Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-11000/2017

Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу было отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением документов, подтверждающих отсутствие у истца жилых помещений. С отказом истец не согласен, так как все необходимые документы он представил.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2017 г. по делу N 33-11000/2017


Судья Поляков Е.С.

19 сентября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щербакова М.В.,
судей: Будько Е.В., Винокуровой Н.С.,
при секретаре: К.О.,
с участием: истца К.Н., его представителя - адвоката Шальновой И.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Будько Е.В.
дело по апелляционной жалобе К.Н.
на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 марта 2017 года
по иску К.Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты,

установила:

К.Н. обратился в суд с названными исковыми требованиями, в обоснование которых указал, что с 15 июня 1987 года по 8 июня 2011 года проходил службу в органах внутренних дел, стаж 27 лет 06 месяцев. 30 марта 2016 года истец подал заявление в комиссию по предоставлению социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам подразделений ГУ МВД России по Нижегородской области и гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел, приложив к нему необходимые документы для принятия на учет для получения единовременной выплаты. Согласно выписки из протокола заседания комиссии от 8 июня 2011 года, утвержденного распоряжением ГУ МВД России по Нижегородской области от 30 марта 2016 года N истцу отказано в принятии на учет, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих отсутствие у истца жилых помещений за период с 1987 года по 2016 год, ссылаясь на пункт 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1223 от 30 декабря 2011 года (далее по тексту также -Правила). Истец считает отказ в принятии на учет незаконным и необоснованным. Согласно п. п."а" п. 5 Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения). Из смысла данной норму следует, что сотрудник ОВД должен предоставить сведения о своих жилищных условиях и жилищных условиях членов своей семьи за последние 5 лет перед подачей соответствующего заявления. Требование ответчика предоставить документы 10-20-летней давности не соответствует требованиям Закона. Кроме того, доводы комиссии об отсутствии в материалах учетного дела истца протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, подтверждающего принятие К.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, поскольку истцом была представлена справка N от 07.12.2010 г. о постановке на учет на получение жилья под номером 1 основание решение ЖБК УМ на ОАО "ГАЗ" от 17.11.2004 г. N. Таким образом, К.Н. состоит в очереди как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 2004 года. Все документы, которые К.Н. смог получить в соответствующих органах, были им предоставлены в комиссию. Из данных документов следует, что истец никогда не имел на праве собственности жилых помещений и не являлся нанимателем по договору социального найма жилых помещений. Кроме того, в соответствии с п. 14 Правил, комиссия наделена полномочиями по проверке предоставленных сведений, и только в случае не подтверждения наличия условий, необходимых для принятия сотрудника на учет имеет право отказать в принятии на учет. Комиссией таких фактов не установлено.
Истец со ссылкой на положения Федерального закона РФ от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" просил суд признать незаконным решение заседания комиссии от 30.03.2016 г. в отношении К.Н., признать за К.Н. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ответчика принять К.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 30 марта 2016 года.
Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 марта 2017 года К.Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты отказано в полном объеме.
В апелляционной К.Н. содержится требование об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. Заявителем жалобы указано, что справку о проверке жилищных условий по адресу: <адрес> представить не может ввиду отсутствия доступа в указанную квартиру, из которой был выписан на основании решения Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 17 ноября 2014 года. Истцом представлены справки из БТИ об отсутствии сведений о регистрации права собственности на его имя в поземельной и реестровой книгах, представлены выписки из ЕГРП, выписка из ЕГРП о правах конкретного лица (К.Н.). Перечисленные в п. 5 Правил документы истцом представлены в том объеме и виде, в котором их удалось получить. Кроме этого, факт постановки истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года установлен решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 06.10.2015 г.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить и исковые требования удовлетворить.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, К.Н. проходил службу в органах внутренних дел в должности помощника оперативного дежурного дежурной части отдела милиции на объектах УК "Группа "ГАЗ" при ГУВД и приказом ГУ МВД России по Нижегородской области от 4 июля 2011 года N л/с был уволен по сокращению штатов с 8 июля 2011 года. В настоящее время К.Н. является пенсионером МВД.
5 февраля 2016 года К.Н. обратился в ГУ МВД России по Нижегородской области с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 27-29).
Решением Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ГУ МВД России по Нижегородской области и гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел от 25 марта 2016 года, впоследствии утвержденным распоряжением ГУ МВД России по Нижегородской области от 28 марта 2016 года N р, К.Н. отказано в постановке на учет (л.д. 57-89).
При разрешении спора суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст. 6 Федерального закона РФ от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных. гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", п. 5 Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223 "О предоставлении единовременной социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ", исходил из того, что к заявлению К.Н. не были приложены: справка о проверке жилищных условий с мест жительства за последние 5 лет до подачи заявления или документ, подтверждающий невозможность ее получения; документы, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором он зарегистрирован за период с 04.07.1994 года по 1998 год, поэтому отсутствие указанных сведений не позволило комиссии определить наличие оснований для принятия К.Н. на учете на получение единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия Нижегородского областного суда признает выводы суда первой инстанции основанными на правильном толковании и применении норм материального права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, исходя из следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 этого Закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности (пункт 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (пункт 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Во исполнение нормы части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 декабря 2011 г. N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно пункту 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи. В случае, если по независящим обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "а" названного пункта), копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи (подпункт "б" названного пункта), копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака) (подпункт "в" названного пункта), копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника (подпункт "г" названного пункта), справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении (подпункт "д" названного пункта), копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункт "е" названного пункта), копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации) (подпункт "ж" названного пункта), копия документа, удостоверяющего статус Героя Российской Федерации (в случае если сотрудник удостоен звания Героя Российской Федерации) (подпункт "з" названного пункта), копия документа, подтверждающего участие в боевых действиях на территории Афганистана (в случае если сотрудник является ветераном боевых действий на территории Афганистана) (подпункт "и" названного пункта).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов (пункт 6 Правил).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия, пункт 10 Правил).
Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подпункт "в" пункта 14, пункт 10, пункт 15 Правил).
Согласно пункту 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.
При этом наличие таких условий определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудником копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном законом порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам МВД России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать в постановке сотрудника на такой учет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для отказа комиссии ГУ МВД России по Нижегородской области в постановке К.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило несоблюдение последним порядка и условий обращения с заявлением о принятии на учет для получения названной выплаты, а именно непредставление им документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (справка о проверке жилищных условий с мест жительства за последние 5 лет до подачи заявления или документ, подтверждающий невозможность ее получения; документы, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором он зарегистрирован за период с 04.07.1994 года по 1998 год).
Пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что комиссия выполняет в том числе следующие функции: проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 Правил (подпункт "а" названного пункта), направляет в случае необходимости запрос в определяемое Министерством внутренних дел Российской Федерации уполномоченное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной социальной выплаты (подпункт "б" пункта 14 Правил).
В целях проверки сведений, содержащихся в формируемой уполномоченным подразделением базе данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты, Министерство внутренних дел Российской Федерации и органы могут направлять запросы в федеральные государственные органы, а также государственные органы субъектов Российской Федерации для получения информации, необходимой для предоставления единовременной выплаты (пункт 26 Правил).
Из содержания приведенных выше положений, следует, что запросы в соответствующие государственные органы направляются с целью проверки определенных сведений, представленных сотрудником при подаче им заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Принимая во внимание, что в соответствии с действующим правовым регулированием решение вопроса о возможности предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения осуществляется только при наличии необходимого пакета документов, и учитывая, что истцом при обращении с заявлением о постановке на учет для получения указанной выплаты не были представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие указанных в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ условий для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, что не оспаривалось сторонами, суд первой инстанции правомерно отказал К.Н. в удовлетворении его исковых требований.
Судебная коллегия отмечает, что в целом доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекшего вынесение незаконного решения, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)