Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что ему было отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Самороковская Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е.,
и судей Ефимовой И.Е., Целищева А.А.,
при секретаре С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е. дело по апелляционной жалобе Г.С.Н. на решение Никулинского районного суда города Москвы от 22 марта 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Г.С.Н. к Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 о признании незаконным решения Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 от 22.09.2016 г. об отказе Г.С.Н. и членам его семьи: жене, сыну * года рождения, сыну * года рождения в принятии на жилищный учет; об обязании Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 рассмотреть вопрос о признании Г.С.Н. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства - оставить без удовлетворения.
Г.С.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 о признании незаконным решения Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 от 22.09.2016 г. об отказе Г.С.Н. и членам его семьи: жене, сыну <...> года рождения, сыну <...> года рождения в принятии на жилищный учет; об обязании Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 рассмотреть вопрос о признании Г.С.Н. и членов его семь нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства, мотивируя свои требования тем, что 11.02.2016 г. уволен с военной службы при общей продолжительности военной службы 20 календарных лет. В связи с необеспеченностью жилым помещением по установленным нормам, при увольнении с военной службы, Истец обратился в Центральную жилищную комиссию в/ч 95006 с просьбой признать Г.С.Н. и его семью нуждающейся в жилом помещении. Решением ЦЖК от 22 сентября 2016 г., оформленным протоколом N * Истцу было отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что предоставленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В судебное заседание истец Г.С.Н. не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности адвоката Трофимова Ю.Е., который заявленные требования своего доверителя поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 - Ф. явился, заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать в полном объеме, согласно доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
В судебное заседание представитель 3 лица в/ч 52583 не явился, извещен надлежащим образом.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит по доводам жалобы Г.С.Н.
Г.С.Н. на заседание судебной коллегии не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика - Ф., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 3 Правил установлено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением соответствующих документов.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
По смыслу части 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из содержания частей 3, 4 статьи 52 ЖК РФ вытекают требования о необходимости подачи заявления о принятии на учет и предоставления документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 5 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений части 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим жилым помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Решением Совета Чеховского муниципального района Московской области от 30 октября 2015 г. N 83/12 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в муниципальном образовании Чеховский муниципальный район Московской области" установлена учетная норма в размере 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Г.С.Н. проходил военную службу по контракту в в/ч 52583 с 11.02.1998 г. по 11.02.2016 г. Уволен с военной службы по истечении срока контракта. Общая продолжительность военной службы 20 лет.
02 августа 2016 Истец Г.С.Н. обратился в ЦЖК с повторным заявлением о принятии его и членов семьи: супруга - Г.Е., сын - Г.М., * года рождения, сын - Г.М., * года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма, в избранном месте жительства - город Чехов Московской области. Данное заявление было подписано, в том числе супругой Г.С.Н. - Г.Е.
Из представленной в материалах дела выписки из домой книги от 19.01.2016 следует, что Г.С.Н., его дети (сын - Максим, сын - Матвей) и мать (Г.Т.) зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 29.7 кв. м, расположенном по адресу: *. Г.Т. является собственником жилого помещения, приватизировавшая его на себя в 2007 году.
Супруга Г.С.Н. - Г.Е., согласно выписке из домовой книги от 02.08.2016, зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: *, общей площадью 26. 4 кв. м.
Решением ЦЖК от 20 сентября 2016 г. (протокол N 14) Истцу было отказано в принятии на жилищный учет в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно оставлено без изменения решение ЦЖК от 02 марта 2016 года (протокол N 3) в части отказа в признании нуждающимися в жилых помещениях Г.С.Н. и членам его семьи.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение ЦЖК, согласно которому истцу было отказано в принятии на жилищный учет, было принято в соответствии с требования закона, поскольку площадь жилых помещений, находящихся в пользовании у истца и членов его семьи составляет более учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи, установленной решением Совета Чеховского муниципального района Московской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что Г.С.Н. временно пользуется жилой площадью, принадлежащей на праве собственности его матери, являются несостоятельными, поскольку Г.С.Н. был вселен в жилое помещение в 1993 году и силу положений статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривающей, что действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, в силу закона Г.С.Н. имеет равные права пользования этим помещением с собственником, а права его детей на жилую площадь производны от его права.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что супруга Г.С.Н. - Г.Е. не обеспечена жилым помещением, поскольку жилое помещение, предоставлено Г.Е. на период трудовых отношений и является служебной площадью, является несостоятельной в силу следующего.
Как следует из материалов дела, супруга Г.С.Н. - Г.Е., согласно выписке из домовой книги от 02.08.2016, зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: *, общей площадью 26. 4 кв. м.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Постановлением Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 11.04.2012 г. по делу N А41-30573/10 на Администрацию г. Чехова Московской области возложена обязанность в срок до 04.05.12 принять в муниципальную собственность находящиеся на балансе ОАО "Чеховский завод энергетического машиностроения" общежития по адресу: * с инвентарными номерами * и * без каких-либо дополнительных условий.
В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу статьи 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в таком жилом помещении должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение и с ними должен заключаться договор социального найма как с нанимателем.
Каждая сторона, если иное не предусмотрено федеральным законом, согласно положений части 1 статьи 55, части 1 статьи 56 и части 1 статьи 57 ГПК РФ, должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, путем представления суду соответствующих доказательств, содержащих сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
С момента заселения Г.Е. проживает в выделенной ей комнате, вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, что подтверждается выписками из финансово-лицевого счета и домовой книги.
Таким образом, Г.Е., согласно предоставленных документов в ЦЖК, проживает на праве пользования по договору социального найма в жилом помещении по договору социального найма по адресу: *, общей площадью 26,4 кв. м, находящейся в муниципальной собственности.
При этом, в нарушении ст. 56 ГПК РФ, стороной Истца не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о принадлежности данного жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что площадь жилых помещений, находящихся на праве пользования у Истца и членов его семьи, составляет 44.22 кв. м, что составляет более учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи, установленной решением Совета Чеховского муниципального района Московской области от 30 октября 2015 г. N 83/12.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что истец обращался к ответчику еще в период прохождения службы является несостоятельной в силу следующего.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 15 Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания статьи 15 Федерального закона право на обеспечение истца жилым помещением по избранному месту жительства возникает только при наличии определенных условий, а именно при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 (далее - Правила), признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона (далее военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 3 Правил установлено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 1 Порядка обеспечения военнослужащих войсковой части 95006 жилыми помещениями по договору социального найма, утвержденного Приказом ГУСП от 16 января 2012 г. N 3 (зарегистрировано в Минюсте России 4 апреля 2012 г. N 23730) для признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие подают заявление лично (заказным письмом), по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к Порядку) в уполномоченный орган, к которому прикладывают соответствующие документы. Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Из смысла пункта 1 статьи 1 Федерального закона следует, что совокупность прав, свобод, гарантированных государством для военнослужащих, обусловлена их статусом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Буквальное толкование указанного пункта Федерального закона "О статусе военнослужащих" приводит к выводу, что статус военнослужащих, обусловливающий права и свободы, в том числе в части жилищного обеспечения, действует в отношении граждан с начала военной службы и прекращает свое действие с момента окончания военной службы.
В соответствии с пунктом 10 и 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" началом военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Следовательно, после исключения из списков личного состава воинской части в отношении военнослужащего перестают действовать предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" права, свободы и преимущества, в том числе право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о принятии на жилищный учет как военнослужащего.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Из правового смысла пункта 14 статьи 15 Федерального закона следует, что право на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства при наличии соответствующих условий имеют военнослужащие при увольнении с военной службы в связи с изменением места жительства.
Существенными для реализации такого права являются следующие обстоятельства:
1) гражданин, изъявивший желание получить жилое помещение по избранному месту жительства, должен обладать статусом военнослужащего;
2) желание военнослужащего об изменении места жительства после увольнения с военной службы должно быть заявлено при увольнении с военной службы.
Таким образом, жилищные гарантии, предусмотренные пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с учетом положений пунктов 10 и 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащие вправе реализовать до момента исключения их из списков личного состава воинской части. Заявление о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства может быть подано военнослужащим до момента его исключения из списков личного состава воинской части и до утраты им в связи с этим статуса военнослужащего.
Истец проходил военную службу в войсковой части 52583 с 11.02.1998 года по 11.02.2016 года.
Таким образом, Г.С.Н. обратился в ЦЖК уже после увольнения с военной службы (исключения из списков части) в период, когда был утрачен статус военнослужащего, при этом в нарушении ст. 56 ГПК РФ, стороной Истца не представлено доказательств обращения Истца в ЦЖК до увольнения из ВС РФ.
Кроме того, как следует из копии Решения Никулинского районного суда г. Москвы от 28.07.2016 г., вступившего в законную силу 14.11.2016 г., Истцом ранее обжаловался аналогичный отказ ЦЖК, в удовлетворении требований Г.С.Н. было отказано. Соответственно оснований для восстановления срока об обжаловании решения ЦЖК войсковой части 95006 от 22 сентября 2016 г. не имеется. Решение суда вступило в законную силу.
Выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Никулинского районного суда города Москвы от 22 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-37512/2017
Требование: О признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части об отказе в принятии на жилищный учет, обязании рассмотреть вопрос о признании нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что ему было отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2017 г. по делу N 33-37512
Судья Самороковская Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е.,
и судей Ефимовой И.Е., Целищева А.А.,
при секретаре С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е. дело по апелляционной жалобе Г.С.Н. на решение Никулинского районного суда города Москвы от 22 марта 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Г.С.Н. к Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 о признании незаконным решения Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 от 22.09.2016 г. об отказе Г.С.Н. и членам его семьи: жене, сыну * года рождения, сыну * года рождения в принятии на жилищный учет; об обязании Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 рассмотреть вопрос о признании Г.С.Н. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства - оставить без удовлетворения.
установила:
Г.С.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 о признании незаконным решения Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 от 22.09.2016 г. об отказе Г.С.Н. и членам его семьи: жене, сыну <...> года рождения, сыну <...> года рождения в принятии на жилищный учет; об обязании Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 рассмотреть вопрос о признании Г.С.Н. и членов его семь нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства, мотивируя свои требования тем, что 11.02.2016 г. уволен с военной службы при общей продолжительности военной службы 20 календарных лет. В связи с необеспеченностью жилым помещением по установленным нормам, при увольнении с военной службы, Истец обратился в Центральную жилищную комиссию в/ч 95006 с просьбой признать Г.С.Н. и его семью нуждающейся в жилом помещении. Решением ЦЖК от 22 сентября 2016 г., оформленным протоколом N * Истцу было отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что предоставленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В судебное заседание истец Г.С.Н. не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности адвоката Трофимова Ю.Е., который заявленные требования своего доверителя поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 - Ф. явился, заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать в полном объеме, согласно доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
В судебное заседание представитель 3 лица в/ч 52583 не явился, извещен надлежащим образом.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит по доводам жалобы Г.С.Н.
Г.С.Н. на заседание судебной коллегии не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика - Ф., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 3 Правил установлено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением соответствующих документов.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
По смыслу части 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из содержания частей 3, 4 статьи 52 ЖК РФ вытекают требования о необходимости подачи заявления о принятии на учет и предоставления документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 5 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений части 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим жилым помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Решением Совета Чеховского муниципального района Московской области от 30 октября 2015 г. N 83/12 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в муниципальном образовании Чеховский муниципальный район Московской области" установлена учетная норма в размере 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Г.С.Н. проходил военную службу по контракту в в/ч 52583 с 11.02.1998 г. по 11.02.2016 г. Уволен с военной службы по истечении срока контракта. Общая продолжительность военной службы 20 лет.
02 августа 2016 Истец Г.С.Н. обратился в ЦЖК с повторным заявлением о принятии его и членов семьи: супруга - Г.Е., сын - Г.М., * года рождения, сын - Г.М., * года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма, в избранном месте жительства - город Чехов Московской области. Данное заявление было подписано, в том числе супругой Г.С.Н. - Г.Е.
Из представленной в материалах дела выписки из домой книги от 19.01.2016 следует, что Г.С.Н., его дети (сын - Максим, сын - Матвей) и мать (Г.Т.) зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 29.7 кв. м, расположенном по адресу: *. Г.Т. является собственником жилого помещения, приватизировавшая его на себя в 2007 году.
Супруга Г.С.Н. - Г.Е., согласно выписке из домовой книги от 02.08.2016, зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: *, общей площадью 26. 4 кв. м.
Решением ЦЖК от 20 сентября 2016 г. (протокол N 14) Истцу было отказано в принятии на жилищный учет в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно оставлено без изменения решение ЦЖК от 02 марта 2016 года (протокол N 3) в части отказа в признании нуждающимися в жилых помещениях Г.С.Н. и членам его семьи.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение ЦЖК, согласно которому истцу было отказано в принятии на жилищный учет, было принято в соответствии с требования закона, поскольку площадь жилых помещений, находящихся в пользовании у истца и членов его семьи составляет более учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи, установленной решением Совета Чеховского муниципального района Московской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что Г.С.Н. временно пользуется жилой площадью, принадлежащей на праве собственности его матери, являются несостоятельными, поскольку Г.С.Н. был вселен в жилое помещение в 1993 году и силу положений статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривающей, что действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, в силу закона Г.С.Н. имеет равные права пользования этим помещением с собственником, а права его детей на жилую площадь производны от его права.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что супруга Г.С.Н. - Г.Е. не обеспечена жилым помещением, поскольку жилое помещение, предоставлено Г.Е. на период трудовых отношений и является служебной площадью, является несостоятельной в силу следующего.
Как следует из материалов дела, супруга Г.С.Н. - Г.Е., согласно выписке из домовой книги от 02.08.2016, зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: *, общей площадью 26. 4 кв. м.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Постановлением Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 11.04.2012 г. по делу N А41-30573/10 на Администрацию г. Чехова Московской области возложена обязанность в срок до 04.05.12 принять в муниципальную собственность находящиеся на балансе ОАО "Чеховский завод энергетического машиностроения" общежития по адресу: * с инвентарными номерами * и * без каких-либо дополнительных условий.
В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу статьи 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в таком жилом помещении должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение и с ними должен заключаться договор социального найма как с нанимателем.
Каждая сторона, если иное не предусмотрено федеральным законом, согласно положений части 1 статьи 55, части 1 статьи 56 и части 1 статьи 57 ГПК РФ, должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, путем представления суду соответствующих доказательств, содержащих сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
С момента заселения Г.Е. проживает в выделенной ей комнате, вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, что подтверждается выписками из финансово-лицевого счета и домовой книги.
Таким образом, Г.Е., согласно предоставленных документов в ЦЖК, проживает на праве пользования по договору социального найма в жилом помещении по договору социального найма по адресу: *, общей площадью 26,4 кв. м, находящейся в муниципальной собственности.
При этом, в нарушении ст. 56 ГПК РФ, стороной Истца не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о принадлежности данного жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что площадь жилых помещений, находящихся на праве пользования у Истца и членов его семьи, составляет 44.22 кв. м, что составляет более учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи, установленной решением Совета Чеховского муниципального района Московской области от 30 октября 2015 г. N 83/12.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что истец обращался к ответчику еще в период прохождения службы является несостоятельной в силу следующего.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 15 Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания статьи 15 Федерального закона право на обеспечение истца жилым помещением по избранному месту жительства возникает только при наличии определенных условий, а именно при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 (далее - Правила), признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона (далее военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 3 Правил установлено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 1 Порядка обеспечения военнослужащих войсковой части 95006 жилыми помещениями по договору социального найма, утвержденного Приказом ГУСП от 16 января 2012 г. N 3 (зарегистрировано в Минюсте России 4 апреля 2012 г. N 23730) для признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие подают заявление лично (заказным письмом), по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к Порядку) в уполномоченный орган, к которому прикладывают соответствующие документы. Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Из смысла пункта 1 статьи 1 Федерального закона следует, что совокупность прав, свобод, гарантированных государством для военнослужащих, обусловлена их статусом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Буквальное толкование указанного пункта Федерального закона "О статусе военнослужащих" приводит к выводу, что статус военнослужащих, обусловливающий права и свободы, в том числе в части жилищного обеспечения, действует в отношении граждан с начала военной службы и прекращает свое действие с момента окончания военной службы.
В соответствии с пунктом 10 и 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" началом военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Следовательно, после исключения из списков личного состава воинской части в отношении военнослужащего перестают действовать предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" права, свободы и преимущества, в том числе право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о принятии на жилищный учет как военнослужащего.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Из правового смысла пункта 14 статьи 15 Федерального закона следует, что право на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства при наличии соответствующих условий имеют военнослужащие при увольнении с военной службы в связи с изменением места жительства.
Существенными для реализации такого права являются следующие обстоятельства:
1) гражданин, изъявивший желание получить жилое помещение по избранному месту жительства, должен обладать статусом военнослужащего;
2) желание военнослужащего об изменении места жительства после увольнения с военной службы должно быть заявлено при увольнении с военной службы.
Таким образом, жилищные гарантии, предусмотренные пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с учетом положений пунктов 10 и 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащие вправе реализовать до момента исключения их из списков личного состава воинской части. Заявление о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства может быть подано военнослужащим до момента его исключения из списков личного состава воинской части и до утраты им в связи с этим статуса военнослужащего.
Истец проходил военную службу в войсковой части 52583 с 11.02.1998 года по 11.02.2016 года.
Таким образом, Г.С.Н. обратился в ЦЖК уже после увольнения с военной службы (исключения из списков части) в период, когда был утрачен статус военнослужащего, при этом в нарушении ст. 56 ГПК РФ, стороной Истца не представлено доказательств обращения Истца в ЦЖК до увольнения из ВС РФ.
Кроме того, как следует из копии Решения Никулинского районного суда г. Москвы от 28.07.2016 г., вступившего в законную силу 14.11.2016 г., Истцом ранее обжаловался аналогичный отказ ЦЖК, в удовлетворении требований Г.С.Н. было отказано. Соответственно оснований для восстановления срока об обжаловании решения ЦЖК войсковой части 95006 от 22 сентября 2016 г. не имеется. Решение суда вступило в законную силу.
Выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Никулинского районного суда города Москвы от 22 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)