Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановской Е.Н.,
судей Александровой Г.С., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2015 года по делу N А40-85443/2015, принятое судьей Давыдовой О.В.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ФЕМИДА" (ОГРН 1037739487620, ИНН 7726014969)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
3-и лица - Общество с ограниченной ответственностью "АБН-Консалт", Общество с ограниченной ответственностью "АА Оценка и Кадастр"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи нежилого помещения
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Семенюк О.О. по доверенности от 08.07.2015 г.
от ответчика: Гречко А.В. по доверенности от 30.12.2014 г.
В судебное заседание не явились: представители 3-их лиц - извещены.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ФЕМИДА" (далее - ООО "ФЕМИДА") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) об урегулировании разногласий, возникший при заключении 4 договоров купли-продажи, признании отчетов об оценке рыночной стоимости объектов нежилого фонда недостоверными.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 08 мая 2015 года по делу N А40-6064/2015 выделены требования о признании отчета от 10.09.2014 N 743Г/113 об оценке рыночной стоимости объекта нежилого фонда, выполненного ООО "АБН-Консалт" и положительного экспертного заключения от 17.09.2014 N 1758/С-14, подготовленного НП СРО "СВОД" недостоверным; об урегулировании разногласий, возникших между ООО "ФЕМИДА" и Департаментом городского имущества города Москвы при заключении договора купли-продажи нежилого помещения площадью 75,3 кв. м, (этаж 1, пом. III, комн. 1-12), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Булатниковский проезд, д. 6, корп. 3. Делу присвоен номер А40-85443/2015.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2015 года по делу N А40-85443/2015 урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи. В удовлетворении исковых требований о признании отчета от 10.09.2014 N 743Г/113 об оценке рыночной стоимости объекта нежилого фонда, выполненного ООО "АБН-Консалт" и положительного экспертного заключения от 17.09.2014 N 1758/С-14, подготовленное НП СРО "СВОД" недостоверным - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное выше решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с ценой выкупа спорного объекта, определенной по результатам проведения судебной экспертизы.
Представитель Департамента в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы отклонил, считает решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
3-и лица, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени настоящего судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили.
Проверив правильность применения норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как установлено материалами дела, ООО "ФЕМИДА" на основании договора на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, заключенного с Департаментом имущества города Москвы от 03.12.2007 г. N 06-01324/07, является Арендатором нежилого помещения общей площадью 75,3 кв. м (этаж 1, пом. III, комн. 1-12), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Булатниковский проезд, д. 6, корп. 3).
Согласно п. 2.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 13.08.2012 г.), срок его действия составляет по 30.06.2015 г.
Договор и дополнительное соглашение к нему зарегистрированы в ЕГРП в установленном законом порядке.
Из материалов дела усматривается, что 21.07.2014 г. ООО "ФЕМИДА" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о выкупе арендуемых помещений в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ).
По результатам рассмотрения указанного заявления 10.11.2014 г. Департамент направил ООО "ФЕМИДА" проект договора купли-продажи помещения, в котором было указано, что цена объекта составляет 8 334 000 руб. в соответствии с Отчетом об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 10.09.2014 г. N 743Г/113, выполненным ООО "АНБ-Консалт" и положительным экспертным заключением от 17.09.2014. N 1758/С-14, подготовленным НП СРО "СВОД".
В ответ на предложение Департамента, ООО "ФЕМИДА" 17.11.2014 г. подало в Службу "Одного окна" письмо, в котором выразило волю на заключение договора купли-продажи помещения, однако в протоколе разногласий Арендатор указал цену помещения в размере 5 626 864 рублей, определенную в соответствии с Отчетом об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от 28.07.2014 г. N 14/07-СН-5/1, выполненным ООО "АА Оценка и кадастр".
Поскольку Департамент городского имущества города Москвы письмом от 15.01.2015 г. отказался от подписания договора купли-продажи с представленным протоколом разногласий, так как не согласился с предложенной Арендатором выкупной ценой, ООО "ФЕМИДА" обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Так, согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно пункту 5 статьи 3 названного Федерального закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу статьи 3 Закона субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Данное право может быть реализовано при наличии в совокупности четырех условий, предусмотренных этой статьей, в том числе - если арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого или среднего предпринимательства непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу данного Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение указанного срока; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с положениями пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ, статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (в редакции от 02.07.2010 г., действовавшей на момент обращения истца к ответчику), ООО "ФЕМИДА" имеет преимущественное право на приобретение в собственность арендуемых помещений: во-первых, ООО "ФЕМИДА" является субъектом малого предпринимательства в силу соответствия критериям, установленным положениями статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ, что также подтверждается выпиской из базы данных Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, помещения непрерывно арендуются истцом на протяжении более 2-х лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ; во-вторых, у истца отсутствует задолженность по арендной плате, а площадь арендуемых нежилых помещений, не превышает предельного значения площади, установленного частью 2 статьи 12 Закона города Москвы "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 17.12.2008 N 66, при этом арендуемое помещения не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Оспаривая состоявшийся судебный акт, ответчик ссылается на то, что стоимость выкупаемого объекта вправе устанавливать только его собственник, в связи с чем установление стоимости спорного объекта на основании проведенной судебной экспертизы полагает неправомерным.
Между тем, как отмечено выше, статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ установлено, что цена арендуемого имущества, отчуждаемого из государственной или муниципальной собственности, устанавливается как рыночная стоимость и определяется независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу положений части 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ дата получения от субъекта малого или среднего предпринимательства заявления о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества является началом исчисления срока, в течение которого уполномоченный орган обязан обеспечить проведение оценки рыночной стоимости выкупаемого имущества.
При этом оценка рыночной стоимости выкупаемого имущества должна определяться независимым оценщиком на дату получения уполномоченным органом от субъекта малого или среднего предпринимательства надлежащего заявления о реализации им предоставленного Законом N 159-ФЗ преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда российской Федерации в постановлении от 18.10.2012 г. N 7240/12 по делу N А57-9149/2010.
В связи с тем, что представленные сторонами отчеты оценщиков содержали различную стоимость выкупаемого объекта, в рамках рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции была проведена судебная экспертиза, в результате которой экспертом ООО "Землеустройство, городской кадастр и оценка" выполнено экспертное исследование, согласно которому рыночная стоимость спорного помещения на дату 21.07.2014 г. составила 6 210 169 руб. руб. 00 коп., без учета НДС.
В судебном заседании от 23.07.2015 эксперт Горев В.Н. дал пояснения по экспертному заключению (т. 3, л.д. 103).
Оценив представленное в материалы дела заключение судебной экспертизы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его соответствии требованиям Закона об оценочной деятельности и надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного объекта недвижимости. Основания полагать иное, ответчиком суду не представлено.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента городского имущества города Москвы по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 110, 176, 266 - 268, 269 пунктом 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2015 года по делу N А40-85443/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.Н.БАРАНОВСКАЯ
Судьи
Г.С.АЛЕКСАНДРОВА
Н.И.ПАНКРАТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2015 N 09АП-52081/2015 ПО ДЕЛУ N А40-85443/2015
Разделы:Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2015 г. N 09АП-52081/2015
Дело N А40-85443/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановской Е.Н.,
судей Александровой Г.С., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2015 года по делу N А40-85443/2015, принятое судьей Давыдовой О.В.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ФЕМИДА" (ОГРН 1037739487620, ИНН 7726014969)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
3-и лица - Общество с ограниченной ответственностью "АБН-Консалт", Общество с ограниченной ответственностью "АА Оценка и Кадастр"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи нежилого помещения
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Семенюк О.О. по доверенности от 08.07.2015 г.
от ответчика: Гречко А.В. по доверенности от 30.12.2014 г.
В судебное заседание не явились: представители 3-их лиц - извещены.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ФЕМИДА" (далее - ООО "ФЕМИДА") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) об урегулировании разногласий, возникший при заключении 4 договоров купли-продажи, признании отчетов об оценке рыночной стоимости объектов нежилого фонда недостоверными.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 08 мая 2015 года по делу N А40-6064/2015 выделены требования о признании отчета от 10.09.2014 N 743Г/113 об оценке рыночной стоимости объекта нежилого фонда, выполненного ООО "АБН-Консалт" и положительного экспертного заключения от 17.09.2014 N 1758/С-14, подготовленного НП СРО "СВОД" недостоверным; об урегулировании разногласий, возникших между ООО "ФЕМИДА" и Департаментом городского имущества города Москвы при заключении договора купли-продажи нежилого помещения площадью 75,3 кв. м, (этаж 1, пом. III, комн. 1-12), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Булатниковский проезд, д. 6, корп. 3. Делу присвоен номер А40-85443/2015.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2015 года по делу N А40-85443/2015 урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи. В удовлетворении исковых требований о признании отчета от 10.09.2014 N 743Г/113 об оценке рыночной стоимости объекта нежилого фонда, выполненного ООО "АБН-Консалт" и положительного экспертного заключения от 17.09.2014 N 1758/С-14, подготовленное НП СРО "СВОД" недостоверным - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное выше решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с ценой выкупа спорного объекта, определенной по результатам проведения судебной экспертизы.
Представитель Департамента в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы отклонил, считает решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
3-и лица, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени настоящего судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили.
Проверив правильность применения норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как установлено материалами дела, ООО "ФЕМИДА" на основании договора на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, заключенного с Департаментом имущества города Москвы от 03.12.2007 г. N 06-01324/07, является Арендатором нежилого помещения общей площадью 75,3 кв. м (этаж 1, пом. III, комн. 1-12), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Булатниковский проезд, д. 6, корп. 3).
Согласно п. 2.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 13.08.2012 г.), срок его действия составляет по 30.06.2015 г.
Договор и дополнительное соглашение к нему зарегистрированы в ЕГРП в установленном законом порядке.
Из материалов дела усматривается, что 21.07.2014 г. ООО "ФЕМИДА" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о выкупе арендуемых помещений в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ).
По результатам рассмотрения указанного заявления 10.11.2014 г. Департамент направил ООО "ФЕМИДА" проект договора купли-продажи помещения, в котором было указано, что цена объекта составляет 8 334 000 руб. в соответствии с Отчетом об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 10.09.2014 г. N 743Г/113, выполненным ООО "АНБ-Консалт" и положительным экспертным заключением от 17.09.2014. N 1758/С-14, подготовленным НП СРО "СВОД".
В ответ на предложение Департамента, ООО "ФЕМИДА" 17.11.2014 г. подало в Службу "Одного окна" письмо, в котором выразило волю на заключение договора купли-продажи помещения, однако в протоколе разногласий Арендатор указал цену помещения в размере 5 626 864 рублей, определенную в соответствии с Отчетом об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от 28.07.2014 г. N 14/07-СН-5/1, выполненным ООО "АА Оценка и кадастр".
Поскольку Департамент городского имущества города Москвы письмом от 15.01.2015 г. отказался от подписания договора купли-продажи с представленным протоколом разногласий, так как не согласился с предложенной Арендатором выкупной ценой, ООО "ФЕМИДА" обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Так, согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно пункту 5 статьи 3 названного Федерального закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу статьи 3 Закона субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Данное право может быть реализовано при наличии в совокупности четырех условий, предусмотренных этой статьей, в том числе - если арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого или среднего предпринимательства непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу данного Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение указанного срока; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с положениями пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ, статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (в редакции от 02.07.2010 г., действовавшей на момент обращения истца к ответчику), ООО "ФЕМИДА" имеет преимущественное право на приобретение в собственность арендуемых помещений: во-первых, ООО "ФЕМИДА" является субъектом малого предпринимательства в силу соответствия критериям, установленным положениями статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ, что также подтверждается выпиской из базы данных Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, помещения непрерывно арендуются истцом на протяжении более 2-х лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ; во-вторых, у истца отсутствует задолженность по арендной плате, а площадь арендуемых нежилых помещений, не превышает предельного значения площади, установленного частью 2 статьи 12 Закона города Москвы "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 17.12.2008 N 66, при этом арендуемое помещения не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Оспаривая состоявшийся судебный акт, ответчик ссылается на то, что стоимость выкупаемого объекта вправе устанавливать только его собственник, в связи с чем установление стоимости спорного объекта на основании проведенной судебной экспертизы полагает неправомерным.
Между тем, как отмечено выше, статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ установлено, что цена арендуемого имущества, отчуждаемого из государственной или муниципальной собственности, устанавливается как рыночная стоимость и определяется независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу положений части 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ дата получения от субъекта малого или среднего предпринимательства заявления о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества является началом исчисления срока, в течение которого уполномоченный орган обязан обеспечить проведение оценки рыночной стоимости выкупаемого имущества.
При этом оценка рыночной стоимости выкупаемого имущества должна определяться независимым оценщиком на дату получения уполномоченным органом от субъекта малого или среднего предпринимательства надлежащего заявления о реализации им предоставленного Законом N 159-ФЗ преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда российской Федерации в постановлении от 18.10.2012 г. N 7240/12 по делу N А57-9149/2010.
В связи с тем, что представленные сторонами отчеты оценщиков содержали различную стоимость выкупаемого объекта, в рамках рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции была проведена судебная экспертиза, в результате которой экспертом ООО "Землеустройство, городской кадастр и оценка" выполнено экспертное исследование, согласно которому рыночная стоимость спорного помещения на дату 21.07.2014 г. составила 6 210 169 руб. руб. 00 коп., без учета НДС.
В судебном заседании от 23.07.2015 эксперт Горев В.Н. дал пояснения по экспертному заключению (т. 3, л.д. 103).
Оценив представленное в материалы дела заключение судебной экспертизы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его соответствии требованиям Закона об оценочной деятельности и надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного объекта недвижимости. Основания полагать иное, ответчиком суду не представлено.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента городского имущества города Москвы по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 110, 176, 266 - 268, 269 пунктом 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2015 года по делу N А40-85443/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.Н.БАРАНОВСКАЯ
Судьи
Г.С.АЛЕКСАНДРОВА
Н.И.ПАНКРАТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)