2015 года, на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 04 марта 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 сентября 2015 года в части по гражданскому делу по иску М. к Военному комиссариату Московской области о взыскании денежных средств,

установил:

М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о взыскании денежных средств, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 04 марта 2015 года заявленные М. исковые требования удовлетворены частично; постановлено:
- взыскать с Военного комиссариата в пользу М. денежную компенсацию за наем жилого помещения в сумме "..." руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере "..." руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 сентября 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец М. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии в части отказа в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме, считая их незаконными и необоснованными в оспариваемой части.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Обратившись в суд с настоящим иском, М. указывал на то, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 октября 2008 года М. уволен с военной службы, исключен из списков личного состава; М. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Московской области по городу Чехов и Чеховскому району; 23 сентября 2008 года решением жилищной комиссии М. признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма; с 11 марта 2010 года на основании договора аренды он проживает в квартире N 35, расположенной по адресу: "..."; М. ссылался на то, что на его обращение о выплате компенсации за наем жилого помещения Военный комиссариат Московской области в своем письме от 06 мая 2014 года отказал ему в удовлетворении просьбы, в связи с чем М. просил взыскать с Военного комиссариата Московской области денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 11 марта 2010 года по 30 июня 2014 года в сумме 775 161 руб. 29 коп., исходя из компенсации в размере "..." руб. в месяц для города Москвы.
Рассматривая настоящее дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, по мотивам, изложенным в судебном решении, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных М. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей; указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития; в случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации; согласно редакции данного пункта ст. 15 названного Закона, действовавшей до 01 ноября 2013 года, при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации; Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31 декабря 2004 года N 909 предусмотрено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров; пунктом 2 названного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения" от 27 октября 2012 года N 1103 по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения); размеры компенсации установлены пунктом 2 (1) Постановления; согласно данному пункту, денежная компенсация военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в гг. Москве и Санкт-Петербурге - 15 000 рублей; в других городах и районных центрах - 3 600 рублей; в прочих населенных пунктах - 2 700 рублей; М. проходил военную службу, уволен Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1024 от 18 октября 2008 года, исключен из списков личного состава приказом ЛС-63 от 21 ноября 2008 года; 23 сентября 2008 года М. признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, поставлен на учет в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России; М. состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата Московской области по городу Чехов и Чеховскому району; при этом, согласно паспорту М. зарегистрирован по адресу: "..."; 06 марта 2014 года М. обратился в Военный комиссариат Московской области с заявлением о выплате компенсации за наем жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, исходя из размера компенсации, установленного для города Москвы; письмом от 01 апреля 2014 года начальник отдела Военного комиссариата Московской области по городу Чехов и Чеховскому району сообщил М. о необходимости предоставления следующих документов: выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации об увольнении, справку о получении или неполучении компенсации по форме N 5, копии паспорта свидетельства о регистрации по месту воинского учета; копии расчетного счета в ОАО "Сбербанк России", выписку из списка очередников; 25 апреля 2014 года М. дополнительно представил выписку из приказа и реквизиты банковского счета; письмом от 06 мая 2014 года М. повторно предложено предоставить справку о получении либо неполучении компенсации, копию паспорта и выписку из списков; компенсация за наем жилья М. Военным комиссариатом Московской области не выплачена; обратившись в суд с настоящим иском, М. ставил вопрос о выплате ему компенсации за наем жилья, начиная с 11 марта 2010 года, то есть за тот период, когда действовала прежняя редакция п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих, предусматривающая возможность требования выплаты компенсации за наем жилья военнослужащими, по состоянию на 01 января 2005 года поставленными на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; каких-либо правовых оснований для удовлетворения заявленных М. исковых требований о выплате ему компенсации за наем жилья именно из размера компенсации, установленной для города Москвы и Санкт-Петербурга в настоящем случае не имеется, так как указанная денежная компенсация подлежит выплате в пользу М. исходя из размера компенсации, установленного для иных городов - не превышающем "..." руб. в месяц, поскольку М. состоит на воинском учете в части пенсионного обеспечения в отделе Военного комиссариата Московской области по городу Чехов и Чеховскому району, за период, не превышающий трех лет с даты обращения к ответчику; каких-либо правовых оснований для взыскания с Военного комиссариата Московской области в пользу М. компенсации за наем жилого помещения с 11 марта 2010 года в настоящем случае не имеется; согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года; в соответствии со ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения; в силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права; стороной ответчика заявлено о пропуске М. срока исковой давности; М. заключил договор аренды жилого помещения 11 марта 2010 года; с заявлением в Военный комиссариат Московской области о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения М. обратился только 06 марта 2014 года; тем самым, М. пропущен срок исковой давности по требованию о выплате денежной компенсации за период с 11 марта 2010 года по 06 марта 2011 года; каких-либо уважительных причин пропуска срока исковой давности М., суду представлено не было; тем самым, с Военного комиссариата Московской области в пользу М. подлежит взысканию компенсация только лишь за период с 06 марта 2011 года по 30 июня 2014 года; таким образом, заявленные М. исковые требования подлежат частичному удовлетворении.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения.
Выводы, приведенные в решении суда и в апелляционном определении судебной коллегии, в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, противоположный подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности в оспариваемой части с учетом доводов кассационной жалобы истца М. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 381, 383 ГПК РФ,

определил:

В передаче кассационной жалобы истца М. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 04 марта 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 сентября 2015 года в части по гражданскому делу по иску М. к Военному комиссариату Московской области о взыскании денежных средств - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.

Судья
Московского городского суда
А.А.КНЯЗЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)