Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 29.05.2017 ПО ДЕЛУ N 33-2050/2017

Требование: О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица отнесена к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, постановлением местной администрации она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, до настоящего времени жилым помещением истица не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2017 г. по делу N 33-2050/2017


Докладчик Блинова М.А.
Судья Данилин Е.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В.,
при секретаре И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах Н. к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2017 г.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Н. к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что Н. отнесена к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать лишена родительских прав на основании решения суда от 19 июля 2014 г., отец с 06 июня 2005 г. находился в местах лишения свободы. Во исполнение решения Московского районного суда г. Чебоксары от 16 мая 2014 г. постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от 03 июля 2014 г. Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений со 02 июля 2014 г. В настоящее время истец зарегистрирована в квартире <адрес>, проживает на съемной квартире по адресу: <.2.>, какого-либо жилого помещения на праве собственности не имеет. В июне 2009 года истец окончила обучение в РГОУ НПО "...".
Принимая во внимание, что жилым помещением Н. до настоящего времени не обеспечена, прокурор просит исковые требования удовлетворить, ссылаясь на положения п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В судебном заседании помощник прокурора Еремеева Г.З., истец Н. исковые требования поддержали, просили удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Т. в удовлетворении исковых требований просила отказать, полагая, что право на обеспечение жильем может быть реализовано истцом в порядке очередности и согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время у администрации свободных жилых помещений для предоставления истцу не имеется.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2017 г. на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанное решение обжаловано ответчиком администрацией города Чебоксары Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 10 мая 2017 г. постановлено перейти к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, судебной коллегией привлечены Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Н. исковые требования поддержала и просит возложить на ответчика обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Ответчик администрация г. Чебоксары, третьи лица администрация Московского района г. Чебоксары, Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили.
Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как указывалось выше, судебная коллегия пришла к выводу, что разрешая настоящие требования, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, права и интересы которых затрагиваются принятым решением, вследствие этого и на основании пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
Принимая в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
Установлено, что Н., ... года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери на основании Шемуршинского районного суда Чувашской Республики от 29 июля 2004 г., умерла 30 декабря 2010 г., отец ФИО2 с 06 декабря 2005 г. находился в местах лишения свободы.
Из материалов дела следует, что Н. какого-либо жилого помещения на праве собственности или социального найма не имеет. В настоящее время истец зарегистрирована в квартире <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее дяде ФИО3, проживает на съемной квартире.
14 февраля 2013 г. Н. обращалась к ответчику с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары от 16 мая 2014 г. на администрацию города Чебоксары возложена обязанность включить Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании постановления главы администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 03 июля 2014 г. N, принятого во исполнение решения Московского районного суда г. Чебоксары от 16 мая 2014 г., Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, со 02 июля 2014 г.
В 2006 году Н. окончила обучение в РГОУ ".1.", а в 2009 году окончила обучение в РГОУ НПО "...".
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N 42 "О регулировании жилищных отношений" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N 42 "О регулировании жилищных отношений" полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", стороной ответчика не оспаривается.
Принимая во внимание, что истец Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла совершеннолетия, в 2009 году окончила обучение в образовательном учреждении, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда со 02 июля 2014 г. (в то время как с заявлением об обеспечении жилым помещением Н. обращалась 14 февраля 2013 г.), жилым помещением на момент разрешения спора не обеспечена, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" судебная коллегия приходит к выводу о наличии у Н. права на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом доводы апелляционной жалобы администрации города Чебоксары о том, что правом на внеочередное обеспечение жилым помещением Н. не обладает и в случае удовлетворения исковых требований будут нарушены права других детей-сирот, обладающих аналогичным правом, а также доводы об отсутствии свободных жилых помещений, судебная коллегия находит несостоятельными. Администрация г. Чебоксары ни в суд первой, так и в суд апелляционной инстанции не представляли списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г. Чебоксары и не сообщали с какого года вставшие на учет обеспечиваются специализированным жилым помещением на территории г. Чебоксары в настоящее время. В рассматриваемом случае Н. должна была быть включена в такой список со дня обращения с 14 февраля 2013 г., а не с 02 июля 2014 г. (во исполнение вступившего в силу решения Московского районного суда г. Чебоксары от 16 мая 2014 г.).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.
При этом ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Закон Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья и наступления указанных в федеральном законе обстоятельств у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Следует иметь в виду, что формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки (Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2014 г. N 86-КГПР 14-7).
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием отказа в обеспечении жильем указанной категории граждан в порядке, определенном федеральным законодательством. Указанная позиция неоднократно высказывалась в Определениях Верховного Суда Российской Федерации (N 20-КГПР15-11 от 13.10.2015 г.).
При таких обстоятельствах, наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что указывается в апелляционной жалобе, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции без учета особенностей главы 39 ГПК РФ, выносит новое решение о возложении обязанности на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики предоставить Н., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью по установленным нормам предоставления.
Руководствуясь статьями 328, 329, частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2017 г. отменить и принять по делу новое решение, которым:
Возложить на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики обязанность предоставить Н., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Председательствующий
М.А.БЛИНОВА

Судьи
Л.И.СТАРОДУБЦЕВА
И.В.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)