Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Черонко Е.В., Савина А.И.
при секретаре В.А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Питкярантского муниципального района на решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 15 сентября 2015 г. по иску прокурора Питкярантского района Республики Карелия в интересах Ф.М.Т. к администрации Питкярантского муниципального района, Министерству образования Республики Карелия о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Черонко Е.В., судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд с иском в интересах Ф.М.Т. по тем основаниям, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет возможности проживать в закрепленном за ней ранее жилом помещении по адресу <...>, признанном непригодным для проживания, состоит на учете в качестве лица из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Ссылаясь на Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Республики Карелия "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", прокурор, уточнив заявленные требования, просил обязать администрацию Питкярантского муниципального района предоставить в Министерство образования Республики Карелия необходимые сведения для включения Ф.М.Т. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать Министерство образования Республики Карелия включить Ф.М.Т. в указанный список, обязать администрацию Питкярантского муниципального района предоставить Ф.М.Т. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <...> не менее <...> кв. м общей площади.
Решением суда иск удовлетворен.
С решением не согласен ответчик администрация Питкярантского муниципального района, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его изменить. Указывает на то, что органы местного самоуправления, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Финансовое обеспечение организации и осуществления деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия является расходным обязательством Республики Карелия. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Считает, что решение суда необходимо дополнить, обязав Министерство образования Республики Карелия профинансировать мероприятия по приобретению жилья для истицы. Отсутствие указанного дополнения сделает невозможным исполнение решения суда, поскольку муниципальному району в <...> г. выделено <...> тыс. руб. на приобретение жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Невозможность исполнения решения суда повлечет наложение штрафов службой судебных приставов и нарушение прав Ф.М.Т., которая относится к социально незащищенной категории граждан.
Администрация Питкярантского муниципального района, выполняющая государственные полномочия по опеке и попечительству, направила в суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие специалистов опеки и попечительства, указав, что орган опеки и попечительства не возражает против внесения дополнения в резолютивную часть решения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Заслушав прокурора Волкову Е.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (пп. 2 п. 4 ст. 8 вышеуказанного закона).
В силу п. 7 ст. 8 закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 этой же статьи закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 8 ст. 8 закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона (п. 3 ст. 8).
Законом Республики Карелия "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлен порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, который определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Согласно п. 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 N 129-П), благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Питкярантского городского суда Республики Карелия от <...> мать Ф.М.Т. лишена родительских прав.
Постановлением администрации Питкярантского муниципального района от <...> N над несовершеннолетней <...> (Ф.) М.Т. учреждено попечительство и закреплено право пользования жилым помещением по адресу <...>.
Межведомственной комиссией закрепленное за Ф.М.Т. жилое помещение признано непригодным для проживания, что подтверждается актом обследования помещения от <...>.
Постановлением администрации <...> сельского поселения <...> от <...> N утверждено решение жилищно-бытовой комиссии о принятии Ф.М.Т. на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с признанием дома по указанному адресу непригодным для проживания.
Постановлением администрации Питкярантского муниципального района от <...> N истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ф.М.Т. зарегистрирована по адресу <...>, в настоящее время временно не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком, с <...> г. проживает в арендованной квартире в <...>.
Жилых помещений в собственности истицы не имеется, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от <...>.
Ответчиками не оспаривается право истицы на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, при этом необходимые сведения своевременно в Министерство образования Республики Карелия направлены не были.
Возлагая на администрацию Питкярантского муниципального района обязанность по предоставлению Ф.М.Т. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда общей площадью не менее установленной нормы предоставления, суд обоснованно исходил из того, что в настоящее время Ф.М.Т., не имеющая возможности проживать в ранее занимаемом ею жилом помещении, признанном непригодным для проживания, подлежит обеспечению специализированным жилым помещением в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 15 сентября 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Питкярантского муниципального района - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 01.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4458/2015
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2015 г. по делу N 33-4458/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Черонко Е.В., Савина А.И.
при секретаре В.А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Питкярантского муниципального района на решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 15 сентября 2015 г. по иску прокурора Питкярантского района Республики Карелия в интересах Ф.М.Т. к администрации Питкярантского муниципального района, Министерству образования Республики Карелия о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Черонко Е.В., судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд с иском в интересах Ф.М.Т. по тем основаниям, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет возможности проживать в закрепленном за ней ранее жилом помещении по адресу <...>, признанном непригодным для проживания, состоит на учете в качестве лица из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Ссылаясь на Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Республики Карелия "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", прокурор, уточнив заявленные требования, просил обязать администрацию Питкярантского муниципального района предоставить в Министерство образования Республики Карелия необходимые сведения для включения Ф.М.Т. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать Министерство образования Республики Карелия включить Ф.М.Т. в указанный список, обязать администрацию Питкярантского муниципального района предоставить Ф.М.Т. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <...> не менее <...> кв. м общей площади.
Решением суда иск удовлетворен.
С решением не согласен ответчик администрация Питкярантского муниципального района, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его изменить. Указывает на то, что органы местного самоуправления, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Финансовое обеспечение организации и осуществления деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия является расходным обязательством Республики Карелия. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Считает, что решение суда необходимо дополнить, обязав Министерство образования Республики Карелия профинансировать мероприятия по приобретению жилья для истицы. Отсутствие указанного дополнения сделает невозможным исполнение решения суда, поскольку муниципальному району в <...> г. выделено <...> тыс. руб. на приобретение жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Невозможность исполнения решения суда повлечет наложение штрафов службой судебных приставов и нарушение прав Ф.М.Т., которая относится к социально незащищенной категории граждан.
Администрация Питкярантского муниципального района, выполняющая государственные полномочия по опеке и попечительству, направила в суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие специалистов опеки и попечительства, указав, что орган опеки и попечительства не возражает против внесения дополнения в резолютивную часть решения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Заслушав прокурора Волкову Е.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (пп. 2 п. 4 ст. 8 вышеуказанного закона).
В силу п. 7 ст. 8 закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 этой же статьи закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 8 ст. 8 закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона (п. 3 ст. 8).
Законом Республики Карелия "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлен порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, который определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Согласно п. 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 N 129-П), благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Питкярантского городского суда Республики Карелия от <...> мать Ф.М.Т. лишена родительских прав.
Постановлением администрации Питкярантского муниципального района от <...> N над несовершеннолетней <...> (Ф.) М.Т. учреждено попечительство и закреплено право пользования жилым помещением по адресу <...>.
Межведомственной комиссией закрепленное за Ф.М.Т. жилое помещение признано непригодным для проживания, что подтверждается актом обследования помещения от <...>.
Постановлением администрации <...> сельского поселения <...> от <...> N утверждено решение жилищно-бытовой комиссии о принятии Ф.М.Т. на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с признанием дома по указанному адресу непригодным для проживания.
Постановлением администрации Питкярантского муниципального района от <...> N истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ф.М.Т. зарегистрирована по адресу <...>, в настоящее время временно не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком, с <...> г. проживает в арендованной квартире в <...>.
Жилых помещений в собственности истицы не имеется, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от <...>.
Ответчиками не оспаривается право истицы на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, при этом необходимые сведения своевременно в Министерство образования Республики Карелия направлены не были.
Возлагая на администрацию Питкярантского муниципального района обязанность по предоставлению Ф.М.Т. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда общей площадью не менее установленной нормы предоставления, суд обоснованно исходил из того, что в настоящее время Ф.М.Т., не имеющая возможности проживать в ранее занимаемом ею жилом помещении, признанном непригодным для проживания, подлежит обеспечению специализированным жилым помещением в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 15 сентября 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Питкярантского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)