Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 18.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4705/2015

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2015 г. по делу N 33-4705/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.
судей Глушенко Н.О., Черонко Е.В.
при секретаре Ч.Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 02 октября 2015 года по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Сортавала в интересах К.И.А. к администрации Сортавальского муниципального района о предоставлении жилого помещения на территории Сортавальского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия

установила:

прокурор <...> обратился в суд с иском в интересах К.И.А. по тем основаниям, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района РК от <...> был установлен факт невозможности проживания К.И.А. в ранее занимаемом жилом помещении, истица включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения не заключен. Прокурор просил возложить на администрацию Сортавальского муниципального района РК обязанность по предоставлению К.И.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения на территории Сортавальского муниципального района.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования РК.
Решением суда иск удовлетворен.
С таким решением не согласен ответчик. В апелляционной жалобе представителем администрации не оспаривается право истицы на обеспечение ее жилым помещением. Вместе с тем отмечает, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 ЗРК, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики К., в том числе по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. При этом министерство финансов Республики К. совместно с уполномоченным органом устанавливает формы, сроки и требования к содержанию отчетности органов местного самоуправления об осуществлении государственных полномочий и о расходовании переданных на эти цели субвенций из бюджета Республики К. На основании ст. 4 ч. 2 п. 4 Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК администрация Сортавальского муниципального района, наделенная государственными полномочиями Республики К. в части социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организует деятельность по осуществлению государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики К., а также принятыми ими муниципальными правовыми актами. Определено, что финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики К. Таким образом, обязанность по обеспечению К.И.А. жилым помещением возложена действующим законодательством на администрацию Сортавальского муниципального района за счет субвенций, предоставляемых бюджету района из бюджета Республики К. Полагает, что в связи с характером спорного правоотношения в качестве соответчиков суду следовало привлечь Министерство финансов Республики К., Министерство образования Республики К. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске к администрации.
Прокуратурой <...> представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых выражено согласие с постановленным решением. Поясняет, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Право К.И.А. на обеспечение жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, ответчиком не оспаривается. Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокуратуры. Доводы жалобы о привлечении к участию в деле соответчиков не основаны на законе, так как государственными полномочиями по принятию решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, извещен о дне слушания дела.
Прокурор Иовлев Д.С. в судебном заседании возражал по доводам жалобы.
К.И.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена о дне слушания дела.
Представитель третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о дне слушания дела.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии по обеспечению жильем, определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу положений ст. 8 названного Федерального закона лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно положениям п. 6 ст. 3 Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики К.
Согласно п. 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 N 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, К.И.А., <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от <...> <...> К.И.А. была определена в детское государственное учреждение, за К.И.А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <...>.
Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от <...> <...> установлен факт невозможности проживания К.И.А. в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с чем К.И.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья. Сведения о К.И.А. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Сортавальскому муниципальному району.
Учитывая данные обстоятельства и нормы действующего законодательства, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить истице благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку обязанность администрации Сортавальского муниципального района по обеспечению истицы жилым помещением возникла в данном случае с момента достижения 18-летнего возраста К.И.А., с учетом невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, судом первой инстанции не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи, с чем решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 02 октября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)