Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Заявитель ссылается на передачу квартиры не в соответствии с установленной нормой предоставления жилой площади и лишение права на безвозмездное получение жилого помещения за пределами военного городка, при этом на учет нуждающихся в период прохождения военной службы принят не был.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Матусяк Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.
судей Бакуменко Т.Н., Селезневой Е.Н.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 декабря 2014 года гражданское дело N 2-2544/14 по апелляционной жалобе С.А.Д. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июня 2014 года по заявлению С.А.Д. об оспаривании решения Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителя заявителя С.А.Д. - С.Ю.А., представителя заинтересованного лица Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" - Н.А.Т., судебная коллегия
Заявитель С.А.Д. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании решения Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N <...> от <дата> об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в котором также просил признать С.А.Д. нуждающимся в обеспечении жилым помещением Министерством обороны Российской Федерации, оформить все необходимые документы и, в установленные законом сроки, направить их в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (<адрес>) для постановки с момента первой подачи заявления (<дата>) <...> С.А.Д. и членов его семьи (<...>) в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма, при этом квартиру с постоянным ордером расслужебить. Ордер признать служебным в соответствии с постановлением N <...>.
Обосновывая заявленные требования, С.А.Д. ссылался на то, что поскольку в <дата> ему Министерством обороны Российской Федерации была предоставлена квартира не в соответствии с нормой предоставления жилой площади, установленной в Санкт-Петербурге, и жилая площадь находится в <адрес>, в связи с чем приватизировать указанную квартиру он не может, то он лишен права, установленного Законом "О статусе военнослужащих", на безвозмездное получение жилого помещения за пределами военного городка. Кроме того, ссылался на то, что был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий посредством предоставления жилого помещения по договору социального найма, поскольку состоял <дата> в Каменской квартирно-эксплуатационной части (далее - КЭЧ) на учете нуждающихся в получении государственного жилищного сертификата (далее - ГСЖ).
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июня 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить указанное решение суда, полагает его неправомерным и необоснованным.
Заявитель С.А.Д. в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, не просившего об отложении слушания дела и не представившего доказательств уважительности причин отсутствия.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Так, согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков - жилые помещения на общих основаниях.
Данный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из приказа N <...> от <дата> <...> С.А.Д. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта.
Выслуга лет на момент увольнения составила более <...>, льготного исчисления не имеет.
С.А.Д. исключен из списков личного состава части, на основании приказа N <...> от <дата>.
Согласно ордеру N <...> от <дата> С.А.Д. с членами семьи (<...>) для постоянного проживания была предоставлена <...> <адрес> по адресу: <адрес>. Квартира не имела и не имеет статуса служебной.
Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительству Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с 1 января 1997 года начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках.
Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р "О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России".
Указанным распоряжением военный городок N <...> <адрес> является закрытым городком, где приватизация и обмен жилых помещений невозможен, в соответствии с Законом Российской Федерации N 1541-1 от 04 июля 1991 года "О приватизации жилого фонда Российской Федерации".
Согласно письму заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации N <...> от <дата> в адрес С.А.Д. подтверждено, что он признан участником подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, по категории <...>. Сертификат будет оформлен заявителю согласно Правилам выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы.
Также указанным письмом С.А.Д. был извещен, что он не может быть поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых Министерством обороны по договору социального найма, поскольку на момент увольнения с военной службы не был принят на такой учет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" от <дата> об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд пришел к выводу, что поскольку к компетенции Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" относится решение вопроса об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, но принятых на такой учет в период прохождения военной службы, а заявитель доказательств принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в период прохождения военной службы не представил, то отсутствуют основания для вывода о неправомерности оспариваемого отказа Западного регионального управления жилищного обеспечения.
Также отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что С.А.Д. не мог быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма Министерством обороны, поскольку был обеспечен таким жилым помещением в период прохождения военной службы.
Разрешая иные заявленные требования, такие как оформить все необходимые документы и в установленные законом сроки направить их в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (<адрес>) для постановки с момента первой подачи заявления (<дата>) <...> С.А.Д. и членов его семьи (<...>) в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма, при этом квартиру с постоянным ордером расслужебить, ордер признать служебным в соответствии с распоряжением N <...>, суд пришел к выводу об их неправомерности, как не соответствующих требованиям действующего законодательства и находящихся за пределами компетенции Министерства обороны.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пунктов 6 и 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 14 статьи 15 этого же Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы, в том числе в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих-граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, и реализации их прав на получение жилья Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно подпункту "а" пункта 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
- - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- - по состоянию здоровья;
- - в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Таким образом, из указанных норм права следует, что для обеспечения жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации военнослужащие-граждане должны, проходить военную службу по контракту, а также иметь общую продолжительность военной службы 10 лет и более, кроме того, увольняться с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является: наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках (подпункт "г"), избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел (подпункт "и").
Из изложенного следует, что военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы и желающий изменить место своего жительства, как, и военнослужащий, проживающий в закрытом военном городке, должен признаваться нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства с постановкой на учет в воинской части по последнему месту службы. На командование возлагается обязанность по обеспечению данной категории военнослужащих жилыми помещениями до их увольнения с военной службы, а в указанных выше Правилах урегулирован как порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в помещении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, так и порядок предоставления им жилья.
Таким образом, проживание военнослужащего в закрытом военном городке, а также избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы являются самостоятельными основаниями для признания военнослужащего, подлежащего увольнению, нуждающимся в жилом помещении, если указанный военнослужащий относится к категории граждан, определенных в пункте 6 Правил.
Таким образом, действующее как на момент увольнения заявителя, так в настоящее время законодательство связывает право уволенных из Вооруженных Сил граждан на предоставление жилья по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета с основанием их увольнения.
В связи с увольнением С.А.Д. по иному основанию (в связи с невыполнением условий контракта), а также в связи с тем, что на момент увольнения С.А.Д. не состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, так как был обеспечен жилым помещением на условиях договора социального найма, оспариваемый отказ заинтересованного лица не может быть признан незаконным.
Довод апелляционной жалобы заявителя, что судом неверно применены положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так как не допускается увольнение военнослужащих, выслуга лет которых составляет более 20 лет, без предоставления жилого помещения, не может быть положен в основу отмены решения суда.
Так, в соответствии с пунктом 13 статьи 15 указанного Федерального закона, военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что увольнение с военной службы военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, без их предоставления возможно, только с их согласия и с оставлением в списках на получение жилья (улучшение жилищных условий) по последнему месту жительства.
Указанная гарантия распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, на момент увольнения заявитель не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, кроме того, у заинтересованного лица имелись основания полагать, что на момент увольнения С.А.Д. был обеспечен жилым помещением более учетной нормы жилого помещения.
Так, из материалов дела следует, что помимо квартиры предоставленной С.А.Д. на основании ордера в <дата> размером жилой площади <...> кв. м, заявитель имеет в собственности <...> жилого дома жилой площадью <...> кв. м, общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела суд не учел, что материалы дела не содержат сведений об отказе заявителя по окончании службы быть обеспеченным жилым помещением от Министерства обороны, дана неправильная оценка статусу заявителя относительно требований статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", что привело к неправильному определению объема прав заявителя на улучшение жилищных условий, а также что судом не учтена конкретная жизненная ситуация, сложившаяся в семье заявителя, не могут быть положены, поскольку сводятся к неправильному толкованию норм материального права, переоценке доказательств, представленных при разрешении спора.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтены условия договора найма служебного жилого помещения, также не может быть положен в основу отмены решения суда, поскольку как установлено судом первой инстанции, заявителю было предоставлено жилое помещение на условиях договора социального найма. Его право на отселение из жилого помещения, находящегося на территории закрытого военного городка, подлежит реализации в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (подпункт "б" пункта 5).
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая указанное, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, а постановленное решение не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.12.2014 N 33-16172/2014 ПО ДЕЛУ N 2-2544/2014
Требование: Об оспаривании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Заявитель ссылается на передачу квартиры не в соответствии с установленной нормой предоставления жилой площади и лишение права на безвозмездное получение жилого помещения за пределами военного городка, при этом на учет нуждающихся в период прохождения военной службы принят не был.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. N 33-16172/2014
Судья: Матусяк Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.
судей Бакуменко Т.Н., Селезневой Е.Н.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 декабря 2014 года гражданское дело N 2-2544/14 по апелляционной жалобе С.А.Д. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июня 2014 года по заявлению С.А.Д. об оспаривании решения Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителя заявителя С.А.Д. - С.Ю.А., представителя заинтересованного лица Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" - Н.А.Т., судебная коллегия
установила:
Заявитель С.А.Д. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании решения Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N <...> от <дата> об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в котором также просил признать С.А.Д. нуждающимся в обеспечении жилым помещением Министерством обороны Российской Федерации, оформить все необходимые документы и, в установленные законом сроки, направить их в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (<адрес>) для постановки с момента первой подачи заявления (<дата>) <...> С.А.Д. и членов его семьи (<...>) в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма, при этом квартиру с постоянным ордером расслужебить. Ордер признать служебным в соответствии с постановлением N <...>.
Обосновывая заявленные требования, С.А.Д. ссылался на то, что поскольку в <дата> ему Министерством обороны Российской Федерации была предоставлена квартира не в соответствии с нормой предоставления жилой площади, установленной в Санкт-Петербурге, и жилая площадь находится в <адрес>, в связи с чем приватизировать указанную квартиру он не может, то он лишен права, установленного Законом "О статусе военнослужащих", на безвозмездное получение жилого помещения за пределами военного городка. Кроме того, ссылался на то, что был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий посредством предоставления жилого помещения по договору социального найма, поскольку состоял <дата> в Каменской квартирно-эксплуатационной части (далее - КЭЧ) на учете нуждающихся в получении государственного жилищного сертификата (далее - ГСЖ).
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июня 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить указанное решение суда, полагает его неправомерным и необоснованным.
Заявитель С.А.Д. в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, не просившего об отложении слушания дела и не представившего доказательств уважительности причин отсутствия.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Так, согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков - жилые помещения на общих основаниях.
Данный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из приказа N <...> от <дата> <...> С.А.Д. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта.
Выслуга лет на момент увольнения составила более <...>, льготного исчисления не имеет.
С.А.Д. исключен из списков личного состава части, на основании приказа N <...> от <дата>.
Согласно ордеру N <...> от <дата> С.А.Д. с членами семьи (<...>) для постоянного проживания была предоставлена <...> <адрес> по адресу: <адрес>. Квартира не имела и не имеет статуса служебной.
Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительству Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с 1 января 1997 года начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках.
Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р "О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России".
Указанным распоряжением военный городок N <...> <адрес> является закрытым городком, где приватизация и обмен жилых помещений невозможен, в соответствии с Законом Российской Федерации N 1541-1 от 04 июля 1991 года "О приватизации жилого фонда Российской Федерации".
Согласно письму заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации N <...> от <дата> в адрес С.А.Д. подтверждено, что он признан участником подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, по категории <...>. Сертификат будет оформлен заявителю согласно Правилам выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы.
Также указанным письмом С.А.Д. был извещен, что он не может быть поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых Министерством обороны по договору социального найма, поскольку на момент увольнения с военной службы не был принят на такой учет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" от <дата> об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд пришел к выводу, что поскольку к компетенции Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" относится решение вопроса об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, но принятых на такой учет в период прохождения военной службы, а заявитель доказательств принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в период прохождения военной службы не представил, то отсутствуют основания для вывода о неправомерности оспариваемого отказа Западного регионального управления жилищного обеспечения.
Также отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что С.А.Д. не мог быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма Министерством обороны, поскольку был обеспечен таким жилым помещением в период прохождения военной службы.
Разрешая иные заявленные требования, такие как оформить все необходимые документы и в установленные законом сроки направить их в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (<адрес>) для постановки с момента первой подачи заявления (<дата>) <...> С.А.Д. и членов его семьи (<...>) в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма, при этом квартиру с постоянным ордером расслужебить, ордер признать служебным в соответствии с распоряжением N <...>, суд пришел к выводу об их неправомерности, как не соответствующих требованиям действующего законодательства и находящихся за пределами компетенции Министерства обороны.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пунктов 6 и 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 14 статьи 15 этого же Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы, в том числе в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих-граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, и реализации их прав на получение жилья Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно подпункту "а" пункта 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
- - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- - по состоянию здоровья;
- - в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Таким образом, из указанных норм права следует, что для обеспечения жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации военнослужащие-граждане должны, проходить военную службу по контракту, а также иметь общую продолжительность военной службы 10 лет и более, кроме того, увольняться с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является: наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках (подпункт "г"), избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел (подпункт "и").
Из изложенного следует, что военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы и желающий изменить место своего жительства, как, и военнослужащий, проживающий в закрытом военном городке, должен признаваться нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства с постановкой на учет в воинской части по последнему месту службы. На командование возлагается обязанность по обеспечению данной категории военнослужащих жилыми помещениями до их увольнения с военной службы, а в указанных выше Правилах урегулирован как порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в помещении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, так и порядок предоставления им жилья.
Таким образом, проживание военнослужащего в закрытом военном городке, а также избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы являются самостоятельными основаниями для признания военнослужащего, подлежащего увольнению, нуждающимся в жилом помещении, если указанный военнослужащий относится к категории граждан, определенных в пункте 6 Правил.
Таким образом, действующее как на момент увольнения заявителя, так в настоящее время законодательство связывает право уволенных из Вооруженных Сил граждан на предоставление жилья по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета с основанием их увольнения.
В связи с увольнением С.А.Д. по иному основанию (в связи с невыполнением условий контракта), а также в связи с тем, что на момент увольнения С.А.Д. не состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, так как был обеспечен жилым помещением на условиях договора социального найма, оспариваемый отказ заинтересованного лица не может быть признан незаконным.
Довод апелляционной жалобы заявителя, что судом неверно применены положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так как не допускается увольнение военнослужащих, выслуга лет которых составляет более 20 лет, без предоставления жилого помещения, не может быть положен в основу отмены решения суда.
Так, в соответствии с пунктом 13 статьи 15 указанного Федерального закона, военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что увольнение с военной службы военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, без их предоставления возможно, только с их согласия и с оставлением в списках на получение жилья (улучшение жилищных условий) по последнему месту жительства.
Указанная гарантия распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, на момент увольнения заявитель не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, кроме того, у заинтересованного лица имелись основания полагать, что на момент увольнения С.А.Д. был обеспечен жилым помещением более учетной нормы жилого помещения.
Так, из материалов дела следует, что помимо квартиры предоставленной С.А.Д. на основании ордера в <дата> размером жилой площади <...> кв. м, заявитель имеет в собственности <...> жилого дома жилой площадью <...> кв. м, общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела суд не учел, что материалы дела не содержат сведений об отказе заявителя по окончании службы быть обеспеченным жилым помещением от Министерства обороны, дана неправильная оценка статусу заявителя относительно требований статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", что привело к неправильному определению объема прав заявителя на улучшение жилищных условий, а также что судом не учтена конкретная жизненная ситуация, сложившаяся в семье заявителя, не могут быть положены, поскольку сводятся к неправильному толкованию норм материального права, переоценке доказательств, представленных при разрешении спора.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтены условия договора найма служебного жилого помещения, также не может быть положен в основу отмены решения суда, поскольку как установлено судом первой инстанции, заявителю было предоставлено жилое помещение на условиях договора социального найма. Его право на отселение из жилого помещения, находящегося на территории закрытого военного городка, подлежит реализации в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (подпункт "б" пункта 5).
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая указанное, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, а постановленное решение не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)